Самостоятельные и служебные части речи презентация

Содержание

Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения. 1. Звуки речи изучает… 2. Слова, их лексическое значение изучает... 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает… Правильный ответ

Слайд 1 Самостоятельные и служебные части речи


Слайд 2Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения.

1. Звуки речи изучает…
2. Слова,

их лексическое значение изучает...
3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает…

Правильный ответ


Слайд 3Правильный ответ!
1. Звуки речи изучает фонетика.
2. Слова, их лексическое значение изучает

лексика.
3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика.

Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис. Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
! Морфология изучает слово как часть речи.


Слайд 4Части речи
Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы

начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи.

самостоятельные

служебные

Страничка истории


Слайд 5Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и

могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами.
Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.

Слайд 7Задание 2: Подумайте, какой союз можно вставить на месте пропуска. Ответ выберите

из списка.

а
Небо нахмурилось, но пошёл дождь.
и

а
Все ждали дождя, но его всё не было.
и

а
Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся.
и

Правильный ответ


Слайд 8Правильный ответ!
Небо нахмурилось, и пошёл дождь.

Все ждали дождя, а его всё

не было.

Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся.

Повторить задание


Слайд 9Задание 3: Спишите предложение. Докажите, что выделенное слово – служебная часть

речи (выбрав из списка необходимые утверждения).

Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери.
(А. Толстой)

Служит для связи слов
Обозначает действие
Не является членом предложения
Обозначает признак предмета
Обозначает предмет
Не отвечает на вопрос

Правильный ответ


Слайд 10Правильный ответ!
Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего

не было, кроме красивого очага в стене против двери.
(А. Толстой)

Служит для связи слов
Не является членом предложения
Не отвечает на вопрос

Повторить задание


Слайд 11Задание 4: Какими предлогами можно заменить предлог в предложении, не меняя

падежной формы выделенного слова (выберите из списка подходящие предлоги).

Девочка стояла у доски.

около
рядом с
возле

Правильный ответ


Слайд 12Правильный ответ!
Девочка стояла около доски (Р. п.).
Девочка стояла возле доски

(Р. п.).

Девочка стояла рядом с доски.


Повторить задание


Слайд 13Задание 5: Прочитайте текст, подумайте какие из выделенных слов относятся к

самостоятельным частям речи.

Жили-были кот, дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.

Правильный ответ


Слайд 14Правильный ответ!
Жили-были кот (сущ.), дрозд да петушок – золотой (прил.) гребешок.

Жили (глаг.) они (мест.) в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят (глаг.) в лес дрова (сущ.) рубить, а петушка одного оставляют (глаг.).
(А. Толстой)

Повторить задание


Слайд 15Задание 6: Спишите предложение. Докажите, что выделенное слово – самостоятельная часть

речи (выбрав из списка необходимые утверждения).

не отвечает на вопрос
отвечает на вопрос
является членом предложения
не является членом предложения
обозначает предмет
не обозначает предмет

Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать.

Правильный ответ


Слайд 16Правильный ответ!
Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были

тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать.

отвечает на вопрос
является членом предложения
обозначает предмет

Повторить задание


Слайд 17Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.
Ходил он,

ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.
Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
Д.Н. Мамин-Сибиряк

Задание 7 : определите какой частью речи являются выделенные слова

Правильный ответ


Слайд 18Кричат зайцы (существительное) про (предлог) волка, а (союз) волк – тут

как тут.
Ходил (глагол) он (местоимение), ходил в (предлог) лесу (существительное) по своим волчьим (прилагательное) делам, проголодался (глагол) и (союз) только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит (глагол), что где-то совсем близко (наречие) зайцы кричат и его (местоимение), серого (прилагательное) Волка (существительное), поминают.
Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Д. Н. Мамин-Сибиряк

Правильный ответ!

Повторить задание


Слайд 19
УРОК ОКОНЧЕН.



СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!



Слайд 20Имя существительное!
Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и

отвечают на вопросы:
Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист);
Что? (книга, счастье, цветок, река, город) .









Таблица


Слайд 21Имя прилагательное!
Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета

и отвечают на вопросы:
Какой? (красивый, смелый, зеленый);
Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий).

Таблица


Слайд 22Имя числительное!
Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество

предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы:
Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь);
Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый).

Таблица


Слайд 23Местоимение!
Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество,

но не называют его:

Вон луна. Она огромная!
Возьми эту ручку.
В комнате несколько человек.
Я пойду в школу.
Мы будем играть.

Таблица


Слайд 24Наречие!
Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия

(бежит быстро) или признак признака (очень быстро) и отвечают на вопросы:
Как?(красиво, грустно, весело, хорошо);
Когда?(вчера, сейчас, давно);
Где?, куда?, откуда?(сверху, рядом, спереди,);
Почему?(сгоряча, поневоле);
Зачем?(назло).

Таблица


Слайд 25Глагол!
Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на

вопросы:
Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить);
Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать).

Таблица


Слайд 26Причастие!
Причастия – часть речи, слова которой отвечают на вопрос какой? и

обозначают признак предмета по действию:
летящий самолет;
забытая книга.


Таблица


Слайд 27Деепричастие!
Деепричастие – неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия и

отвечают на вопросы:
Как? (шел прихрамывая);
Когда? (уходя, попрощался);
Почему?(упал, споткнувшись);
При каком условии?(не поссорившись, не помиришься);
Несмотря на что?(встретились, не договариваясь);

Таблица


Слайд 28Союз!
Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов

предложения и частей сложного предложения :

Весь день дождь и ветер.
Льет дождь, и дует ветер.
Кате купили яблоко, а Наташе – грушу.

Таблица


Слайд 29Предлог!
Предлог – часть речи, слова которой служат для связи слов в

словосочетании:

Прохладно в лесу.
За лесом деревня.

Таблица


Слайд 30Частица!
Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам

различные смысловые, эмоциональные оттенки :

Это же правда!
Ни за что не отдам.

Таблица


Слайд 31Междометие!
Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи,

которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их:

Ах, как хорошо!
Ой, больно!

Таблица


Слайд 32Лексическое значение слова – это значение слова, непосредственно связанное с

отражением в сознании человека предметов (стол), явлений (гроза) , отношений (кит больше слона) ,объективной действительности. Общее лексическое значение присуще не одному слову, а целому ряду слов, например, все существительные обозначают предмет, все прилагательные – признак, все глаголы – действие.

Назад

Словарь лингвистических терминов!


Слайд 33Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании.

Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

Назад

Страничка истории


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика