Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы презентация

Содержание

Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С.Макаренко

Слайд 1Системно-деятельностный подход
в преподавании
русского языка и литературы
2011 - 2012 учебный

год

Слайд 2Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных

целей
А.С.Макаренко

Слайд 3Учителя сегодня волнуют вопросы:

Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного

подхода?

Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

Какие методы и средства обучения выбрать?

Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Слайд 4Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность

взаимосвязанных элементов:
умение увидеть задачу с разных сторон
проанализировать множество решений
из единого целого выделить составляющие
из разрозненных фактов собрать целостную картину

Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике

Новые знания не даются в готовом виде.
Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности


Слайд 5Цикл образовательной ситуации включает в себя основные элементы обучения:

мотивацию деятельности
её

проблематизацию
личное решение проблемы участниками ситуации
демонстрацию образовательных продуктов
их сопоставление друг с другом, с аналогами
рефлексию результатов

Слайд 61. Мотивационно-целевой компонент
выход на противоречие или проблему через учебное задание
нарушение

привычных норм образовательной деятельности
несоответствие полученных результатов ожидаемым
сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов
введение противоречивых культурно-исторических аналогов
самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

Слайд 7.
в основе должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности

наиболее

важным является мыследеятельность, как метадеятельность

содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской).

2.Содержательный компонент


Слайд 83. Операциональный компонент
мыследеятельностная педагогика

задачный подход в обучении

метод проектов

ситуационный анализ

технологии портфолио

КСО

(коллективный способ обучения)

технологии проблемного, критического, модульного обучения и т.д.

Слайд 94. Рефлексивно-оценочный компонент
познавательная – что я понял, как я

работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…
социальная – как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…
психологическая – как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…

Слайд 10Таким образом, данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

развитие мышления через обучение деятельности:

умение адаптироваться (самоопределение), осознанное построение своей деятельности (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия)

формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах

формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания

Слайд 11Фрагменты уроков
русского языка и литературы
с использованием
деятельностного подхода


Слайд 12«Правописание приставок на – З и С»( 5кл.)

К доске вызываются 2

ученика. Учитель диктует слова, ученики записывают их на доске и в тетради:
безбрежный, бессовестный, возвышать, воссоединять, излагать, искажать
Ребята, вы обратили внимание на то, что слово (например) бессовестный Сережа написал с приставкой бес-, а Дима с приставкой без-? Кто из них прав? (ученики высказывают разные точки зрения)
Вопрос Диме и Сереже: когда вы писали слова, вы испытывали трудности в написании слов? (Да)
Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (знать правило написания приставок, оканчивающихся на З и С)
Давайте подумаем, почему во всех словах, которые написал Дима приставка без-, а словах, которые написал Сережа- бес?

Слайд 13«Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа»(5 кл.)

Употребите

следующие существительные с числительным 3,5:
бензин, воздух, зелень, детвора, дрожь
Образуйте форму единственного числа следующих существительных: качели, ножницы, каникулы, дрожжи, ворота
Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось выполнить? В чем затруднение? (форму ед.ч. у этих существительных образовать невозможно)
Сделайте вывод ( в русском языке есть особенные существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа)

Слайд 14Урок литературы в 11 кл.
«Гранатовый браслет» И. А. Куприна.
Тема

урока: Чувства Желткова –
это большая любовь или слепой восторг?


В начале урока создается проблемная ситуация, в основе которой высказывания
В. Львова - Рогачевского и Д. С. Лихачева.

Львов — Рогачевский :«Куприн говорит о любви, но не о той, постельной любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна — это подарок новому поколению, это призыв к большой любви».

Слайд 15Д. С. Лихачев: «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть

умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям?»

Какая точка зрения близка вам? Почему?
А теперь давайте обратимся к тексту и выясним, как на этот вопрос отвечает писатель?

Слайд 16Далее идет работа с текстом, в ходе которой выясняется мнение А.И.Куприна,

который, как истинный романтик обожествляет, воспевает "всепрощающую, на всё готовую, скромную и самоотверженную" любовь, поэтому позиция В. Львова-Рогачевского отражает позицию Куприна.

В ходе дальнейшей беседы ученики высказывают свое мнение.

Слайд 17Система заданий, которая предусматривает последовательное и систематическое изучение средств художественной выразительности


Прочитайте несколько предложений из книги
К.Г.Паустовского « Мещерская сторона».
Найдите сравнения. Каким способом они созданы?
Для чего служат сравнения в произведениях?

Выразительно прочитайте стихотворные строки. Какая картина рисуется в вашем воображении?

 Уж небо ос…нью дышало,
Уж реже солнышко бл…стало,
К…роче ст…новился день,
Л…сов т…инственная сень
С п…чальным шумом обн…жалась…
(А.Пушкин)
 


Слайд 18Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Какие виды орфограмм

в корне встретились вам в этом тексте?

Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте свой ответ по толковому словарику.

Докажите, что текст насыщен свистящими и шипящими звуками. Что они помогают «услышать»? Как называется такой прием?

Слайд 19 Распределите по группам слова с пропущенными буквами:
корни с безударными

проверяемыми гласными
корни с чередующимися гласными
корни с о-е(ё) после шипящих

В..черняя з..ря дог..рала. В воздухе начали сгущаться х..лодные тени. В небе заг..релись первые звездочки. На опушке, где разр..слись кусты, защ..лкал соловей. Я р..шил в..рнуться домой. Быстрыми шагами я прошел пл..щадку кустов. У ног моих т..нулась узкая д..лина, а дальше крутой ст..ной возвышался частый лес. Я стал спускаться с холма. Высокая трава к..салась моих к..лен. Слышался какой-то ш..рох. Л..тучие мыши носились над моей головой. Я скорее выбрался на другую стор..ну и пошел по полю м..жой.
(По И. Тургеневу)

Слайд 20Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его. Какое настроение он передает?

2.

Какие лексические средства помогают автору передать стремительное наступление ночи.

Слайд 21«Системно-деятельностный подход при комплексном анализе исходного текста. Стихотворение И.С.Тургенева « Голуби».


Слайд 23 Назревала гроза великая.
Голуби летели домой.
Сорвалась буря- и пошла

потеха!
Хорошо и грустно…

На какие смысловые части можно разделить текст?


Слайд 24Анализ первой части текста.
На какие два мира делится пространство для лирического

героя?

«около меня»

«за рожью»

то золотое, то посеребренное море
спелая рожь
солнце светило горячо и тускло
зловещий блеск последних солнечных лучей
безмолвная земля

темно-синяя туча
грузная громада
синяя громада
злая туча
туча давила землю, пахла, темнела
тьма

На каком приеме строится эта часть текста?

(Противопоставление, антитеза)


Слайд 25Анализ второй части текста.
Какие главные образы вы увидели в этой части

текста?

Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте.

Что-то-белый платочек-снежный комок-белый голубь;
два платка-два комочка-два белых голубя.

Какая часть речи преобладает в этой части текста?

Что подчеркивается при помощи глаголов?


Слайд 26Анализ третьей части текста.

Каким опорным сочетанием можно передать происходящее здесь?

( Глаголы,

потому что автор передает быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется ветер; мчатся облака; все закрутилось, смешалось; захлестал, закачался ливень)


Какая часть речи преобладает? Почему?


Слайд 27Анализ четвертой части текста.

Как соотносится заключительная часть с предыдущей? Докажите.
Что сразу

указывает на эти смысловые отношения?

Какими лексическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста?

лексический повтор слова « хорошо»
контраст:« два платка - хоть я и один»
лексический повтор слова «один»


Слайд 28Почему стихотворение названо «Голуби»?
Именно с образом двух голубей, олицетворяющих тепло и

сердечность, гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним свою жизнь одинокого человека.
Этот образ - носитель главной мысли стихотворения в прозе.


Слайд 29Тест.
1. В каком предложении прослушанного текста содержится главная мысль?
2.Какая характеристика соответствует

прослушанному тексту:
А) разговорный стиль, рассуждение
Б) художественный текст, описание
В) художественный текст, повествование с элементами описания
Г) публицистический стиль, рассуждение.
3. Что (в контексте стихотворения) означает слово
«одинокий» ? Выберите ответ и поясните его.
А) сиротливый
Б) состояние одинокого человека ( одиночество в толпе)
В) человек, который живет, работает один, без помощи других
Г) не имеющий семьи, близких


Слайд 30Прочесть стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Без гнезда».
О чем это стихотворение?

Какова его главная мысль? Сопоставить стихотворение «Без гнезда» со стихотворением «Голуби». Какое из них более грустное? Почему? Похожи ли темы?

Домашнее задание:


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика