МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ презентация

Содержание

Шаблон проекта стандарта специалиста; Список профилей бакалавриата на сайтах базовых ВУЗов-разработчиков Внесение изменений в проекты переходников для бакалавриата, магистратуры и специалитета; Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных

Слайд 1
Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО





МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ

В презентации использованы материалы УМО АРК, Координационного Совета УМО и НМС высшей школы, Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского института стали и сплавов;

СЕМИНАР №2
Москва, МАИ, 15-17 июня 2010


Слайд 2

Шаблон проекта стандарта специалиста;
Список профилей бакалавриата на сайтах базовых ВУЗов-разработчиков
Внесение изменений

в проекты переходников для бакалавриата, магистратуры и специалитета;
Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования

Документы МАИ

Примерные основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям 160100, 160700, 161700 с расширенным перечнем профилей – опубликованы на сайте МАИ http://www.mai.ru/unit/umoark/osndoc.php;
Проекты стандартов специалитета по специальностям 160100, 160700, 161400, 162110 – опубликованы на сайте МАИ http://www.mai.ru/unit/umoark/standards.php;

Изменения в нормативно-правовой базе
разработки ООП ФГОС ВПО на 01.06.2010


Слайд 3

Основные положения:
При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП

вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза - разработчика соответствующего ФГОС ВПО;
Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»;
Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142;
В рамках одного профиля можно разрабатывать несколько ООП согласно особенностям программы подготовки бакалавров;
В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО;

Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО
(Министерство образования и науки РФ)


Слайд 4

Основные положения:
Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом

основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.
Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.
Наименования дисциплин "История", "Философия", "Иностранный язык", "Физическая культура", "Безопасность жизнедеятельности" не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов. Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС;
Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом.
Дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле;
Вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения;

Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО
(Министерство образования и науки РФ) - продолжение


Слайд 5

Основные положения:
Количество экзаменов за календарный год не превышает 10;
Оценка по

дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий;
Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц .
Начисление зачетных единиц по физической культуре должно происходить дискретно, соблюдая кратность в 1 зачетную единицу;
Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.
При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля) ;
Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть организована по месту их работы;


Разъяснения разработчикам ООП ФГОС ВПО
(Министерство образования и науки РФ) - продолжение


Слайд 6

01.09.2011 – Начало обучения по уровневой системе в соответствии с ФГОС

ВПО
01.06.2011 – Формирование расписания занятий, готовность к аккредитации профилей и специализаций в соответствии с ФГОС ВПО
01.04.2011 – Утверждение окончательных версий ООП , по которым планируется подготовка студентов
31.12.2010 – Готовность и утверждение проектных версий ООП, по которым планируется подготовка студентов
30.09.2010 – Готовность всех учебных планов ООП , по которым планируется подготовка студентов
01.09.2010 – Готовность проектов учебных планов ООП, по которым планируется подготовка студентов
01.06.2010 – Готовность проектов Примерных ООП, включая примерный учебный план, аннотации дисциплин базовой части, рабочая программ одной специализированной дисциплины по профилю

План работы по переходу на уровневую систему


Слайд 7

17.06.2010 – Проведение семинара повышения квалификации учебно-

методического актива МАИ по проектированию учебных планов
30.06.2010 – Проведение семинара актива УМС факультетов с обсуждением пробных проектов учебных планов и распределении дисциплин в циклах ГСЭ, ЕН и ПД
01.09.2010 – Предоставление проектов учебных, семестровых планов и учебных графиков ООП, по которым планируется подготовка студентов
15.09.2010 – Утверждение приказа об учебных графиках, распределении дисциплин в циклах ГСЭ, ЕН и ПД
30.09.2010 – Утверждение учебных планов ООП, по которым планируется подготовка студентов
30.11.2010 – Предоставление рабочих программ дисциплин, практик и итоговой гос. аттестации ООП , по которым планируется подготовка студентов
31.12.2010 – Утверждение проектных версий ООП, по которым планируется подготовка студентов
07.02.2011 - Разработка и утверждение положений о практике, итоговой гос. аттестации, курсовом и дипломном проектировании, сессии, бально- рейтинговой системе

План работы по проектированию ООП


Слайд 8

Количество стандартов бакалавров для реализации в МАИ: 30
Ограничения:
Распределение нагрузки по циклам

и частям (в з.е.)
Интерактивная форма занятий (% от аудиторных занятий)
Лекции (% от аудиторных занятий)
Дисциплины по выбору студента (не менее 1/3 от вариативных частей)
Максимальный объем нагрузки (не более 54 часа в неделю, включая факультативы, аудиторные занятия, СРС и аттестацию по дисциплине)
Максимальный объем аудиторной нагрузки (не более часов в неделю)
Объем каникул (7-10 недель в год)
Зимние каникулы (не менее 2 недель)
Объем практической подготовки по физической культуре (не менее 360 часов)
Компетенции:
Большое количество общекультурных компетенций
Несогласованность со знаниями, умениями, навыками
Несогласованность с объемом циклов
Структура циклов:
Разнообразие вариантов циклов по объему в целом и в частях
Существенная разница в объеме цикла ГСЭ;
Некорректность в определении з.е. по практикам и итоговой гос. аттестации

Анализ стандартов бакалавров (общие проблемы)


Слайд 9

Общие ограничения стандартов приведены в документе:
http://www.mai.ru/unit/umoark/files/restrictions.xls
Анализ общекультурных компетенций и

рекомендации по содержанию и объему циклов ГСЭ приведены в документах:
http://www.mai.ru/unit/umoark/files/gse_competence.xls
http://www.mai.ru/unit/umoark/files/gse_analysis.xls
Рекомендации по структуре и объемам циклов приведены в документе:
http://www.mai.ru/unit/umoark/files/cycle_stand_FGOS.xls

Анализ стандартов бакалавров: ограничения, компетенции, рекомендации


Слайд 10

Формирование структур циклов и объемов дисциплин
Список компетенций,
ЗУНы
Список дисциплин и предполагаемый объем
Определение

учебных графиков

Структура практик и итоговой гос. аттестации

Объем каникул

Учебный график

Последовательность изучения

Формирование учебного плана

Ограничения стандарта

Рекомендации по циклам

Рабочий учебный план

Подход к формированию учебных планов


Слайд 11

Общие требования к формированию учебных планов
Трудоемкость основной образовательной программы: Бакалавриат -

240 зачетных единиц, магистратура – 120, специалитет – 300 (в случае 5-летнего стандарта) или 330 (в случае 5,5 летнего).
Срок освоения: бакалавриат - 4 года, магистратура – 2, специалитет – не менее 5 или 5,5 лет.
Аудиторная нагрузка в неделю (бакалавры и специалисты): из стандарта;
Суммарная нагрузка в неделю (включая АЗ, СРС, аттестацию и факультативы): 54 часа;
Зачетная единица:
Аудиторные занятия: 36 академических часов (по 45 минут);
Одна неделя итоговой аттестации: 1.5 зачетных единицы;
Одна неделя практики: 1.5 зачетных единицы;
Один семестровый экзамен: 0.75 зачетных единиц;
Трудоемкость дисциплины: целое число зачетных единиц больше 2;
Промежуточная и итоговая аттестация по дисциплине входят в общую трудоемкость дисциплины, выраженную в зачетных единицах;

Структура ООП:
- Распределение общей трудоемкости по циклам.
- Разделение трудоемкости внутри циклов на базовую и вариативную части.
Наличие обязательных дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык»,
«Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура».
Названия дисциплин в соответствии с рекомендациями по циклам.




Слайд 12

Алгоритм проектирования учебных графиков
Проектирование учебного графика должно начинаться с последнего семестра: Количество

недель итоговой аттестации = (Объем аттестации в з.е.)/1.5 Размещение итоговой гос. аттестации начиная от последней недели обучения
Определение количества недель практики: Количество недель практики = (Объем практики в з.е.)/1.5
Определение начала занятий весеннего семестра: Рекомендация: 7 февраля
Распределение минимально необходимых каникул в семестрах: 2 недели перед началом весеннего семестра; 5 недель в конце четного семестра
Распределение практик: в конце четных семестров (желательно четное количество недель)
Распределение сессий: в нечетных семестрах – перед каникулами 3-4 недели; в четных семестрах – перед практиками 3-4 недели
Осенний семестр: 17 недель теоретического обучения, 4 недели сессии
Весенний семестр: 3-4 недели сессии, 2-4-6 недель практики, оставшееся – теоретическое обучение




Слайд 13

Проектирование графика учебного процесса
график учебного процесса бакалавра
график учебного процесса специалиста


Слайд 14

Проектирование учебного плана: общие рекомендации
Определение перечня дисциплин базовой части циклов на

основе: - анализа компетенций; - знаний, умений, навыков, отраженных в стандарте; - рекомендаций УМО; - дисциплин стандарта ГОС ВПО 2 по специальности переходника; - экспертных оценок - дисциплин Примерной ООП.
Формирование последовательности изучения дисциплин базовой части на основе: - логики формирования компетенций; - дидактической зависимости дисциплин; - рекомендаций УМО; - экспертных оценок.
Предварительное определение объема дисциплин в зачетных единицах на основе: - рекомендаций НМС и УМО; - количества обеспечиваемых компетенций; - объема цикла стандарта для конкретной дисциплины; - экспертных оценок.

Слайд 15

Проектирование учебного плана: первый этап –
планирование в зачетных единицах
Размещение в

семестрах (резервирование зачетных единиц) в соответствии с выбранным учебным графиком итоговой гос. аттестации и практик
Планирование занятий по физической культуре по семестрам: Рекомендации: 6-7 семестров для бакалавров, 8 семестров для специалитета
Резервирование зачетных единиц под физическую культуру в соответствии со следующими вариантами: - 2 зачетные единицы в конце обучения физической культуре; - по одной зачетной единице в середине и в конце обучения физической культуре;
Предварительное размещение дисциплин в семестрах с указанием зачетных единиц по дисциплине в семестре.

Учитываемые ограничения:
Количество зачетных единиц на дисциплину целое, но в случае многосеместровой дисциплины в каждом семестре допускается кратность 0.5;
Количество зачетных единиц в год должно равняться (строго) 60 з.е., включая практики, итоговую гос. аттестацию, экзамены;
Количество зачетных единиц по дисциплине должно соотносится с количеством недель теоретического обучения в семестре (из учебного графика);


Слайд 16

Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается признак наличия экзамена

(1/0)
Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается количество часов недельной аудиторной нагрузки, кратное 0.5, таким образом часы АЗ в семестре = (количество часов недельной аудиторной нагрузки)* (количество недель теоретического обучения в семестре)
Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре автоматически рассчитывается количество часов СРС в семестре: СРС в семестр = (з.е. в семестр)*36 – 0.7*(признак экзамена) – часы АЗ в семестре

Учитываемые ограничения:
Максимальное недельная аудиторная нагрузка в среднем по семестрам 27 часов (как правило) – т.е. часы АЗ/ (количество недель теоретического обучения) ≤ 27;
Максимальное суммарная недельная нагрузка не должна превышать 54 часа –(часы АЗ + СРС)/ (количество нед. теоретического обучения + нед.сессии) ≤ 54;
Количество экзаменов в год не должно превышать 10;
Распределение недельной аудиторной нагрузки должно учитывать наличие курсовых и расчетных работ;
Замена экзамена на оценку по БРС или зачет увеличивает АЗ и СРС

Проектирование учебного плана: второй этап –
планирование часовой нагрузки


Слайд 17

Несколько итераций по распределению зачетных единиц: конечная сумма зачетных единиц, включая

практики и итоговую гос.аттестацию, должна быть равна 240 (для бакалавров) или 330 (для специалистов 5.5 лет); сумма зачетных единиц в каждый год обучения должна быть равна 60.
Несколько итераций по распределению часов АЗП и СРС, коррекция объема дисциплин и их состава: средняя недельная аудиторная нагрузка должна не превышать 27 часов; общая недельная нагрузка должна не превышать 54 часа;
Коррекция базовой части циклов ГСЭ, ЕН и ПД до 01.09.2010;
Разработка шаблона плана для направления (специальности), с последующей доработкой в вариативной части профилей (специализаций);
Разработка планов в Информационной системе «Основные образовательные программы»;

Проектирование учебного плана: итерации


Слайд 18

Необходимость и актуальность создания :
требованиями перехода высшей школы на уровневую систему

подготовки студентов в соответствии с ФГОС ВПО до 1 января 2011;
невозможностью корректной разработки, проверки и утверждения ООП в сжатые сроки в ручном режиме ;
отсутствием требуемой функциональности во всех рассматриваемых в настоящий момент ОИС МАИ информационных систем сторонних разработчиков;
Цель информационной системы:
Реализация единой, в рамках всего университета, базы данных Федеральных государственных стандартов ВПО, учебных графиков, учебных планов, рабочих (семестровых) планов, а также рабочих программ дисциплин и практик
Перспективы информационной системы:
реализация в едином информационном пространстве движения контингента студентов, ведомостей, приказов, расчет нагрузки, шаблонов расписаний, включая АРМы учебного отдела, деканата, кафедры специализации;
реализация в едином информационном пространстве системы подготовки учебных и учебно-методических комплексов (УМК), включая электронные пособия, описания лабораторных и курсовых работ, тестов, ведомостей бально-рейтинговой системы

Информационная система: «Основная образовательная программа»


Слайд 19

Роли пользователей:
Администратор системы;
Сотрудники отдела и УМО;
Ведущие методисты направлений и специальностей;
Методисты профилей

и специализаций;
Преподаватели.
Функции:
Заполнение методических справочников (направления обучения, профили, специализации, стандарты, основные образовательные программы, дисциплины, ограничения стандартов, компетенции);
Формирование учебных графиков;
Формирование шаблонов учебных планов (для стандартов);
Формирование учебных планов в рамках ООП;
Формирование матриц соответствия компетенций;
Формирование паспортов компетенций;
Формирование рабочих программ дисциплин, практик, модулей.

Информационная система: «Основная образовательная программа» - функции


Слайд 20

Создание пользователей до 30.06.2010:
Ведущие методисты направлений и специальностей (Фамилия, Имя, Отчество,

пароль);
Методисты профилей и специализаций (Фамилия, Имя, Отчество, пароль);
Разработка проектов учебных планов:
Заполнение методических справочников (направления обучения, профили, специализации, стандарты, основные образовательные программы, дисциплины, ограничения стандартов, компетенции);
Формирование учебных графиков;
Формирование шаблонов учебных планов (для стандартов);
Формирование учебных планов в рамках ООП;
Формирование матриц соответствия компетенций;
Формирование паспортов компетенций;
Формирование рабочих программ дисциплин, практик, модулей.
Формирование проектов учебных планов в локальном приложении:
http://www.mai.ru/unit/umoark/files/up_template.xls

Информационная система: «Основная образовательная программа» - использование


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика