СВЕТО-ЗВУКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ И ПСИХОТРЕНИНГ В СПОРТЕ Голуб Я.В., Дроздовский А.К. СПб НИИФК, СПб МАПО презентация

Содержание

Технология СЗС использует естественные, физиологически адекватные стимулы - световые - звуковые - тактильные

Слайд 1
СВЕТО-ЗВУКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ И ПСИХОТРЕНИНГ В СПОРТЕ

Голуб Я.В., Дроздовский А.К.
СПб НИИФК,

СПб МАПО



Слайд 2Технология СЗС использует естественные, физиологически адекватные стимулы
- световые
- звуковые
- тактильные



Слайд 3Технология СЗС использует естественные, физиологически адекватные стимулы


Слайд 4ЛИНГВОСТИМ


Слайд 5medsport@narod.ru
Характеристики физических факторов
Свет: цвет (RGB светодиод), частота, интенсивность, соотношение фаз, область

поля зрения
Звук: частота, форма волны, громкость, бинауральный звук
Тактильные стимулы: микровибраторы

Слайд 6Применение СЗС для повышения работоспособности


Слайд 7Краткие данные по влиянию различных частот на функциональное состояние


Слайд 8Действие СЗС на ГПУВ (генератор патологически усиленного возбуждения=доминанта)


Слайд 9Основные положения для обоснования применения СЗС в спорте


неоптимальная активация (предстартовая апатия

или предстартовая лихорадка) ведет к неоптимальному вегетативному обеспечению физической деятельности
активность патологических доминант (боязнь выступления, страх перед сильной командой и т.п.) снижают способность к концентрации, т.к. концентрация на определенной деятельности является тоже своего рода доминантой

Слайд 10Область поля зрения для стимуляции
1. Визуальные образы (глаза расфокусированы, их положение

фиксировано, зрачок несколько расширен) могут быть эйдетическими или конструируемыми.
2. Визуальные сконструированные образы.
3. Визуальные эйдетические образы (воспоминания).
4. Аудиальные сконструированные образы.
5. Аудиальные образы-воспоминания.
6. «Телефонная позиция» (внутренний диалог).
7. Аудиальные образы (часто внутренний диалог).
8. Кинестетика и обонятельно-вкусовые ощущения.

 


Слайд 11Влияние цвета
Красный цвет:
Психофизиологическое действие: пробуждает волю к жизни, оптимизм. Повышает

физическую силу, частоту пульса, артериальное давление, выносливость, работоспособность, иммунитет.

Противопоказания: гипертония, острые воспалительные заболевания, возбужденное состояние.

Слайд 12Влияние цвета
Оранжевый цвет:
Психофизиологическое действие: вселяет уверенность в себе, оптимизм, энтузиазм.

Повышает умственную работоспособность, улучшает память.

Противопоказания: отсутствуют.

Слайд 13Влияние цвета
Желтый цвет:
Психофизиологическое действие: создает веселое, радостное настроение, повышает умственные

способности.

Противопоказания: отсутствуют.

Слайд 14Влияние цвета
Зеленый цвет:
Психофизиологическое действие: гармонизирует, успокаивает, снижает АД, частоту пульса

и головные боли.

Противопоказания: отсутствуют.

Слайд 15Влияние цвета
Голубой цвет:
Психофизиологическое действие: цвет покоя. Снижает АД, головные боли.

Устраняет воспалительные процессы.

Противопоказания: отсутствуют.

Слайд 16Влияние цвета
Синий цвет:
Психофизиологическое действие: повышает творческие способности. Антисептическое действие. Снижает

воспалительные явления и боли.

Противопоказания: гипотония, депрессия.

Слайд 17Влияние цвета
Фиолетовый цвет:
Психофизиологическое действие: способствует выработке эндорфинов, мелатонина. Повышает творческую

активность и иммунитет.

Противопоказания: отсутствуют.

Слайд 18Психоакустические эффекты звуков
41 - повышение метаболического уровня (ощущение как после работы);
62

- увеличение физической силы;
132 – энергетическая частота (рекомендуются синусоидальные волны);
170-185 - дискомфорт;
196 - очень комфортное состояние;
247 - умиротворение;
333 - вдохновение;
440 - много образов (воображение);
494 - пробуждение сознания (возникает чувство похожее на энергетическую активацию, может вызывать бессонницу и не должна использоваться на ночь, может также вызывать тревожность);
523 - барьер страха (чувство паники);
784 – воля;
880 - много образов (воображение, в сочетании с бета стимуляцией вызывает мелькающие образы)


Слайд 19Бинауральный звук


Слайд 20Результат воздействия светозвуковой стимуляции в виде формирования очага альфа-активности у испытуемого с правополушарным

доминированием (длительное изучение программы)

Слайд 21Эффективность методов ауто-гетеросуггестии и светозвуковой стимуляции на психофизическое состояние спортсменов в

период УТС

Слайд 22Вариационная стабилометрия спортсмена А.В. в контроле и после применения СЗС и психотренинга
А

- контрольное исследование
Б – после применения светозвуковой стимуляции и психотренинга
в режиме «Настрой на соревнования»
- объем выполненный работы достоверно не отличался в обоих наблюдениях, что свидетельствует об отсутствии прямого влияния психокорректирующих технологий на физическую работоспособность;
- стратегия выполнения физической нагрузки претерпела качественные изменения – основной объем работы выполнен на максимальной и средней мощности с одновременным улучшением точности удержания усилия обеими руками одновременно, что свидетельствует об оптимизации управляющей функции головного мозга по совершению двигательных актов;
- увеличилась скорость и точность переходов для выполнения нагрузки в заданных диапазонах удержания, что свидетельствует об улучшении мышечно-суставного чувства.
Эти данные косвенно свидетельствует об улучшении тактико-технических характеристик локомоций спортсмена, улучшении согласованности работы при управляющих движениях, возрастании мощности волевого усилия и концентрации внимания, что в целом может рассматриваться как доказательство положительного влияния психокорректирующих технологий на профессиональную работоспособность спортсменов.

Слайд 23выбор метода коррекции


Слайд 24возможность достижения определенных психофизиологических состояний, связанных с навязывания определенных ритмов.
АЛЬФА-ТЕКСТЫ-ПЛЮС погружают

человека в состояние расслабленности, медитации; пробуждают интуицию, творчество.
Однако избыточное проявление альфа-ритма, связанное с тенденцией к жесткому кодированию, может свидетельствовать о маниакальной подоплеке анализируемого текста. Это - АЛЬФА-ТЕКСТЫ-МИНУС.
БЕТА-ТЕКСТЫ-ПЛЮС активны, сопровождают физическую деятельность, усиливают умственное напряжение, настороженность, внимание.
БЕТА-ТЕКСТЫ-МИНУС в наиболее жестком проявлении могут провоцировать возбуждение, страх, тревогу.
ДЕЛЬТА-ТЕКСТЫ ПЛЮС (с мягким кодированием) усыпляют сознание, способствуя воздействию на подсознание при помощи ритмической составляющей.
Но гипертрофированный, стремящийся к жесткости, ДЕЛЬТА-ТЕКСТ-МИНУС способен "усыпить" и подсознание.
ТЭТА-ТЕКСТЫ-ПЛЮС приводят к состоянию сонливости, эйфории, глубокого покоя, наслаждения.
ТЭТА-ТЕКСТЫ-МИНУС могут вызвать бессознательный гнев, раздражение и панику.

Слайд 25Аутогенная тренировка
Согласно данным психолингвистического анализа, человек подвержен данному виду воздействия

(аутогенной тренировке), если безоговорочно верит в данную методику или суггестор имеет для него авторитет. В связи с этим, при занятиях аутогенной тренировкой большое внимание необходимо уделять формированию «веры в методику».

Слайд 26
разработанные тексты для аудиогетерокоррекции обладают выраженным суггестивным влиянием. При этом для

восстановления сил используется текст, ориентированный на снижение активности сознания и активации подсознания (на уровне первичных отрицательных эмоций), что приводит к оптимизации механизмов вегетативного обеспечения и ускоренному восстановлению. Текст для настроя на соревнования обеспечивает жесткое кодирование на активную деятельность, побуждение к риску на фоне общего спокойствия, что фактически можно расценить как настрой на формирование активного трансового состояния, при котором исключается неблагоприятная висцеральная модуляция физиологических процессов, вызванных утомлением или перенапряжением функциональных систем и концентрация внимания на решаемые задачи.
Очень важно, чтобы при проведении аудиопсихокоррекции на фоне активного бодрствования не срабатывали механизмы психологической защиты, отторгающие принятие информационной фабулы, а при использовании аудиопсихокоррекции в неосознаваемом виде - чтобы мозг был способен к декодированию речи, обработанной с использованием кодирующего алгоритма.

Слайд 27Эффекты свето-звуковой стимуляции


1 — способствует достижению глубокой релаксации
2 — способствует визуализации,

развитию образного мышления, активизирует правое (образное) полушарие — повышается эффективность идеомоторной тренировки (мысленного прорабатывания упражнения). Наибольшую результативность показывают спортсмены с большей активностью правого полушария в сочетании с повышенной альфа-активностью в левом полушарии, ответственного за невербальное образное мышление
3 — снижает мышечное напряжение, что в комплексе способствует эффективному проведению «идеомоторной тренировки» или тренировки посредством представления своих действий в деталях с возможностью многократного успешного «исправления ошибок» и достижения успешного выполнения — такая тренировка готовит нервную систему для эффективной деятельности за счет эффекта «нейро-мышечного программирования»
4 — способствует усилению альфа-ритма — в этом состоянии отмечается успешная деятельность, например, съем ЭЭГ спортсменов-каратистов на тренировках в момент разбивания кирпичей рукой показали, что успешное действие совершается, когда на ЭЭГ доминирует альфа-ритм. При неэффективном действии (кирпичи остаются неразбитыми) на ЭЭГ наблюдаются признаки гиперактивации – доминируют бета-волны.
5 — достигается состояние продуктивной активации, при этом на ЭЭГ доминируют переходы от частоты 7,8 Гц к частотам бета и тета-ритма в диапазоне 18-23 Гц и 4-5 Гц.
6 — нормализует сон, в т.ч. перед ответственными стартами
7 — устраняет явления десинхроноза при смене часовых поясов за счет повышения выработки мелатонина
8 — ускоряет восстановление за счет нормализации кровообращения и дыхания, улучшения микроциркуляции и релаксации, замедления катаболических процессов
9 — уменьшает чувство боли за счет увеличения выработки эндорфинов; наиболее выраженный эффект наблюдается при стимуляции синим и белым цветом. Также это способствует повышению выносливости за счет повышения способности терпеть порог болевых ощущений
10 — применение потока свето-звуковых стимулов способствует отвлечению внимания спортсмена от таковых и в дальнейшем при выступлениях и способствует смещению ощущений к своему телу, концентрации на движениях, правильном распределении усилий
11 – повышает эффективность использования методов ауто- и гетеросуггестии: у лиц с доминированием положительных эмоций регистрируются альфа-ритм и медленные составляющие ЭЭГ, а у лиц с преобладанием гнева – бета-активность. Положительные эмоциональные состояния связаны с усилением альфа-активности в левом полушарии, а отрицательные эмоциональные состояния – с усилением альфа-активности в правом и усилением дельта-активности в левом полушарии. Применение свето-звуковой стимуляции для усиления альфа-активности в левом полушарии и активизации правого полушария дает положительную эмоциональную окраску сеансов психотренинга.

Слайд 28Варианты применения СЗС


Мысленное прорабатывание выступлений, самопрограммирование на фоне программ для активации

правого полушария, развития образного мышления и формирования состояния продуктивной активации
Использование аудиозаписей с ауто- и гетеросуггестией на фоне программ альфа-тета релаксации
Использование аудиозаписей с формулами самовнушения на фоне программ альфа релаксации
Использование аудиозаписей с релаксационными звуками на фоне специально подобранных режимов стимуляции для формирования состояния релаксации
Использование СЗС для активизации, концентрации
Использование СЗС для нормализации сна
Использование СЗС в качестве антистрессового фактора, для уменьшения тревожности

Слайд 29Технологии СЗС повышают стресс-устойчивость


Слайд 30Динамика КГР на фоне процедуры СЗС


Слайд 31Психофизиологические состояния по данным динамики КГР


Слайд 32Точность стрельбы на биатлонной дистанции


Слайд 33Основные показания к применению СЗС и БОС:
- для снижения стрессовых влияний,

быстрой релаксации, снятия усталости
- для улучшения памяти и интеллектуальных функций
- для активизации процессов обучения и творческих возможностей
- в комплексной терапии синдрома дефицита внимания
- для нормализации сна
- для активизации восстановительных процессов и усиления иммунитета
- для облегчения приступов мигрени, выраженности предменструальных симптомов
- для уменьшения выраженности хронического болевого синдрома
- для уменьшения метеочувствительности, профилактики десинхронозов при смене часовых поясов
- для улучшения физической работоспособности
- для концентрации и мобилизации воли и ресурсов организма
- для улучшения настроения и самочувствия
- для изменения отношения к психотравмирующим ситуациям
- в комплексной терапии алкогольной и наркотической зависимости
- для уменьшения уровня тревожности
- в комплексной терапии соматизированных расстройств вегетативной нервной системы (вегетативных расстройств)
- для облегчения введения в состояние транса и гипноза
- для ускорения освоения и проведения медитативных техник



Слайд 34Противопоказания:
Поскольку для стимуляции используются мерцающий свет и пульсирующий звук, то некоторыми

людьми эти воздействия субъективно воспринимаются как негативные. В этом случае необходимо изменить режим воздействия или отказаться от использования устройства.
АВС не должна использоваться людьми с эпилепсией, психическими расстройствами, отличающимися повышенной фоточувствительностью, страдающими серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при использовании кардиостимуляторов, людьми с наклонностью к развитию инсульта, с серьезными травмами головы в прошлом, находящимися под влиянием алкоголя, психоактивных лекарств.

Слайд 35
Благодарю за внимание !

Координаты для связи с авторами:
www.lingvostim.com
www.medsport.spb.ru
6121536@gmail.com


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика