Слайд 1Морфологические средства стилистики
Слайд 2Вопросы
Что такое морфология?
Какие части речи различает морфология?
Что такое форма слова?
Назовите ГЗ
слова «в озере».
функционирующая система форм словоизменения разных частей речи с присущими им грамматическими категориями.
Знаменательные и служебные
Морфологическая разновидность слова, которая при склонении или спряжении сохраняет ЛЗ, но меняет ГЗ.
Ед.ч., ср. род, предл. пад.
Слайд 3
ОБЩИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1. Грамматическая форма слова соотносит его с
той или иной частью речи и обусловливает сочетаемость слова с другими компонентами предложения.
В сознании носителя языка существует представление о правильности/неправильности функционирования той или иной части речи.
Если ГЗ слова получают неверное с точки зрения этой системы выражение, возникает ощущение неправильности речи:
Красивый село
Эта книга еще книжнее, чем та.
2. Использование словоформы может быть закреплено за тем или иным стилем литературного языка: из леса – из лесу; считалась сиротою; знание, знанье.
3. Использование словоформы может вызывать определенные ассоциации, нужные автору: Иду я вчера, смотрю –яма.
4. У каждой части речи есть свои стилистические возможности.
Слайд 5I. Нарицательные и собственные
А) Переход из собственного в нарицательные: Никакие гитлеры
не страшны.
Б) Переход из нарицательного в собственное: Не правда, а Правда.
В) Создание «говорящих фамилий»: Скалозуб, Манилов...
Г) Фамилия, соответствующая времени, национальным традициям: Индустрия Павловна; Белое перо, Иван Иванов, Джон Смит.
Д) Языковая игра: Фоменко в ритме фламенко. Буш бушует.
Е) Неологизм: Виношоукур.
Слайд 6III. Число
Ряд слов может выступать только в ед ч.:
собственные: Иван,
Лондон;
отвлеченные: грациозность, пение;,
вещественные: соль, бетон;
собирательные : старичьё, молодёжь;
+ названия месяцев, болезней и т.д.
Ряд слов – только во множ. числе: сутки, брюки, очки.
Необходимо соблюдать норму.
Несоблюдение норм ЛЯ может быть стилистически оправдано.
Слайд 7
1. — Эх вы, стеньки разины липовые... Свою душу, как персидскую
княжну, в водке топите... Даже воровать как следует не умеете, — вздохнул Циолковский.
2. Старший шурфовщик Иван Иванович по фамилии Заграничный, который никогда ни в каких заграницах не бывал <...> начал беседу о котах.
3. Эти писатели ближе мне, и уже их стремление вмешаться в жизнь заставляет меня с любовью думать о них как о прекрасных донкихотах.
4. Все национализмы бесчеловечны. Верить в свою страну отдельно от человечества нельзя (Е. Евтушенко).
5. Еще он что-то говорил про сберкассу и про свои рабочие руки. Но на него зашикали марины сергеевны и лени голубковы.
6. Появление имени первого космонавта на карте страны даже путем переименования вполне соответствует мировой культурной традиции. И не нужно нам низводить Гагарина и Чкалова в разряд Ждановых.
7. Реорганизаторам невыгодно брать в расчет, что многие действительно сложные проблемы в повседневной деятельности компании возникают в силу объективных экономических причин — от последствий введения валютного коридора до общего состояния многострадальных «северов», да и всей России (из газет).
Слайд 8II. Род существительных
А) Речевая характеристика персонажа.
Как твоё фамилие?
Тайга там бедный.
Слайд 9Стилистическое использование
А) Формы мн.ч. у сущ. Собственных – обобщение:
Провожали своих
Юриков, Славиков, Димочек.
В Парижах бываю и в Боннах.
Б) Мн.ч. веществ. сущ. – в научн. стиле - разные сорта: стали, соли, масла.
В) Форма ед. ч. конкретных сущ. – для обобщения в определениях и публ. стиле:
Птица летает, а рыба плавает.
Повелено брить им бороду.
+ другие возможности
Слайд 10IV. Падеж
А) Именительный темы: Совесть... Что это?
Б) Использование вариативных, стилистически маркированных
форм:
Народа - народу
Чая – чаю
Синицей – синицею
Знанье – знание
В) Отступление от норм – речевая характеристика персонажа.
Картохи сварила, помидор собрала.
Кофем доволен.
Слайд 11
1. — И армяны так борются, и азербайджаны. Татары тоже (Ю.
Трифонов).
2. Артамонов [секретарь обкома] засмеялся: «Ну, садись, еще по рюмке выпьем да кофею попросим» (А Кочетов).
3.— Ничего ему такого не сказали, никаких замечаньев али неудовольствия не выражали (Т. Толстая).
4. — Помолчи, помолчи, я тебя слушал и репликов тебе не кидал (С. Бабаевский).
5. — Начальство, какое тут изладилось, заготовители эти и сам председатель сельпа Василий Трифонович глядят, затихли, значит.
6. — Вон Иван Африканович в сроки женился, наляпал ребятишек, пальцей не хватает считать.
7. Сегодня сорок дён, как жёнка.., ну в земле то есть (А Белов).
8. Дядя блеснул глазом-алмазом и хлопнул мальчика по плечу тяжелой, но ласковой рукой. «А ты, однако, летчиком будешь, сына...». Откуда он мог знать, что его «сына» станет не только летчиком, но и космонавтом (Е. Евтушенко).
9. Вся, говорят, в матерь.
10. Сам целый день на вылежке, дочи дома не оследится, а мати хоть убейся. Одной мне надо... (Ф. Абрамов).
11. И останется в голове одна только серая Масса, и стану я походить на тех замороженных человеков, у которых эта серая масса через глаза просвечивает (С. Антонов).
Слайд 13Стилистическое использование
А) Краткая и полная форма:
Проект убыточен по расчетам экономистов.
Проект убычный.
Б)
Повтор слова усиливает свойство: грустный, грустный день
В) Эпитеты: ослепительная красота, огненно-рыжий.
Г) Степень сравнения относительных прилагательных – языковая игра:
Его комната была самой картинной из всех.
Слайд 14Какие приемы использует И. Бунин для усиления выразительности прилагательных?
1. ...Синело далекое,
далекое море.
2. А ночь светлая, видная.
3. На другой [картине] — пальма кокосовая, тонкая и очень высокая, косой скат длинного пятнистого жира фа, тянувшегося своей женственной косоглазой головкой, своим тонким жалоподобным языком к ее перистой верхушке.
4. Уж вы дуньте, ветры буйные, — вы раздуйте гробовую парчу, распахните мово батюшку.
5. Все круче, отвеснее становилась горная дорога, каменистая, узкая, живописная.
6. ...Сливается река с маслянистой, жгуче-горькой и тускло-зеленой водой асфальтической.
7. А вот и первые холода: скудные, свинцовые, спокойные дни поздней осени.
8. Там, где оно [небо] сливалось с темнотою земли, перекрещивались и мигали зеленые, синие и красные огоньки.
9. И с такой же улыбкой, с грустным и приятным осознанием своей слабости, вышел он в первый раз после болезни в зал.
10. ...Приблизилось время принести этот горький и сладкий оброк Богу.
11. — Да-а, — говорил этот приятель, покачивая головой с насмешливой и загадочной улыбкой, — хорош мальчик!
12. А рига была пленительно-страшна своей серой соломенной громадой, зловещей пустотой, обширностью, сумраком внутри.
Слайд 15Какую функциональную нагрузку несут выделенные прилагательные в форме сравнительной степени?
1. Не
исключено, что на конференции футбольным людям предложат такой вариант. Бог с вами, кто говорит о том, что лига не нужна. Необходима! Внесем лишь коррективы в систему ее управления. Мягше надо, мягше, как говаривал незабвенный Аркадий Райкин, не так, как нынешнее руководство ПФЛ. Кому же не хочется «мягше»? Но момент истины в том, что «мягше» — это значит в обход закона, по Пути компромиссов, без хирургии (из газеты).
2. И зародилась в те стародавние времена одна ведьма. Трудно сказать, какой она зародилась, писаной красоткой или хитроумной прихохоткой, только она была ведьмее всех ведьм (Е. Пермяк).
3. Орел самодержица /черней, чем раньше, /злей,/ орлинее (В. Маяковский).
4. — Ни шута не понял. Глупый-то не я, а ты, Егорий, хоть и прожил на свете поболе мово (А. Алексеев).
Слайд 17Стилистическое использование
I. ЛИЦО
А) Форма 2 лица=1 лица – обобщение:
Ходишь, ищешь чего-то...
Б)
О себе в третьем лице: Тебя начальник просит.
II. ЧИСЛО
Мы, Николай Второй. Тебя начальник просют.
