Слайд 2
Однородные члены предложения
Слайд 3Однородные члены предложения
Слайд 5Обобщающие слова при однородных членах
В поле, в роще, на реке
– всюду царствовало безмолвие.
О, О, О – О.
Всюду царствовало безмолвие: в поле, в роще, на реке.
О ….: О, О, О.
Всюду: в поле, в роще, на реке - царствовало безмолвие.
О: О, О, О - …..
Слайд 6Поставьте, где необходимо, знаки препинания
Мы живем в большом каменном доме.
Погода была
ненастная туманная неприятная.
Дети старики женщины все смешалось в едином потоке.
И все это и река и лес и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства.
Слайд 7
Обособленные члены предложения
Слайд 10
Определение – это член предложения, который выражается:
причастием: Мальчик, обиженный, покраснел.
Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
прилагательным: И через несколько минут уже шел дождь, проливной. Другой берег, высокий, гористый, был безлюдным. Он рассматривал листья, мокрые от дождя.
существительным: Иванов, с шапкой на голове, стоял рядом.
Слайд 11Обособление определений зависит:
от части речи определяемого (главного) слова;
от положения по отношению
к определяемому (главному) слову – перед главным словом, после главного слова;
от наличия дополнительных оттенков значений (обстоятельственных, пояснительных);
от степени распространения и способа выражения.
Слайд 13Определение обособляется, если относится к личному местоимению
1) Он, родившийся в Ленинграде,
снова приехал в родной город.
2) Родившийся в Ленинграде, он снова приехал в родной город.
Слайд 14Распространенные определения обособляются, если имеют обстоятельственное значение
1) Отец, родившийся в Ленинграде,
хорошо знает родной город.
2) Родившийся в Ленинграде, отец хорошо знает родной город.
Слайд 15Распространенное определение обособляется после определяемого слова – собственного имени
Николай, родившийся в
Ленинграде, снова приехал в родной город.
Сравните:
Родившийся в Ленинграде Николай снова приехал в родной город.
Слайд 16Распространенные определения обособляются после определяемого слова – нарицательного существительного
Отец, родившийся в
Ленинграде, снова приехал в родной город.
Но:
Родившийся в Ленинграде отец снова приехал в родной город.
На небе замерли легкие облака, еще розовые от заката.
Слайд 17Объясните постановку знаков препинания
Позади кабинета находился большой стол, покрытый красивым сукном.
Я,
несколько успокоенный, отправился домой.
Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.
Увлеченные игрой, мы не слышали, как вошла мама.
Слайд 19Обстоятельства выражаются:
деепричастиями (одиночными и с зависимыми словами): Войдя в аудиторию, профессор
поздоровался. Он, смеясь, пытался ее удержать.
существительными: Они, с выставки, уехали в Крым. Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном.
наречиями: Он, молча, опять поклонился.
Слайд 20Обособляются:
обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом: Мать, сидя в углу, молчала. Она
вышла из комнаты, гордо подняв голову.
однородные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями: Она говорила, улыбаясь и вздыхая.
обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, если сохраняет значение глагольности, указывая на время действия, его причину, условие: Он, смеясь, пытался ее удержать.
Слайд 21Не обособляются :
деепричастные обороты, тесно связанные по содержанию со сказуемым
и образующие смысловой центр высказывания: Он шел прихрамывая на левую ногу.
деепричастные обороты, представляющие собой фразеологический оборот: Он работал не покладая рук!
одиночные деепричастия, близкие по смыслу к наречиям: Он шел не задерживаясь.
Слайд 22Объясните знаки препинания
Прочитав книгу, думаешь о ней.
Они свернули с
дороги и, оглядываясь по сторонам, пошли к лесу.
Мать, недоумевая, улыбнулась.
Проснувшись, я увидел, что костер догорел.
Татьяна любит не шутя.
Он работал не покладая рук.
Корабль наш, по случаю сильной бури, долго стоял в гавани.
Слайд 24
Вводные слова
Вообще говоря,
во-первых,
впрочем,
в самом деле,
дескать,
итак,
казалось
бы,
как говорится, конечно,
короче говоря,
кроме того,
надо полагать, пожалуйста,
прежде всего, следовательно, собственно говоря, стало быть.
Слайд 26Что вводят в предложение вводные слова?*
«Каждое предложение содержит определенную мысль. Дождь
идет. Травка зеленеет. Но к этой основной мысли говорящий может добавить что-то от себя, автора высказывания. Это может быть:
1) отношение к описываемому событию:
К сожалению (к счастью, к досаде), дождь идет. Вероятно (наверное, кажется, в самом деле), дождь идет.
____________________________
*На этом и трех следующих слайдах приведены фрагменты пособия О.С. Иссерс и Н.А. Кузьминой «Интенсивный курс русского языка» (М., 2002).
Слайд 27
2) указание на источник информации:
Говорят (по-моему, по словам N), дождь
идет;
3) указание на связь мыслей, последовательность изложения, способы оформления мыслей:
Итак (значит, между прочим, кстати), дождь идет;
4) оценка достоверности события:
Кажется (вероятно, очевидно, должно быть) дождь идет.
Слайд 28Приметы вводных слов:
особое значение;
особая интонация вводности (ненадежный признак);
не являются членами предложения,
т.е. к ним нельзя задать вопрос ни от одного слова в предложении.
Слайд 29Слова, не являющиеся вводными (частицы и наречные выражения)
вместе с тем
вроде
бы
в конечном счете
в то же время
как будто
как бы
как раз
даже
вот
между тем
вряд ли
ведь
именно
примерно
все-таки
все же
якобы
особенно
тем более
Слайд 30Слова, не являющиеся вводными
авось
большей частью
будто бы
будто
вдобавок
вдруг
вообще
в частности
единственно
именно
исключительно
к тому же
непременно
по крайней
мере
по-прежнему
приблизительно
при этом
тем не менее
только…
Слайд 35Расставьте знаки препинания
Срочное выполнение работы вполне возможно. – Работа возможно
будет выполнена.
Вначале все казалось ясным. – Все казалось остались довольны прогулкой.
Действительно погода резко меняется. – Удостоверение действительно на один месяц.
К сожалению приехать не могу. – К сожалению примешалась еще и тоска.
Слайд 37
Прямая речь оформляется:
в строку (в подбор):
«Я жалею, что не знала
вашего отца, — сказала она погодя. — Он, должно быть, был очень добрым, очень серьезным, очень любил вас». Лужин промолчал.
с абзаца:
Федя и Кузьма молчали. Кузьма незаметно подмигнул Феде, они вышли на улицу.
— Я вот чего пришел: Любавины с покоса приехали?
— Приехали.
— Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой заскочу на минуту.
Слайд 38Прямая речь
Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется
кавычками отдельно. Реплики отделяются друг от друга знаком тире:
«Самовар — готов?» — «Нет еще...» — «Отчего? Там пришел кто-то». — «Авдотья Гавриловна».
Слайд 39Прямая речь
Каждая реплика выделяется кавычками отдельно, если прямая речь принадлежит разным
лицам. Одна из реплик сопровождается вводящими авторскими словами, следующая не отделяется знаком тире:
«Вы ведь вдова?» — спросил он тихо. «Третий год». — «Долго были за-
мужем-то?» — «Год и пять месяцев...».
Слайд 40Прямая речь
Точка и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам и
снабженными разными авторскими словами:
Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». — «Постараюсь», — ответила я.
Если в первой реплике имеются знаки (восклицательный или вопросительный), точка опускается:
Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» — «Постараюсь», — ответила я.
Слайд 41Прямая речь
Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется
кавычками отдельно:
г) запятая и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам, но объединенными общим авторским предложением:
Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», — «Да, недурно», — отвечал он обыкновенно;
если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, запятая опускается:
Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» — «Мне холодно», — ответил он; то же при ином расположении частей авторского предложения: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» — он ответил: «Мне холодно» (Ток.).
Слайд 42
Знаки препинания в сложном предложении
Слайд 43Знаки препинания в ССП
Когда выглянуло солнце, море перестало штормить и все
побежали купаться.
(Когда…), [ ] и [ ]
Возможно, душевная слабость ведет к физической слабости и долголетний опыт меня в этом убедил.
Возможно, [ ] [ ]
Запятая в ССП не ставится, если есть общее придаточное предложение, вводное слово и т.д.
Слайд 44Знаки препинания в ССП
Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы.
НО! Запятая
перед союзом И не ставится, если в ССП есть общий второстепенный член.
Землю подсушил мороз и запорошило первым снегом.
Для счастья людям нужен мир и не нужна война.
Слайд 45Проверь себя!
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:
В
воздухе парило ( ) и день обещал быть нестерпимо жарким.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
1
Слайд 46Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
На сад
опустился сумрак ( ) и погасил уже едва дрожащий золотой свет солнца.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
1
Слайд 47Объясните знаки препинания
Получили известие, что Волга стала и что через
нее потянулись обозы.
Возгласы мальчика долетали еще до моего слуха, когда уже стало совсем темно и я огибал край леса.
Он расспрашивал меня про то, что я люблю, что читаю, что намерена делать, и давал советы.
Доктор сказал, что, если он хочет быстрее поправить свое здоровье, ему следует переменить климат.
Я не слышал, о чем говорили мои соседи, но мне казалось, что речь шла обо мне.
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, улицы были пусты.
Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
Степан боялся подойти к обрыву: скользко.
Дунул ветер – все дрогнуло, ожило и засмеялось.
Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.