Употребление и правописание местоимений презентация

Содержание

Возникли ли трудности при склонении местоимений? Какие местоимения не имеют именительного падежа? себя, некого, нечего Какие местоимения не изменяются по падежам? некто и нечто ?

Слайд 1http://www.habazavr.ru/
К урокам Хабазовой М.Н.
Употребление и правописание местоимений


Слайд 2Возникли ли трудности при склонении местоимений?
Какие местоимения не имеют именительного падежа?


себя, некого, нечего

Какие местоимения не изменяются по падежам?

некто и нечто

?


Слайд 3Задание. Просклоняйте местоимение сколько. Расставьте ударения.
И. сколько
Р. скОльких


Д. скОльким
В. скОлько
Т. скОлькими
П. (о) скОльких

Слайд 4Задание. Просклоняйте местоимение ничто.
И. ничто
Р. ничего (ни от чего)
Д.

ничему (ни к чему)
В. ничто (ни на что, ни за что)
Т. ничем (ни с чем, ни перед чем)
П. ни о чём, ни на чём

Слайд 5Задание. Просклоняйте местоимение нечто.
И. нечто
Р. нечего (не от чего)
Д.

нечему (не к чему)
В. нечто (не на что, не за что)
Т. нечем (не с чем, не перед чем)
П. не о чём, не на чём

Слайд 6Задание. Просклоняйте местоимения сам (автор), самый (умный), сама (судьба). Расставьте ударения.
И.

сам, сАмый, самА
Р. самогО, сАмого, самОй
Д. самомУ, сАмому, самОй
В. самогО; сАмого; самоЁ, самУ
Т. самИм, сАмым, самОй
П. (о) самОм, (о) сАмом, (о) самОй

Слайд 7Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том,

что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Карточка №1

я (личн., н.ф. я, 1 лицо, ед. ч., им. п.)
тебе (личн., н.ф. ты, 2 лицо, ед, ч. д.п.)
тебя (личн., н.ф. ты, 2 лицо, ед, ч. в.п.)
ничего (отрицательное, н.ф. ничто, р.п.)
том (указательное, н.ф. тот, м.р., ед. ч.)
ни за что (отрицательное, н.ф. ничто, в.п.)

Задание. Выпишите все местоимения и определите грамматические признаки каждого из них
(разряд, н.ф., род, лицо, число, падеж)


Слайд 8Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том,

что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Карточка №1

Почему в строфе из стихотворения А. Фета, состоящей всего из четырех строк, три раза встречается личное местоимение я?

Автор хочет передать свои личные чувства и переживания, поэтому употребляет местоимение я, чтобы поведать о своем восприятии жизни, событий.


Слайд 9Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел

теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.

Карточка №2

весь (определит., н.ф. весь, м.р., ед. ч., в. п.)
она (личное, н. ф. она, ж.р., 3 лицо, ед. ч., в. п.)
всю (определит., н.ф. весь, ж.р., ед. ч., в.п.)
её (личное, н.ф. она, ж.р., 3 лицо, ед. ч., в.п.)

Задание. Выпишите все определительные и личные местоимения и назовите грамматические признаки каждого из них (разряд, н.ф., род, лицо, число, падеж)


Слайд 10Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел

теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.

Карточка №2

Почему, выполняя задание, не выписали местоимение его? (его струи)

Это не личное, а притяжательное местоимение. Струи (чьи?) его


Слайд 11Личные местоимения его, ее, их могут употребляться для обозначения принад-лежности. Сравните

два предложения:

Кто в нужде не бывал, тот ее не знает
Не змея страшна, а ее жало


Слайд 12Кто в нужде не бывал, тот ее не знает
Не змея

страшна, а ее жало

Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением.
Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением.


Слайд 13Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и образуют словосочетания типа

«примыкание».

Запомните!


Слайд 14Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей —

довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Карточка №3

ней (личное, н.ф. она, ж.р., 3 лицо, ед.ч., д.п.)
вам (личное, н.ф. вы, 2 лицо, мн. ч., д.п.)
ей (личное, н.ф. она, ж.р., 3 лицо, ед.ч., д.п.)
она (личное, н.ф. она, ж.р., 3 лицо, ед.ч., и.п.)
всё (определительное, н.ф. весь, ср.род, и.п.)

Задание. Выпишите все местоимения и определите грамматические признаки каждого из них
(разряд, н.ф., род, лицо, число, падеж)


Слайд 15Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей —

довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Карточка №3

В какой форме употреблены местоимения в ней и ей в данном тексте? Почему в одном случае к ней, а в другом ей?

Начальная форма этих личных местоимений она; оба - личные местоимение 3-его лица единственного числа женского рода; в тексте местоимение к ней употреблено в форме дательного падежа и местоимение ей в форме дательного.

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.


Слайд 16Карточка №3
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей

— довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

А что вы можете сказать о начальной н в местоимениях 3 лица? Когда она появляется?


Слайд 17в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после
всех

простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через):

без неё, через него

Начальное н в местоимениях 3-его лица


Слайд 18в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после
всех

простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через):

мимо него, около них

ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади):

Начальное н в местоимениях 3-его лица


Слайд 19в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после
вслед

ему неслась погоня; благодаря ей (ему)

не добавляется!

при сочетании личных местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответ-ственно, подобно):

Начальное н в местоимениях 3-его лица


Слайд 20стройнее ее,
лучше его,

выше их

при сочетании личных местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответ-ственно, подобно):

после сравнительной степени прилагательных и наречий

не добавляется!

Начальное н в местоимениях 3-его лица


Слайд 21по поводу их,
со стороны её


после сравнительной степени прилагательных и наречий

не добавляется!

Начальное н в местоимениях 3-его лица

после отыменных предлогов


Слайд 22я-мы
Каких двух личных местоимений не должно быть на российских дорогах,

но они, к сожалению, есть?

Слайд 23семь-я
Какое слово, обозначающее важную ячейку общества, сос-тоит из 7 личных

местоимений?

Слайд 24я-корь
Личное местоимение + детская болезнь = непременный атрибут морского корабля.



Слайд 25ты-ква
Овощной симбиоз личного мес-тоимения и звука, издаваемого земноводным.


Слайд 26себя
Это местоимение без лица, числа, рода и даже без именительного

падежа имеет нахальство склоняться.

Слайд 27сей
Пращур местоимения «этот».


Слайд 28вы-мы-ты
Какие три местоимения, собрав-шись вместе, кичатся своей чистоплотностью?


Слайд 29Я-пони-я
Между двумя личными местоиме-ниями маленькая лошадь, а вместе – страна

самураев

Слайд 30мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, ничей, некто,

себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, собой, любой, сколько, ему, себе, столько, никакой, твой

Задание 1. Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы


Слайд 31Задание 1. Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы


Слайд 32Нужно: у них
У их отличные комнаты в загородном доме.
Задание.

Укажите ошибки в образовании форм или неверном употреблении местоимений

Слайд 33Задание. Укажите ошибки в образовании форм или неверном употреблении местоимений
Нужно: по

Вас

Я скучал по Вам


Слайд 34Задание. Укажите ошибки в образовании форм или неверном употреблении местоимений
Нужно: его

ученой степени

Я поздравил Петра Ивановича с успешной защитой своей ученой степени


Слайд 35Задание. Укажите ошибки в образовании форм или неверном употреблении местоимений
Нужно: об

этом

Он ничего не слышал о этом происшествии


Слайд 36Задание. Укажите ошибки в образовании форм или неверном употреблении местоимений
Нужно: их

ребенок

Ихний ребенок плохо воспитан


Слайд 37Задание. Укажите ошибки в образовании форм или неверном употреблении местоимений
Нужно: в

скольких метрах

Во сколько метров от вашего дома находится школа?


Слайд 38Задание. Укажите ошибки в образовании форм или неверном употреблении местоимений
Ошибок нет
Вокруг

них разгорелся спор

Слайд 39Задание. Укажите ошибки в образовании форм или неверном употреблении местоимений
Нужно: к

нему

Я решил зайти ему в гости


Слайд 40Задание. Укажите ошибки в образовании форм или неверном употреблении местоимений
Нужно: моя

будущая

Своя будущая профессия мне очень нравится


Слайд 411. Действительно ли местоимения играют важную

роль в языке? Докажите это.

2. Его, ее, их – это личные или притяжательные местоимения?

3. Как вы отличаете в тексте местоимения от их функциональных омонимов?

4. Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали об употреблении местоимений с точки зрения литературной нормы?

Домашнее задание

Упражнение 257
Подготовиться к словарному диктанту №9


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика