Приемы компрессии текста презентация

Содержание

Задание 1 подразумевает написание сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за это задание ученик получает, если: 1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; 2)

Слайд 1Готовимся к ГИА
Приемы компрессии текста
(пишем сжатое изложение)
Часть 1.


Слайд 2 Задание 1 подразумевает написание сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за

это задание ученик получает, если:

1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;
2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста;
3)работа характеризуется смысловой цельностью,
речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена; в работе нет нарушений
абзацного членения текста.



Слайд 3Памятка
1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.
2.Не повторять одни и те же

слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).
3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.
4.Правильно употреблять личные местоимения.
5.Перечитать готовое изложение и
а) устранить повторы;
б) снять логическое противоречие;
в) исправить неточное
употребление слова.


Слайд 4Основные способы сжатия текста
• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты

(подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
• предложений с описаниями и рассуждениями;
• повторов;
• одного или нескольких синонимов.

Исключение


Слайд 5Основные способы сжатия текста
• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов,

фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)
• образование сложного предложения путем
слияния двух смежных предложений,
повествующих об одном и том же
предмете речи.

Обобщение


Слайд 6Основные способы сжатия текста
Упрощение
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
• замена

сложноподчинённого предложения простым.
• перевод диалога или прямой речи в косвенную;
• замена фрагмента текста синонимичным выражением;
• формулирование мысли своими словами.


Слайд 7Работаем с текстом
Выделим микротемы.
1 абзац.
Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо

оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.

Слайд 8Работаем с текстом
Выделим микротемы.
2 абзац.
Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники

запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

Слайд 9Работаем с текстом
Выделим микротемы.
3 абзац.
Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома

Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.

Слайд 10Работаем с текстом
Выделим микротемы.
4 абзац.
«Запас» культурной среды ограничен в мире, так

как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.

Слайд 11Работаем с текстом
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны?

Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.

Слайд 12Использованные приёмы сжатия
Замена фрагмента текста
(доставшееся нам наследство – его).
Исключение фрагментов предложения

(жизненный опыт, а порой).
Исключение синонима
(грустные).

Обобщение
(образование сложного предложения путем слияния двух смежных).


Слайд 13Работаем с текстом

1. Сожмите текст, используя один из приёмов упрощения. Помню вечер

перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Какой из приёмов упрощения вы использовали?_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________

Слайд 14Работаем с текстом

1.
Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда

мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
Приём сжатия - слияние нескольких предложений в одно.

Слайд 15Работаем с текстом
2. Сожмите текст, используя приёмы исключения. Воспитание имеет много аспектов:

тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) ___________________________________________________________________________________ Какие приёмы исключения вы использовали?___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________



Слайд 16Работаем с текстом
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело, математик –

ум. Но есть ещё одна важная сфера – воспитание души. Приёмы сжатия - исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов. 

Слайд 17Работаем с текстом

3. Сожмите текст, используя содержательный приём компрессии: свёртывание предложения. Хуже

всего, когда в земную атмосферу влетает целый рой космических осколков, именуемых метеоритным дождем, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней общим весом в четыре тонны. ________________________________________________________________________________________

Слайд 18Работаем с текстом
3. Очень опасен метеоритный дождь, выпавший, например, в Мексике

из восьми тысяч камней.



Слайд 19Работаем с текстом
.

4. Сократите текст, используя подходящие приёмы компрессии. В

России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.  ( По Ф. И. Шаляпину) _____________________________________________________________________________________________ Какие приёмы сжатия вы использовали?_______________________________________________________ ___________________________________________________

Слайд 20Работаем с текстом
4. В России испокон веков были люди, которые куда-то

шли. У них ничего не было, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.
Приёмы сжатия - обобщение: замена обобщающим словом;
исключение: исключение второстепенной информации.




Слайд 21Использованные приёмы сжатия
Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением)
Исключение предложения, содержащего

второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..)

Замена фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);

Исключение фрагментов предложения и переформули-рование мысли своими словами.


Слайд 22Использованные приёмы сжатия
Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение

синонимов, упрощение;

Исключение предложения, содержащего второстепенные факты


Слайд 24
Творческих успехов!
за работу


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика