Слайд 1
ПРИМЕНЕНИЕ
НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО
УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учитель трудового обучения специальной (коррекционной)
школы №30 VIII вида г.Белгорода:
Хомченко Татьяна Владимировна
Слайд 2В своей практической работе по успешному усвоению
учебного материала посредством применения наглядных
средств на уроках трудового обучения по специальности
«Швейное дело» мы пришли к выводу, что именно
использование наглядных средств обучения, на наш
взгляд, является наиболее эффективным в плане
повышения успешного усвоения материала и позволяет
успешно решать следующие педагогические задачи:
способствование развитию наглядно-образного мышления;
повышение активизации внимания при усвоении любого учебного материала;
Слайд 3 конкретизация изучаемых теоретических вопросов;
расширение сферы показа практического
применения
изучаемого материала;
создание возможностей для моделирования ряда процессов и явлений, не доступных
непосредственному наблюдению;
наглядная систематизация и классификация изученных явлений при помощи схем, таблиц и пр.;
содействие активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
получение информации о степени усвоения учебного материала.
Слайд 4 Программы трудового обучения 5-11 классов
включают относительно
сложный для детей
материал, изучение которого недостаточно
результативно без применения наглядных
методов. Успешность практической деятельности
воспитанников на уроках швейного дела зависит
от их способности усваивать предметные
образцы изделий, планировать и контролировать
работу. Формированию такой способности во
многом способствует практика применения
наглядных средств обучения. Их использование
позволяет подготовить учащихся к изучению
более сложной техники в послешкольном
профессиональном обучении.
Слайд 5 Эффективность применения наглядных средств в
основном объясняется тем,
что при чувственном
восприятии (прежде всего зрительном) образы
изучаемого материала быстрее формируются и
дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые
только на основе речевого сообщения.
К наглядным средствам относятся реальные предметы,
изображения, трудовые действия, с помощью которых
раскрывается сущность воспринятого учениками. Таким
образом, создается возможность получения информации,
отсутствующей при процессе непосредственного
восприятия изучаемого. Это – название предметов, их
назначение, материал, его свойства, принадлежность к
определенному классу, особенности устройства швейных
машин и т. п. В некоторых случаях наглядные средства
также используются для облегчения восприятия
малозаметных свойств предметов.
Слайд 6Исходя из сказанного, швейные машины и инструменты,
находящиеся в мастерской, могут
служить наглядными
средствами, когда используются учителем для
объяснения, в других случаях они служат орудием труда.
Например, при объяснении темы «Устройство швейной
машины» в 5 классе мы используем ножную швейную
машину как наглядность, а орудием труда она является,
когда ученики работают на ней во время уроков.
Понятие «наглядность» шире, чем только зрительно
воспринимаемые объекты. Например, объясняя,
правильно ли работает швейная машина, мы обращаем
внимание на производимый ею звук, правильность
строчки и т.п.
Слайд 7 Необходимым наглядным средством служит изделие –
образец. От качества таких эталонов
во многом зависит
развитие способностей обучающихся изготавливать
изделия, обладающие товарным видом. В швейном
деле основным наглядным средством служит
натуральный образец. Кроме того, мы используем
натуральные образцы выполнения отдельных
операций, соединений деталей или отдельных деталей
целого изделия (например, карманы воротники и т.д.)
Слайд 8Большое значение на уроках швейного дела уделяется
применению изобразительных наглядных средств.
К изобразительным
наглядным средствам относятся учебные плакаты, чертежи, рисунки на доске,
фотографии.
В коррекционной школе к данному виду наглядных
средств предъявляются повышенные требования.
Изображения должны быть четкими, красочными,
целенаправленно отражать предметы и их свойства,
т.е. соответствовать задачам одного или нескольких
занятий.
Слайд 10 К наглядным средствам, применяемые для развития способности к абстракции и
обобщению, относятся схематические рисунки. Схематические рисунки применяются при формировании обобщенных образов швов и деталей изделий в швейном деле, устройства инструментов и приспособлений, производственных технологических процессов и при решении ряда других учебных задач.
Слайд 11В трудовом обучении к схематическим наглядным
средствам обучения относятся чертежи деталей,
схемы,
отражающие технологические процессы, классификация
предметов и явлений.
Слайд 12Применение схем помогает усвоению знаний о
составлении плана работы над изделием.
Например,
для изучения технологии пошива юбки используется
следующая схема:
Одновременно со схемой
тот же материал
демонстрируется с
помощью других наглядных
средств, так как схема ( и
схематический рисунок) не
заменяет натуральный
объект или изображение реального предмета, а служит
для обозначения недоступных непосредственному
восприятию свойств и изучаемых предметов.
.
Слайд 13 К наглядным методам обучения относятся лабораторные
работы. На уроках трудового
обучения в специальной
(коррекционной школе) лабораторные работы в основном
применяются при изучении свойств материалов.
Например, при изучении темы «Льняные ткани» проводим
лабораторную работу, где обучающиеся рассматривают
волокна льна, записывают свойства в таблицу:
Лабораторная работа
Слайд 14 К наглядным средствам относятся оформленные для
демонстрации тексты. В основном
– это правила техники
безопасности и правила эффективной организации
практической работы. Они демонстрируются на стендах.
Использование таких средств бывает продуктивным
только при условии, если изучение содержания текстов
включается в общую дидактическую задачу данного
занятия. При этом формируется понимание
необходимости выполнения правил.
Слайд 15
Для того, чтобы подобные правила стали ресурсом личности выпускника школы,
они должны быть предметом обсуждения на многих занятиях в течение всего срока обучения.
Трудности, которые испытывают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы при усвоении теоретических и практических знаний, хорошо известны. Одна из главных причин этого состоит в их недостаточном умении организовать свою умственную деятельность. Применение наглядности служит эффективным средством развития способности к саморегуляции. Целенаправленное и психологически обоснованное включение средств наглядности в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, существенно улучшить их восприятие, понимание и запоминание учебного материала.
Слайд 16Применение наглядных средств помогает также развить у
учащихся умение организовать собственную умственную
и физическую деятельность. Целенаправленное
включение наглядных средств в структуру урока позволяет
активизировать внимание обучающихся, улучшить
восприятие, понимание и запоминание учебного
материала. А соответственно, успешное освоение
предмета трудового обучения способствует вхождению
выпускников в самостоятельную жизнь и трудовую
деятельность.