Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа педагогической практики
Слайд 2Права и обязанности студентов-практикантов
В период педагогической практики студент должен показать свою
профессиональную компетентность, проявить интерес к работе, готовность к взаимодействию с будущими коллегами, в сочетании со способностью анализа собственной деятельности. Он должен уметь строить свою деятельность в соответствии с новыми тенденциями и современными технологиями, стремиться к выработке собственного стиля деятельности с учетом предоставляемых ему условий разумной профессиональной и образовательной автономии.
Студент-практикант имеет право:
по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к заведующему кафедрой безопасности жизнедеятельности, групповому или институтскому руководителю практики, администрации института или университета, а также педагогам школы;
пользоваться библиотекой университета и учебно-воспитательного учреждения, его кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями;
участвовать в конференциях и совещаниях, проводимых в образовательном учреждении;
вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации и прохождения педагогической практики.
Слайд 3Права и обязанности студентов-практикантов
Студент-практикант обязан:
явиться для прохождения практики в закрепленное образовательное
учреждение, а при возникновении неожиданных обстоятельств, препятствующих явке в установленные сроки (болезнь, семейные обстоятельства и др.), своевременно известить группового руководителя и ответственного представителя образовательного учреждения;
своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, проводить учебно-воспитательную работу, обеспечивая единство социокультурного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания детей;
проявить себя как начинающий специалист, обладающий соответствующими профессиональными качествами, высокой нравственностью, общественной активностью, глубоким интересом к работе и любовью к детям, педагогической профессии;
быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия, активно участвовать в жизни образовательного учреждения.
вести дневник, в котором фиксировать результаты наблюдения и анализа образовательной работы с детьми, а также тетрадь с планами-конспектами всех проведенных им уроков (занятий), воспитательных и внеклассных мероприятий по предмету;
подчиняться правилам внутреннего распорядка и требованиям Устава образовательного учреждения, выполнять распоряжения администрации и руководителей практики.
В случае невыполнения обязанностей студент может быть отстранен от прохождения практики заведующим кафедрой безопасности жизнедеятельности, факультетским или групповым руководителем педагогической практики.
Слайд 4
Общее руководство планированием, организацией и прохождением педагогической практики осуществляется кафедрой безопасности
жизнедеятельности, во взаимосвязи с общеуниверситетскими кафедрами педагогики и психологии. План организации и проведения педагогической практики представлен в Приложении 1.
Слайд 5Приложение 1
План организации и проведения педагогической практики
Слайд 6Педагог образовательного учреждения:
знакомит прикрепленных к нему студентов с планом учебно-воспитательной работы,
с особенностями и спецификой класса, уровнем развития учащихся, проводит открытые и внеклассные занятия, организует их обсуждение;
совместно с групповым руководителем практики намечает и распределяет между студентами темы уроков (занятий) и внеклассных мероприятий, развивающих личность ребенка;
консультирует студентов при подготовке к проведению занятий, просматривает и утверждает планы-конспекты по ним;
оказывает студентам помощь при подготовке уроков разного типа, проведении практических и лабораторных занятий и др.;
участвует в анализе и оценке данного студентами урока;
поручает студентам проведение занятий с учащимися, имеющими пробел в знаниях, кружковых занятий, проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий, демонстрацию учебных кинофильмов и т.д.;
дает характеристику студентам и оценку их учебной работы;
участвует в совещании, проводимом руководителем образовательного учреждения по педагогической практике, а также, по возможности, в установочных и итоговых конференциях в институте
Слайд 7Классный руководитель (воспитатель образовательных учреждений):
знакомит студентов с составом учащихся класса (группы),
с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, индивидуальными особенностями поведения, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;
совместно с преподавателем педагогики и групповым руководителем конкретизирует воспитательные задачи практики, помогает студентам при составлении плана воспитательных мероприятий, утверждает план, контролирует его выполнение, дает консультации;
совместно с преподавателем психологии руководит работой практикантов по изучению учащихся и составлению психолого-педагогических характеристик;
присутствует на самостоятельных (зачетных) воспитательных мероприятиях студентов, участвует в их обсуждении и оценки;
привлекает студентов к текущей воспитательной работе с классом (группой);
дает характеристику студентов, оценку их воспитательной работы;
участвует в совещаниях, проводимых руководителем образовательного учреждения по педагогической практике, а также, по необходимости, в установочных и итоговых конференциях в университете.
Слайд 8Комплекс заданий по педагогической практике
Задание 1. Организация индивидуальной педагогической деятельности.
Ознакомиться
с организационной работой образовательного учреждения, спланировать индивидуальную педагогическую деятельность в период прохождения практики, для чего разработать индивидуальный план проведения педагогической практики, включающего: учебную работу, внеклассную работу по специальности и воспитательную работу студента.
Задание 2. Посещение и дидактический анализ посещенного урока.
Дидактический анализ урока – одно из ведущих умений в профессиональной деятельности учителя, поэтому он занимает важное место в работе студентов в процессе педагогической практики. Во время практики студент обязан изучить дидактические возможности урока, посетить систему уроков у одного учителя (не менее 2-х уроков) и студентов-практикантов и провести их анализ.
Задание 3. Самоанализ зачетного урока.
Провести самоанализ зачетного урока с целью установления причинно-следственных связей между компонентами проведенного урока, т.е. связей между целью, содержанием, формами, методами, условиями, в которых протекал урок, и его результатами, а также теми педагогическими явлениями, которые привели к этим результатам.
Слайд 9Задание 4. Тематическое планирование курса ОБЖ.
Изучить тематический план учителя-консультанта и
разработать тематический план изучения одного из разделов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися на ступени основного общего образования (класс определяется по указанию закрепленного за студентом педагога или классного руководителя).
Задание 5. Поурочное планирование и проведение уроков по ОБЖ.
Умело спланированный и качественно подготовленный урок – основа его успешного проведения. Особенно это актуально для начинающего преподавателя. В период практики студент самостоятельно выполняет обязанности учителя, разрабатывает поурочные планы и проводит не менее 4 уроков по ОБЖ.
Задание 6. Оценка результатов своей практической деятельности.
Студент проводит самоанализ своей педагогической деятельности в период прохождения практики, в котором отражает свои «сильные стороны» (что удалось, личные «педагогические приобретения»); «слабые стороны» (что в этот раз не удалось или удалось не в полной мере, каких знаний и умений не хватало); подмеченные особенности работы, закономерности и наиболее типичные трудности; пожелания и замечания по организации и проведению педагогической практики.
Слайд 10
Задание 7. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника.
Для успешной профессиональной работы в
период прохождения практики студент, применяя методы психологического изучения личности: наблюдение, метод беседы, естественный эксперимент, метод обобщенных суждений и др., составляет психолого-педагогическую характеристику на одного ученика класса, с целью определения основных направлений дальнейшей работы.
Задание 8. Педагогическое мастерство учителя.
Во время посещения уроков у одного учителя, студент изучает и анализирует индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке: общую характеристику стиля общения, речевого и невербального поведения учителя, его педагогический этикет и такт, способы воздействия на учащихся.
Слайд 11Отчетная документация по результатам педагогической практики
По окончании педагогической практики студенты представляют
групповому руководителю отчет по результатам педагогической практики, включающий:
1. Дневник педагогической практики (Приложение 3) - это рабочий документ студента, в котором отражаются данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики. Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной работе в период педагогической практики.
2. Отчет о выполнении заданий педагогической практики (Приложение 4) подписанный работником образовательного учреждения. Отчет должен быть оформлен на листах формата А-4 (не менее 5-6 листов), в печатном (кегль 14, интервал полуторный) или рукописном виде (аккуратный, понятный почерк; наличие «полей»; ровные строки). Листы отчета необходимо пронумеровать и сброшюровать.
Слайд 12Отчетная документация по результатам педагогической практики
3. Отзыв-характеристику администрации образовательного учреждения о
работе студента, подписанный учителем - руководителем и директором образовательного учреждения (Приложение 5). в котором дается краткая характеристика проведенной работы студентом в период педагогической практики, уровня его подготовки, отношения к работе, а также отмечается: количество проведенных студентом уроков в классах по темам; качество проведения уроков (владение методическим инструментарием, использование разнообразных средств, дополнительных источников знаний); применение нетрадиционных методов обучения, свобода в общении со школьниками; проведение внеклассной работы по ОБЖ, ее содержание и качество; общее отношение студента к практике; оценка за педагогическую практику. К отзыву прилагается ведомость индивидуальной оценки педагогической практики студента (Приложение 6).
Слайд 13К отчету по педагогической практике прилагаются:
дидактический анализ посещенного урока (Приложении 8);
анализ педагогического мастерства учителя (Приложении 9);
итоги выполнения задания по научно-исследовательской работе студента (НИРС).
Приложение 3
(форма титульного листа дневника
педагогической практики)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное учреждение
высшего профессионального образования
"Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Институт физической культуры и спорта
Кафедра безопасности жизнедеятельности
ДНЕВНИК
педагогической практики
студента (ки) __ курса группы _______________
______________________Ф.И.О._______________________
г. Казань
2014-2015 учебный год
Продолжение приложения 3
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАНИЦА
Институтский руководитель________________________________________________________
Групповой руководитель________________________________________________________
Преподаватель по педагогике__________________________________________________________
Преподаватель по психологии__________________________________________________________
Директор школы______________________________________________________________
Заместитель директора по учебной работе____________________________________
Заместитель директора по воспитательной работе_______________________________
Учитель ОБЖ________________________________________________________________
Классный руководитель__________________________________________________________
Продолжение приложения 3
(форма расписания роков)
Расписание уроков
(для классов, в которых проводится педпрактика студента)
Слайд 17Продолжение приложения 3
(формы документов)
Список учащихся класса
Слайд 18Продолжение приложения 3
(формы документов)
Актив класса
Слайд 19Продолжение приложения 3
Размещение учащихся
(план класса – посадка учащихся за партами)
Стол учителя
Доска
Продолжение приложения 3
Индивидуальный план педагогической практики
Слайд 21Продолжение приложения 3
Содержание педагогической практики
__ неделя с «__»____________ по «__»_____________20__г.
Примечание:
–
содержание педагогической практики заполняется студентом-практикантом ежедневно;
– количество недель педагогической практики по каждому курсу установлено программой педагогической практики.
Приложение 4
(форма титульного листа отчета
по педагогической практике)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное учреждение
высшего профессионального образования
"Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Институт физической культуры и спорта
Кафедра безопасности жизнедеятельности
ОТЧЕТ
по педагогической практике
Студент __ курса _________________группы
________________________________ (Фамилия И.О.)
(подпись)
«___»___________________20___ г.
Руководители практики
от вуза:__________________________ (Фамилия И.О.)
(подпись)«___»___________________20___ г.
от школы:________________________ (Фамилия И.О.)
(подпись)«___»___________________20___г.
г. Казань
2014-2015 учебный год
Слайд 23Приложение 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное учреждение
высшего
профессионального образования
"Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Институт физической культуры и спорта
Кафедра безопасности жизнедеятельности
ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА
О работе студента _____ курса______________________________группы
Института____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
( фамилия, имя, отчество)
проходящего педагогическую практику в __________классах средней школы № ________________
по адресу _____________________________________________________________________
в период с «__»________________200__ г. по «__»_________________20__ г.
Студент ______________________________________________________________________
(фамилия , имя, отчество полностью)
за время прохождения педагогической практики посетил ________ уроков по специальности.
По плану учитель дал ____ уроков и провел внеклассное мероприятие на тему: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В период работы студент___________________________________________________________
( краткая характеристика уровня подготовки и отношение к работе)
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Оценка за педагогическую практику__________________________
Место Директор школы ____________________________(Фамилия И. О.)
печати (подпись)
Учитель- руководитель практики
____________________________(Фамилия И. О.)
( подпись)
Слайд 24Приложение 6
ВЕДОМОСТЬ
индивидуальной оценки педагогической практики студента
__ курса ________группы______________Ф.И.О._____________
Кафедральный руководитель ________________________________
(Фамилия, И.О.)
«__»_______________20__ г.
Слайд 25Приложение 8
ПЛАН
дидактического анализа посещаемых уроков
Урок_________________________________________________________________________
Дата_________________ Класс ______ № урока
(по расписанию) _______________
Учитель______________________________________________________________________
Тема_________________________________________________________________________
Цель урока___________________________________________________________________
Слайд 26ЗАПОЛНИТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПАСПОРТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ(анкета А)
ЗАПОЛНИТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПАСПОРТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
КЛАССА (анкета Б)
ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ УСЛОВИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ (анкета В)
ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ (анкета Г)
ПОДГОТОВИТЬ ОТЧЕТ (Приложение В/1,В/2, Г).
Задания по научно-исследовательской работе студента (НИРС) по ОБЖ в рамках прохождения педагогической практики