Математическое моделирование задач на переливание презентация

Содержание

Недостаточно иметь хороший ум. Главное - правильно его использовать. Рене Декарт

Слайд 1Математическое моделирование задач на переливание
Авторы работы: Нитченко Екатерина, Горшечникова Полина,

Пепеляев Антон
Руководители: Гринева Л.Д., Гремяченская Т.В., Крагель Т.П.


Слайд 2Недостаточно иметь хороший ум. Главное - правильно его использовать.

Рене Декарт

Слайд 3Цель работы
Рассмотреть различные способы решения алгебраических задач на переливание жидкости.


Слайд 4Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
выявить, какие существуют способы решения

задач на переливание;

рассмотреть возможность применения геометрии, а именно способ математического бильярда, к решению подобных задач.

Слайд 5 Самая древняя из задач на переливание – задача Пуассона.
Знаменитый французский

математик, механик и физик Симеон Дени Пуассон (1781 – 1840) решил эту задачу в юности и впоследствии говорил, что именно она побудила его стать математиком.

Задача Пуассона


Слайд 6Задача Пуассона
Один человек имеет в бочонке 12 пинт вина (пинта –

старинная французская мера объема, 1 пинта ≈ 0,568 л) и хочет подарить половину вина, но у него нет сосуда в 6 пинт, однако имеются два пустых сосуда объемом 8 пинт и 5 пинт. Как с их помощью отлить ровно 6 пинт вина?

Слайд 7Методы решения задач на переливания
метод рассуждений;
метод проб и ошибок;
табличный;
метод блок –

схем;
метод математического бильярда.


Слайд 8Задача 1. Летом Винни - Пух сделал запас мёда на зиму

и решил разделить его пополам, чтобы съесть половину до Нового Года, а другую половину - после Нового Года. Весь мёд находится в ведре, которое вмещает 6 литров.
У него есть 2 пустые банки – 5-литровая и 1-литровая.
Может ли он разделить мёд так, как задумал?

Слайд 9


6 л
5 л
1 л


Слайд 14


0

3

3

Вывод: за 5 переливаний Винни

– Пух может разделить 6 л мёда пополам, используя ёмкости 5 л и 1 л.

Слайд 16
Задача 2. Имеются два сосуда - трехлитровый и пятилитровый. Нужно, пользуясь

этими сосудами, получить 4 литра воды. В нашем распоряжении водопроводный кран и раковина, куда можно выливать воду.


5

0

3

2

0

2

2

0

2

5

3

4

0

4

Вывод: за 6 переливаний можно получить 4 л воды, используя сосуды 5 л и 3 л.


Слайд 17Задача Пуассона
Один человек имеет в бочонке 12 пинт вина (пинта –

старинная французская мера объема, 1 пинта ≈ 0,568 л) и хочет подарить половину вина, но у него нет сосуда в 6 пинт, однако имеются два пустых сосуда объемом 8 пинт и 5 пинт. Как с их помощью отлить ровно 6 пинт вина?

Слайд 18Решение
Сначала наливаете 8 литров в 8-литровый, потом из 8- литрового наливаете

полный 5-литровый, в результате получается, что в 12-литровом - 4 литра, в 8-литровом – 3 литра, а в 5-литровом – 5 литров. Переливаете из 5-литрового в 12-литровый всю воду (или что там за жидкость), а из 8-литрового переливаете все 3 литра в 5-литровый. В результате 9 литров в 12-литровом, 0 литров в 8-литровом, и 3 литра в 5-литровом. Переливаете из 12-литрового 8 литров в пустой 8-литровый, и в 12-литровом остается 1 литр. Из 8-литрового доливаете в 5-литровый, пока 5-литровый не станет полным, (в 5-литровом было 3 литра, следовательно долили мы еще 2 литра из 8-литрового) Тогда в 8-литровом как раз остается 6 литров.

Слайд 19Решение задачи можно записать следующим образом:


8 п
5 п


Слайд 20Решение задачи можно записать следующим образом:


8 п
5 п


Слайд 21Решение задачи можно записать следующим образом:


5 п

3 п


Слайд 22Решение задачи можно записать следующим образом:


5 п

3 п


Слайд 23Решение задачи можно записать следующим образом:


8 п

3 п


Слайд 24Решение задачи можно записать следующим образом:


8 п

3 п


Слайд 25Решение задачи можно записать следующим образом:


5 п

6 п


Слайд 26Решение задачи можно записать следующим образом:


5 п

6 п


Слайд 27 Подумаем над обобщением этой задачи.
Пусть имеются два

пустых сосуда объемом a литров и в литров и требуется набрать из реки ровно с литров воды. Если число с не делится на наибольший общий делитель чисел а и в, то это сделать невозможно.
Если с делится на наибольший общий делитель чисел а и в, то в таком случае задача всегда имеет решение. В частности, это всегда возможно, если числа а и в взаимно просты.

Слайд 28Задача
В бидоне не менее 10 литров молока.
Как отлить из него

ровно 6 литров с помощью пустых девятилитрового и пятилитрового бидонов.

Слайд 29Решение задачи
Обозначим начальное количество молока в первом бидоне через а литров.

Число а не меньше 10, поэтому разностью а - 10 пользоваться можно, а разностью а - 11 уже нельзя. Решение записывается так:

Слайд 30Метод математического бильярда


Слайд 31 Суть метода заключается в представлении последовательности переливаний

аналогично движению бильярдного шарика отражающегося от бортов стола, имеющего форму параллелограмма, на котором нанесена сетка из одинаковых равносторонних треугольников.
Нарисовав на клетчатой бумаге исходную конфигурацию, необходимо проследить возможные движения шарика в соответствии с законом "угол падения равен углу отражения" и попадание им в требуемые точки по условию задачи. Освоив ее, нетрудно получить решение задачи на переливания (пересыпания) для трех сосудов различного объема.


Слайд 330
1
2
3
4
5
1
2
3
3
1
4
2
5









Слайд 34Карлсону срочно нужно налить 6 л компота . Но он

имеет лишь два сосуда: 5-литровый и 7-литровый. Как ему это сделать?

Слайд 350
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5


Слайд 36Вывод
Нами были рассмотрены методы решения алгебраических задач на переливание с помощью

рассуждений, таблиц и математического бильярда.
Рассматриваемые методы можно использовать более широко для решения задач на смеси, задач на справедливый дележ имущества, а также на обмен имуществом.

Слайд 37Использованная литература и другие источники
1. Гальперин Г.А., Математические бильярды [текст]/

Земляков А.Н., Гальперин Г.А - М.: Наука,- 1990.
2. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки (в трех книгах). – М.: «Просвещение», 2008.
3. Капкаева Л. В. Интеграция алгебраических и геометрических методов в решении задач.
4. Коксетер Г.С.М. и Грейтцер С.Л. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука, 1978
5. Савина Л.А. Задача о трех кувшинах // Журнал «Квант». – 1978. – № 5. – С.29 – 32.
6. Задачи на переливания. http://rsa.iso.karelia.ru/matem/test/pereliv.doc.
http://mat.1september.ru/2003/16/no16_1.htm

Слайд 38Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика