Социальная психология Учебная презентация курса По специальности 020400 Психология презентация

Содержание

Кафедра Философии и психологии Старший преподаватель Яровая Вероника Евгеньевна Тема 5. Общение

Слайд 1Социальная психология

Учебная презентация курса
По специальности 020400 «Психология»

Министерство образования и науки Российской

Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Кафедра Философии и психологии

Старший преподаватель Яровая Вероника Евгеньевна



Слайд 2Кафедра Философии и психологии Старший преподаватель Яровая Вероника Евгеньевна


Тема 5.
Общение


Слайд 3Содержание
Понятия общения в социальной психологии
Функции общения
Стороны общения


Слайд 4 Общение называют такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением

выявить психические качества друг друга, и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними.

Понятие общения


Слайд 5Вербальное и невербальное
Массовое и межличностное
Межперсональное и ролевое
Непосредственное и опосредованное
Прямое и непрямое

Виды

общения:

Слайд 6 По своему значению общение многофункционально и из него можно выделить

следующие функции общения: прагматическую, формирующую, подтверждения, внутриличностную, организации и поддержания межличностных отношений

Виды общения:


Слайд 7 Прагматическая функция – общение реализуется при взаимодействии людей в процессе

совместной деятельности

Функции общения


Слайд 8 Формирующая функция – общение проявляется в процессе формирования и изменения

психического облика человека, которая на ранних стадия развития человека опосредовано его общением со взрослыми

Функции общения


Слайд 9 Функция подтверждения – проявляется в том, что через общение с другими

людьми человек получает возможность познать себя, утвердиться в своем существовании и в своей ценности.

Функции общения


Слайд 10 Внутриличностная функция проявляется через общение человека с самим собой, через внутреннюю

или внешнюю речь, построенную по принципу диалога, которая может рассматриваться как универсальный способ мышления

Функции общения


Слайд 11 Функция организации и поддержания межличностных отношений заключается в восприятии других людей

и поддержания с ними различных отношений и связанно с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений

Функции общения


Слайд 12 Общение выстраивается на разных уровнях, которые зависят от стратегии поведения партеров,

характера их отношения друг к другу.

Уровни общения


Слайд 13 В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место, и

методологическая проработка этого вопроса изданный момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения

Уровни общения


Слайд 14 Выделяются три уровня анализа структуры общения:
Первый уровень — макроуровень
Второй уровень

— мезауровень (средний уровень)
Третий уровень — микроуровень

Уровни общения


Слайд 15 Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его

образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Уровни общения


Слайд 16 Мезауровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или

ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с какой целью».

Уровни общения


Слайд 17 Микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов

или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера.

Уровни общения


Слайд 18 Изучение общения показывает сложность, разнообразие и многоуровневость проявлений данного феномена,

поэтому выделяют три взаимосвязанных стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную

Стороны общения


Слайд 19 Коммуникативная сторона заключается в обмене информации между индивидами. Выделяют два вида

коммуникативного воздействия авторитарный и диалогический.
Передача информации возможна через вербальные и невербальные средства.

Коммуникативная сторона общения


Слайд 20 Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой

язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Коммуникативная сторона общения


Слайд 21 При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе

говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Коммуникативная сторона общения


Слайд 22 это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых

и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею

Невербальное общение


Слайд 23 Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика,

взгляд, «пространственное повеление», характеристики голоса.

Невербальное общение


Слайд 24 Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую,

2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт

Невербальное общение


Слайд 25 Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом

оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела

Невербальное общение


Слайд 26 Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной

коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

Невербальное общение


Слайд 27 Организация пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика) выступает также особой знаковой

системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Холл зафиксировал нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см).

Невербальное общение


Слайд 28 Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт

глаз», имеющий место в визуальном общении.

Невербальное общение


Слайд 29 Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую

вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.

Невербальное общение


Слайд 30 Прием невербальной информации может осуществляться на бессознательном или подсознательном уровнях. Поэтому

вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, использовать также понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет.

Невербальное общение


Слайд 31 Процесс коммуникации невозможен без:
Наличия трех составляющих: коммуникатора, информации и реципиента
Выработки

единого языка общения
Обратной связи, которую должен получить коммуникатор от реципиента

Коммуникативная сторона общения


Слайд 32Побудительный, то есть призывающий к действию.
Констатирующий, когда происходит процесс передачи информации

не направленной на изменение поведения
Убеждающий, выражающийся в совокупности методов для изменения поведения

Виды коммуникативного процесса


Слайд 33
Интерактивная сторона связана с взаимодействие людей в процессе общения. При рассмотрении

процесса воздействия уделяется внимание позициям участников общения


Интерактивная сторона общения


Слайд 34 В процессе общения участники могут не только обмениваться информацией, но

и организовывать обмен действиями, планировать общую деятельность, вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Интерактивная сторона общения


Слайд 35 В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Один

из подходов к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе — направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия

Интерактивная сторона общения


Слайд 36 Каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций,

которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок.
Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии

Позиции с точки зрения транзактного анализа


Слайд 37 Позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как

«Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо».

Интерактивная сторона общения


Слайд 38 Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: например,

если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Интерактивная сторона общения


Слайд 39 Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из

них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован.

Интерактивная сторона общения


Слайд 40 Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.
Стили общения


Слайд 41 Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Человек, привыкший к другому ритуалу,

получив такой ответ, выходящий за рамки его культурных представлений, будет озадачен, как взаимодействовать дальше.

Стили общения


Слайд 42 Манипулятивный стиль действия будет проявляться в выстраивании таких отношения, в которых

партнеру отведена роль соперника, которого необходимо обыграть, обмануть

Стили общения


Слайд 43 Гуманистический стиль действия предполагает общение основанный на равенстве партнеров, предполагает высокую

культуру общения и коммуникативную компетентность

Стили общения


Слайд 44 В процессе общения человек может применять различные виды взаимодействия. Наиболее

распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.

Интерактивная сторона общения


Слайд 45 В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной

деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее и порождающие конфликт

Интерактивная сторона общения


Слайд 46 В социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их

в некоторую общую деятельность. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками.

Интерактивная сторона общения


Слайд 47 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других

— «совместно-индивидуальная деятельность» (производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником — «совместно-последовательная деятельность» (конвейер); 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными — «совместно-взаимодействующая деятельность» (спортивные команды)

Модели поведения в деятельности


Слайд 48 При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым

участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию.

Интерактивная сторона общения


Слайд 49 Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы,

установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения.

Интерактивная сторона общения


Слайд 50 Перцептивная сторона включает в себя процесс восприятия внешних признаков человека,

соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Перцептивная сторона общения


Слайд 51 Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г.

в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие.

Перцептивная сторона общения


Слайд 52 Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается

и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Перцептивная сторона общения


Слайд 53 В социальной перцепции обязательно присутствует и оценка другого, и формирование

отношения к нему в поведенческом и эмоциональном плане. Благодаря данному восприятию человек может построить собственную стратегию поведения.

Перцептивная сторона общения


Слайд 54 Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь

эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе.

Перцептивная сторона общения


Слайд 55Познание себя
Познание партнеров по общению
Организация совместной деятельности на основе взаимопонимания
Установление эмоциональных

отношений

Функции социальной перцепции:


Слайд 56Идентификация
Эмпатия
Аттракция
Проекция
Идеализация
Рефлексия
Каузальная атрибуция
Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 57 Идентификация - процесс понимание другого человека через попытку уподобления ему. При

идентификации с другим легче познаются его нормы, ценности, поведение вкусы и привычки

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 58 Эмпатия - эмоциональное вчувствование или сопереживание другому, умение правильно представить

себе, что переживает другой человек, как оценивает окружающий мир. Высокая эмпатия позволяет допускать право на существование разных точек зрения.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 59 Эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в

том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 60 Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в

него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 61 В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень) ,

проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 62 Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания

состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему. Данная форма эмпатии включает два варианта: 1)простейшее сопереживание, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии; 2) переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 63 Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий

компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 64 Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости (Обозов, 1979). В изложенном

подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная). Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является чисто когнитивным процессом.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 65 Эмпатия может проявляться не только в реальном общении людей, но и

при восприятии произведений изобразительного искусства, в театре и т. д.
Эмпатия способствует развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 66 Аттракция - представляет собой форму познания другого человека по принципу симпатии,

включает в себя симпатию, привязанность, дружбу и любовь. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 67 Проекция — перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется

приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 68 Идеализация - наделение познаваемого объекта исключительно положительными качествами. При этом механизм

проявляется не только в завышении положительных черт, качеств, но и в преуменьшении негативных психологических особенностей. Механизм идеализации тесно связан с установкой, которая является как бы пусковым моментом для запуска механизма идеализации.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 69 Рефлексия - механизм самопознания человека самого себя в процессе общения,

в основе которого лежит способность человека представлять себе, как он воспринимается партнером по общению.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 70 В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией

понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 71 Рефлексия не просто знание или понимание другого, но знание того, как

другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» (Кон, 1978)

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 72 Каузальная атрибуция - процесс понимания причин поведения других людей. Субъект использует

механизм каузальной атрибуции в случае, когда у него недостаточно информации для понимания истинных причин поведения объекта.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 73 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений,

но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:


Слайд 74Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:
2) поскольку информация о человеке,

получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты, личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

Слайд 75Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:
3) эта причинная интерпретация существенно

влияет на поведение наблюдателя.

Слайд 76 Возникновение интереса к процессам каузальной атрибуции обычно связывают с работами Ф.

Хайдера. Размышляя о том, как происходит «наивный анализ поведения» у любого обычного человека, Хайдер указал на решающую роль приписывания другому намерения совершить поступок при установлении степени ответственности за него.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 77 Ф. Хайдера считал, что «наивное» понимание исходит из двух предположений:

люди ответственны за свои намерения и усилия, но в меньшей степени за свои способности, и чем больше факторы окружающей среды влияют на действие, тем меньшую ответственность несет за него человек.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 78 Попытка понять поведение и поступки другого человека часто является ошибочной, так

как далеко не всегда в нашем распоряжении есть вся необходимая информация и время для ее анализа.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 79 В результате наблюдатель склонен постоянно переоценивать возможности личности, роль диспозиций в

поведении действующего. Эта «неправильность» получила название «фундаментальной ошибки атрибуции».

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 80 Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам

участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции.

Механизмы межличностной перцепции:


Слайд 81 Г. Келли выделил три типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично

совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам)

Типы каузальной атрибуции


Слайд 82Вопросы для самопроверки
Дайте определение общения.
Какие функции общения вы знаете?
В чем

различия коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны общения?
Какие выделяют механизмы перцепции?
В чем суть эмпатии и как она проявляется?

Слайд 83Литература
Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс. 2000.
Берн

Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М, 1996.
Бодалев А. А. Психология общения. - Москва-Воронеж, 1996.
Mайерс Д. Социальная психология. -СПб., 1997.
Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

Слайд 84Использование материалов презентации

Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения

требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.

Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика