ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЫСШЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ презентация

Содержание

Слайд 1МНЭПУ
СТЕПАНОВ
Станислав Александрович
профессор
Международного независимого эколого-политологического университета (Академия МНЭПУ)


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ВЫСШЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 2МНЭПУ
Основные вопросы:
 
1. Что такое экология и почему важно экологическое образование?
2. Что

такое устойчивое развитие и какое место в нем занимает экология?
3. Почему экологическое образование в России является основой образования для устойчивого развития?
4. Суть педагогической концепции экологического образования для устойчивого развития.

Слайд 3МНЭПУ
ЭКОЛОГИЯ [от гр. oikos - дом, место и logos - учение,

слово] по Э. Геккелю, раздел биологии о взаимоотношениях между организмами и средой. Экология занимается изучением всех живущих организмов и всех функциональных процессов, делающих окружающую среду пригодной для жизни.

Слайд 4МНЭПУ
«…экология покинула родные стены биологически чистого дома и, оттеснив материнскую науку

- биоэкологию, частично старушку-географию со многими ее солидными потомками типа биогеоргафии и отчасти климатологии, чуть-чуть социологию, гигиену, даже экономику, заняла, взрывообразно внедрившись между естественными и общественными науками, самостоятельное место в системе знаний. Более того, она стала знамением современного этапа развития общечеловеческой культуры».

Н.Ф. Реймерс (1932-1993)
об экологии:


Слайд 5МНЭПУ
Н.Ф. Реймерс стал основателем системной экологии как междисциплинарной метанауки


Слайд 6МНЭПУ
Американский эколог Б. Коммонер сформулировал законы социальной экологии:
Первый закон: Все

связано со всем.
Этот закон отражает существование сложной сети взаимодействий в биосфере. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям.

Второй закон: Все должно куда-то деваться.
Этот закон вытекает из фундаментального закона веществ. Он позволяет по-новому посмотреть на проблему отходов материального производства и быта. Огромные количества веществ извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того факта, что «все куда-то девается». В результате большое количество накапливается там, где по природе их не должно быть.


Слайд 7МНЭПУ
Третий закон: Природа знает лучше.
«Структура организма нынешних

живых существ – наилучшие в том смысле, что они были тщательно отобраны из неудачных вариантов и что любой новый вариант, скорее всего будет хуже существующего ныне». Без точного знания последствий преобразования природы не допустимы никакие ее «улучшения».

Четвертый закон: Ничто не дается даром.
«…глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объект том всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено». [91,c. 67].


Слайд 8МНЭПУ
Экологический императив
Н.Н. Моисеева
И этот императив, как закон, требование,

безусловный принцип поведения, имеет объективный характер, т.к. не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей вида homo sapiens. Но реализация этого отношения зависит от воли человека!

Экологический императив обозначает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах.


Слайд 9МНЭПУ

Экологический императив Н.Н. Моисеева в видении свободного художника


Слайд 10МНЭПУ
«…экологический императив … по существу требует создания, причем в достаточно

короткие сроки, нового нравственного императива, т.е. нового характера взаимоотношения людей между собой и природой. Этот императив постепенно вырастает в основную проблему современности»

Слайд 11МНЭПУ
«предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между обществом и природой,

субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим».

Слайд 12МНЭПУ
ЧТО ТАКОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ?
В 1987 году Международная комиссия

ООН по окружающей среде и развитию во главе с премьер-министром Норвегии Г.Х.Брундтланд представила доклад «Наше общее будущее», в котором было сделано заявление: развитие человечества должно стать стабильным и устойчивым к различным потрясениям и кризисам, как форма развития и прогресса мирового сообщества, которая удовлетворяет потребности живущих людей и не ущемляет возможности будущих поколений обеспечивать свое существование.

Слайд 13МНЭПУ
Теоретические истоки устойчивого развития исходят из:

- классической теории общественного

развития (О.Конт, П.Спенсер, К.Маркс);
- этики И.Канта и А.Швейцера;
- учения о биосфере и ноосферном этапе ее развития (В.И. Вернадский);
- теории постиндустриального общества (Д.Белл, З.Бжезинский, О.Тофлер);
- теории пределов развития ( Д.Х. Медоуз , Д. Л. Медоуз, Й. Рандерс);
- теории универсального эволюционизма и стратегии переходного периода Н.Н. Моисеева.

Слайд 14МНЭПУ
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Глобализация - процесс универсализации, становления

единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах жизни общества. Феномен глобализации, воспринимаемый как объективная реальность, заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и др.

Слайд 15МНЭПУ
Устойчивое развитие – (от англ. sustainable development -

непрерывно поддерживаемое развитие), это развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих людей, и для будущих поколений сохраняется возможность удовлетворять свои потребности

Слайд 16МНЭПУ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИМЕЕТ ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ВЫЗОВЫ, УГРОЗЫ


Слайд 17МНЭПУ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КЛИМАТ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ, УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ


Слайд 18МНЭПУ


Слайд 19МНЭПУ
РАМОЧНЫЕ ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Слайд 20МНЭПУ


Слайд 21МНЭПУ


Слайд 22МНЭПУ


Слайд 23МНЭПУ


Слайд 24МНЭПУ


Слайд 25МНЭПУ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Слайд 26МНЭПУ
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
В СТАНДАРТНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ


Слайд 27МНЭПУ


Слайд 28МНЭПУ
ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ
Сценарий (оптимистический) Д. и Д. Медоузов:

КОГДА ОГРАНИЧИВАЕТСЯ РОСТ
И

УСОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ ТЕХНОЛОГИИИ
 
Мир стремится к стабильной численности населения, устойчивому объему производства на душу населения, а также применяет технологии ради уменьшения загрязнения среды, эффективного использования ресурсов и увеличения урожайности в сельском хозяйстве

Слайд 29МНЭПУ


Слайд 30МНЭПУ


Слайд 31МНЭПУ


Слайд 32МНЭПУ
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ КАК ИНДИКАТОР УСТОЙЧИВОСТИ
Суммарное производство продовольствия по странам света (за 100

приняты уровни, достигнутые в 1952—56 гг.) в тех регионах, где голод принимает самые большие масштабы, за прошедшие 50 лет удвоилось или даже утроилось, но производство продуктов питания на душу едва изменилось, поскольку население росло практически так же быстро. А в случае Африки в период 1996-2001 гг. производство продовольствия на душу населения даже уменьшилось на 9%. (Источник: FAO.)

Слайд 33МНЭПУ
Почему экологическое образование в России является основой образования для устойчивого развития?


Слайд 34МНЭПУ
Устойчивое состояние потребует меньшего потребления природных ресурсов, но гораздо более высоких

моральных качеств.


Герман Дейли, 1971

Слайд 35МНЭПУ
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
РОССИИ ОБУСЛОВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИМ:
1. Географическое расположение, территория

и климатические условия страны.
2. Экополитологический аспект безопасности страны.
3. Энергетический фактор экономики страны.
4. Эколого-экономические аспекты продовольственной проблемы, бедности и неразвитости отдельных регионов страны, ее инфраструктурных проблем.
5. Зависимость интеграции экономики России в мировую рыночную экономику от преодоления последствий конкретно-исторических условий развития страны в ХХ веке и технологической отсталости.
6. Антропоцентричность менталитета населения страны, отношение его к природе как к неиссякаемому источнику ресурсов.
7. Отсутствие достаточных научно-теоретических обоснований образования для устойчивого развития и неготовность национальных органов управления образованием страны развивать экологическое образование как важный фактор перехода России к устойчивому развитию

Слайд 36МНЭПУ
Производство высокотехнологичной продукции в мире и место России


Слайд 37МНЭПУ
Наукоемкость и наукоотдача в мире и место России


Слайд 38МНЭПУ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
- стать важной предпосылкой для

достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления, обоснованного принятия решений и развития демократии;
 
- развивать и укреплять потенциал отдельных лиц, групп, сообществ, организаций и стран, позволяющий иметь собственные суждения и делать выбор в интересах устойчивого развития;
 
- способствовать изменению взглядов людей, давая им возможность делать наш мир более безопасным, более здоровым, более процветающим, тем самым повышая качество жизни;
 
- развивать критическое мышление и способствовать повышению информированности, что позволит изыскивать новые подходы, методы и средства в решении задач устойчивого развития.

Слайд 39МНЭПУ
Концептуальная формула экологического образования
для устойчивого развития


Слайд 40МНЭПУ
Педагогическая модель экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении


Слайд 41МНЭПУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Н.Н.МОИСЕЕВА ДЛЯ ОУР


Слайд 42МНЭПУ
Феномен экологической культуры для устойчивого развития


Слайд 43МНЭПУ


Слайд 44МНЭПУ
Суть педагогической концепции экологического образования для устойчивого развития
 
- концепция устойчивого развития

- это философия нового
мировоззрения, основанного на понимании современной картины мира и места человека и общества в природе;
 
- овладение экологической культурой, как системой новых ценностей, в центре которых человек и его ответственность перед обществом, природой и условиями жизни будущих поколений людей;
 
- новая педагогика высшей школы, должна быть ориентированная на:
а) обучение методам самостоятельного поиска знаний и информации и путей решения проблем устойчивого развития на местном уровне под девизом «Думай глобально, действуй локально!»;
б) формирование общекультурной и профессиональной экологической компетентности в области устойчивого развития;
в) развитие личности, способной решать проблемы устойчивого развития.

Слайд 45МНЭПУ
Опыт МНЭПУ в реализации регионального (местного) компонента в содержании образовательных программ


Слайд 46МНЭПУ


Слайд 47МНЭПУ
Рекомендуемая литература:

1. Донелла Медоуз, Йорген Рандерс , Денис Медоуз Пределы роста.

30 лет спустя /Пер. с англ./учебное пособие для в вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. – 342 с.: ил.
2 Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 624 с. (классический университетский учебник).
3. Моисеев Н.Н. Цивилизация ХХ1 века – роль университетов// Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.- 256 с.
4. Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» и экологическое образова-ние// Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.- 256 с.
5. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология.- М.: «Недра», 1992.
6. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.
7. Степанов С.А. Глобализация. Устойчивое развитие. Образование / Концептуальные основы экологического образования в высшей школе для устойчивого развития: Монография. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2009. 286с
8. Степанов С.А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении: Монография.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. 243с.

Слайд 48Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ)

Адрес: 127299, Москва, ул. Космонавта Волкова, 20
Тел.: (495)

231-44-50
Web-sit: www.mnepu.ru
E-mail: info@mnepu.ru; izdat@mnepu.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика