Слайд 1Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
центр диагностики и консультирования муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
Доклад педагога-психолога
Петренко Ю.А.
Слайд 2
ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы
учреждениями и включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям ее реализации.
Интегративным результатом реализации названных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогам.
Слайд 3
Важно смоделировать и спроектировать среду, где личность была бы востребована и
функционировала, где все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей.
Слайд 4
Психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС:
обеспечивает контроль за развитием
учащихся;
дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
принимает участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения;
проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;
оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса
Слайд 5
Психологическая экспертиза образовательной среды:
"...Психологическая экспертиза - оценка соответствия образовательной среды
(образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным образовательным и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность, ее защита от деструктивного воспитательного и психологического влияния..."
Слайд 6Содержание психологической экспертизы образовательной среды
включает в себя оценку актуального состояния по
критериям референтности среды, удовлетворенности средой, защищенности от психологического насилия ; анализ причин состояния среды, связанных с особенностями профессиональной деятельности и личности педагога; прогноз последствий состояния образовательной среды для развития личности ученика.
Слайд 7ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Диагностическая позиция
Состоит из пакета психодиагностических методик, адресованной отдельным участникам
учебно-воспитательного процесса
Экспертная
позиция
Включает набор оценочных суждений участников учебно-воспитательного процесса и независимых экспертов
Слайд 8 При диагностическом подходе предполагается использование следующего инструментария:
1)
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом (педагогическом) коллективе О.С. Михалюка и
А.Ю. Шалыто.
2) Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
А.Ф. Фидпера.
3) Методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми
В.Г. Маралова.
4) Адаптированный опросник Р. Элиота «Удовлетворенность качеством жизни».
При экспертном подходе предполагается использование следующего инструментария:
1) Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой.
2) Методы психолого-педагогической экспертизы образовательной среды В.А. Ясвина.
Слайд 9
Факторы, определяющие психологическое качество образовательной среды:
1. Организационно-управленческая
культура образовательного учреждения (доминирующий фактор);
2. Стабильность образовательной среды (устойчивость, постоянство кадрового состава, преемственность, мобильность, адаптация к современности, референтное поведение, положительный опыт пережитых
испытаний );
3. Понимание возможностей и ресурсов среды (влияние среды на развитие личности);
4. Эмоциональный комфорт ( удовлетворенность и защищенность).
Слайд 10Итог психологической экспертизы ОУ
Показатели диагностических критериев дают реальную картину;
Аналитическая оценка выявляет
рассогласованность идеального и реального;
Определяются направления психологической работы по устранению рассогласования;
Осуществляется переход от моделирования к проектированию психологической реальности, и, как следствие, управление развитием.
Слайд 11Организационная культура образовательного учреждения
инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и
вместе с этим педагогическим коллективом в целом, использование которого позволяет директору формировать определенную модель поведения педагогов, поддерживать доминирование определенного типа культуры в своей организации, повышать и использовать его позитивный потенциал.
Слайд 12Составляющие организационной культуры образовательного учреждения:
символы («настенная живопись», вид досок объявлений,
награды);
герои организации («Доска почета»);
ритуалы: Как люди здороваются? Как одеваются?;
язык организации (фразы, словесные штампы наиболее употребляемые);
разделяемые убеждения и взаимные ожидания (отношение к ученикам: в основном способные либо в целом не очень способные, но есть все же и одаренные и т.п.);
философия (миссия), задающая смысл существования организации (школы) и ее отношение к сотрудникам (педагогам);
профессиональные ценности: Какого своего ученика я (мы) считаю хорошим? Кого учителя (коллегу) я считаю настоящим педагогом?;
общечеловеческие ценности, мировоззрение (здоровье, семейная жизнь);
нормы поведения (стандарты и подходы, по которым педагог определяет, что и как ему нужно делать);
правила поведения, по которым ведется деятельность в организации (они могут быть формальными и не формальными);
психологический климат педагогического коллектива.
Слайд 13эффективное управление организационной культурой позволяет :
– значительно повысить качество деятельности управленческой
команды школы;
– совершенствовать формы взаимодействия руководства, педагогического коллектива, учащихся и их родителей;
– сформировать оптимальные условия для творческого сотрудничества и развития субъектно-субъектных отношений участников образовательного процесса.
Слайд 14Направления деятельности психологического сопровождения:
1. Профилактика
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг)
3. Консультирование (индивидуальное и групповое)
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая)
5. Составление индивидуального образовательного маршрута
6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая)
7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых
8. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ).
Слайд 15Важнейшим условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность
Концепция
психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.
Психологическая безопасность
состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее участников
Слайд 16Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды
Слайд 17Модель психологически безопасной образовательной среды включает:
1. защищенность от психологического насилия;
2. референтную значимость окружения;
3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении.
(И.А. Баева)
Слайд 18Угрозы психологической безопасности образовательной среды
1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия
Психологическое
насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
Следствие – получение ребенком психологической травмы
Слайд 19Проявления психологического насилия в образовательной среде:
публичное унижение;
оскорбление;
высмеивание;
угрозы;
обидное
обзывание;
принуждение делать что-то против своего
желания;
игнорирование;
неуважительное отношение;
недоброжелательное отношение.
Слайд 20Угрозы психологической безопасности образовательной среды
2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного
учреждения
Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу
Слайд 21Угрозы психологической безопасности образовательной среды
3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и
основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды
Следствие:
эмоциональный дискомфорт;
нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
неуважительное отношение к себе;
потеря личного достоинства;
нежелание обращаться за помощью,
игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых;
невнимательность к просьбам и предложениям.
Слайд 22Угрозы психологической безопасности образовательной среды
4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном
учреждении
Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью
Слайд 23Угрозы психологической безопасности образовательной среды
5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
Следствие –
профессиональная деформация;
угроза психическому здоровью