Технологии речевого развития дошкольников с точки зрения использования проблемно-поискового метода Подготовила старший в-ль Е.Г.Древалева презентация

Содержание

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций

Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 26

«Хрусталик» города Обнинска

Технологии речевого развития дошкольников с точки зрения использования проблемно-поискового метода



Подготовила
старший в-ль
Е.Г.Древалева











Слайд 2Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и

педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Слайд 3Целью проблемной технологии выступает приобретение качеств, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие

познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Слайд 4Проблемные ситуации
могут быть:
- различными по содержанию неизвестного,
- по

уровню проблемности,
-по виду рассогласования информации,
-по другим методическим особенностям.

Слайд 5Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися

знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Методика создания проблемных ситуаций
воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Слайд 6Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной

познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.


Слайд 7Существуют различные варианты метода: проблемное изложение учебного материала, проблемные эвристические беседы,

выполнение упражнений проблемно-поискового характера и т. д. Конечно, П.-п. м. о. нельзя рассматривать в качестве универсального и единственно правильного метода обучения при попытке активизировать внимание и поисковую деятельность воспитанников.
Этот метод требует тщательной подготовки воспитателя и значительных затрат времени. Поэтому на занятии следует сочетать П.-п. м. о.
с другими методами обучения, руководствуясь при этом целью занятий, имеющимися у воспитателя материалами, учитывать этап обучения.

Слайд 8Нетрадиционные способы обучения рассказыванию  
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь

в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Слайд 9Следует определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших

компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.
В основу программ детского образовательного учреждения обязательно включается развитие полноценной речи у ребёнка, когда непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение, устранение всевозможных её недочётов.
Программа воспитания и обучения для детей предусматривает большой объём знаний, который нужно им передать, и деятельность воспитателя состоит в том, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
В работу по формированию связной речи у детей входит и обучение рассказыванию
Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью на начальном этапе. Затем детей обучают различным видам рассказов-описаний и использую при этом схемы, символы, модели. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.

Слайд 10Большое значение для развития навыков самостоятельной речи имеют рассказам по сериям

сюжетных картинок. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи, развивают воображение.


Слайд 11Нетрадиционной формы обучения рассказыванию, является такая форма работы с детьми, как

организация театрально-игровой деятельности дошкольников при пересказе текстов или оставлении рассказов. Однако обращает на себя внимание тот факт, что из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдавалось играм-драматизациям, т. е. играм, где дети сами (а не куклы) изображали героев литературных произведений.

Слайд 12ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.

Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного - без множества пустых проб - решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.


Слайд 13Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить

системно, развивать речь в объяснении, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.


Слайд 14Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен

давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение, доказывать целесообразность и правильность выбора. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Слайд 15Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.


Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п

Слайд 16Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на

каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Слайд 17Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений.

В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований.


Слайд 18Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется, в разных видах деятельности - игре,

конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).


Слайд 19Таким образом, спектр нетрадиционных средств, используемых при обучении дошкольника рассказыванию чрезвычайно

широк и может использоваться в варьировании и смене видов деятельности, тем самым сохраняя интерес и мотивацию дошкольника.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика