Слайд 1
Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1878)
Слайд 4
Стихотворение «На Волге» - это лирическое повествование
взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности.
Слайд 5
До изобретения парового двигателя корабли и баржи
самостоятельно двигались лишь вниз по течению рек. А вверх их тянули на длинных бечевах бурлаки. В любую погоду, под проливным дождём и палящим солнцем, утопая то в зыбучем песке, то в заболоченной жиже, месили они вёрсты обутыми в лапти ногами. Под мерный речитатив заунывной песни мужики «тянули лямку», каторжным трудом зарабатывая свой хлеб.
Слайд 6Словарная работа
«Нести лямку» – фразеологизм, означающий «выполнять тяжёлую неприятную, часто
однообразную работу.
«Ярмо» (устаревшее слово) – 1. Хомут из дерева для рабочего рогатого скота. 2. перен. Бремя, тяжесть.
Слайд 7Составление цитатного плана
1. «Я рос, как многие в глуши…»
2. «О Волга!
после многих лет
Я вновь принёс тебе привет».
3. «Но вдруг я стоны услыхал…»
4. «О Волга!.. Колыбель моя!»
5. «Но тот, который их сказал…
С тех пор меня не покидал!»
6. «Лишь поздно вечером домой
Я воротился».
7. «Я не узнал реки родной…»
8. «И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски!..»
9. «Унылый, сумрачный бурлак!»
Слайд 8
Представить тяжёлую судьбу бурлаков вам поможет картина Репина
«Бурлаки на Волге».
Слайд 10Беседа
- О чём могут поведать измученные лица бурлаков, их лохмотья, напряжённые
фигуры?
Они очень устали, измучены тяжёлой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба.
Слайд 11Беседа
- Зачем художник изображает на заднем плане белоснежный корабль?
Это пассажирское судно. На нём путешествуют, отдыхают и любуются волжскими просторами богатые люди… А здесь, на берегу, намертво связанные с этим кораблём ненавистной лямкой, бредут бурлаки.
Слайд 12Беседа
- Что о жизни бурлаков мы узнаём из их разговора?
Труд этих людей настолько тяжёл, что сама жизнь стала им безразличной, они ею уже не дорожат:
… А кабы к утру умереть,
Так лучше было бы ещё.
Слайд 13Беседа
- Какой вспоминается Волга поэту. Докажите, что в этой пейзажной зарисовке
всё дышит простором.
Мы видим горы, уходящие вершинами в небо, «бесконечный» лес, ширь, даль, небеса и реку, которая «светла и величава».
Слайд 15Беседа
- Каким бурлаки впервые входят в стихотворение?
Почти
пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…
Слайд 17Беседа
На время страшные образы отступают, уступая место
светлым и радостным воспоминаниям детства.
- Какие картины прошлого предстают перед глазами поэта, вышедшего на берег родной реки?
Слайд 19Беседа
Но среди этой детской сказки нас вновь
настигает «этот вой».
- Какое впечатление бурлацкая песня, услышанная впервые, произвела на Некрасова-ребёнка? Какие чувства Владели тогда героем?
Страх, сострадание, непонимание, неприятие неоправданной жестокости жизни.
Слайд 20Беседа
- Как изменилось отношение Некрасова-ребёнка к родной реке?
Мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…
Перед нами два пейзажа, резко контрастирующие один другому.
Слайд 23Беседа
- Как поэт говорит о том, что ничего не изменилось в
многострадальной судьбе русского народа?
Унылый, сумрачный бурлак!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам…
Как он, безгласно ты умрёшь,
Как он, безвестно пропадёшь.
Слайд 24Беседа
- Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа?
Покорность, переходящая из поколения в поколение.
Слайд 25Беседа
- Изменились ли с годами чувства поэта к бурлакам? Какую роль
в понимании позиции Некрасова играет повтор:
Всё ту же песню ты поёшь,
Всё ту же лямку ты несёшь…
Всё та ж покорность без конца…?
Поэт по-прежнему сочувствует тяжёлому труду бурлаков, но теперь он понимает: ничто не изменится в жизни мужиков, если они сами не захотят эту жизнь изменить.
Слайд 26Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге».
Нарисовать иллюстрацию по
желанию.