III. ВРЕМЯ
А) Наст. время вм. прош. - > выразительное описание.
Б) Наст. вр. вместо буд.(обычно): Уедешь – а тебя домой манит.
В) Пов. накл. вместо буд. врем (условно-предполагаемое действие): Она будет петь, а ты переживай.
Использование стилистически маркировнных форм: хошь, гли ты!, выпимши, пекёт, стригёть...
Слайд 18Объясните особенности употребления выделенных глаголов.
1 .У нас в доме культуры была
уборщица. Однажды после моего выступления она подошла и сказала: «Роман, вы очень хороший артист. Но вы слишком пересаливаете лицом». Вы поняли это? Так могут сказать только в Одессе (Р. Карцев).
2. Не убий, сказано-всем и каждому в Библии. Не убий, сказано мною самому себе после Афгана.
3. — Ой, а куда мы с тобой поедем? А кем я буду работать там? А как же этот?.. — Собир-р-райся!!! — Она собралась. — Не «поедем», а «поедешь». Не со мной, а сама по себе. Чем дальше, тем лучше (В. Борковский).
4. Один раз за ней Митька увязался. Вскочить вскочил [на поезд], а спрыгнуть струсил (С. Антонов).
5. — Барышня, вас военный дожидаются, — выпалила Лушка. — Черный, с усами и при букете (Б. Акунин).
6. — «Не допустили», «хозяева». Скоро у нас будет, как в «Крокодиле» напечатано: «Барин на ячейку ушли» (Л. Сейфуллина).
Слайд 19Выделите нелитературные формы глагола. С какой целью они использованы авторами?
1. Двигатель
построим, по дорогам ездить будем!
2. «Ездиют тут!.. ездиют и ездиют, а чего ездиют, и сами не знают!», а это тоже просто так, к слову: уж мурза-то наверно знает, куда ему ехать.
3. А жаль, Евдоксинья-то помре (Т. Толстая).
4. [Царь:] Али рот себе зашей, Али выгоню взашей! Ты и так мне распужала Всех заморских аташей! (Л. Филатов).
5. В «Олимпийском» радио «Максимум» фестивалилось в восьмой раз. Впервые в зале было две сцены: основная и клубная, выступления на которых чередовались (из журнала).
6. Предложи прогрессивному Уралову кто-нибудь прямой контакт с вором в законе — за тридевять земель убег бы и пощады запросил бы (В. Борковский).
7, Так и перебегают; только бы уснуть, — гляди, опять крайние в середку лезут, а новые крайние уже засыпать начали, вставай да в середку бежи (В. Белов).
8. — Сама видела в окошко, как он упал, когда слазил с лошади.
9, Настасья Ивановна бросила ей под ноги тяжелые, как гири, сапоги. — Я лучше в чулках. Можно? — Давай в чулках, ежли брезговаешь...
10. — Тугая у нас молодежь. Ладно, поедем. Не таких сгинали (С. Антонов).
11. Филин, сова, сыч видют и ночью, Гришанька (А. Алексеев).
Слайд 20Отметьте случаи ошибочного управления при глагольных формах. Какому стилю, речи свойственно
такое употребление?
1. И тут, зная и веря в неоспоримую полезность того, что показал ему сам доктор Арьев на фронте, он не собирался отступать...
2. Было сказано докторам, что они добры «за государственный счет» и что в дальнейшем он будет принужден наказывать тех медработников, которые потакают, швыряются и не блюдут...
3. Самым унизительным казалось ему подлизываться перед народом (Ю. Герман).
4. Госпредприятие питает частника, который служит и даже руководит этим предприятием (из журнала).
5. Над всеми измывались цензоры, любимые творения коверкали, сжигали, за писателями следили, ловили, позорили (М. Рощин).
6. Учрежденное при нем [отделе] особое совещание должно было координировать и наблюдать за целесообразностью мер по обеспечению нужд беженцев (из газет).
7. Природа моя была отзывчива на явления жизни, на людские Поступки, но лишь Искусство было и есть моим истинным призванием (А. Нестеров).
8. Только сегодня я доказывал об угрозе людям со стороны именно этой волшебной аэронавтики... (В. Пикуль).
Слайд 21Объясните особенности инфинитивной поэзии
Устроиться на автобазу
И петь про черный пистолет.
К старухе
матери ни разу
Не заглянуть за десять лет.
Проездом из Газлей на Юге
С канистры кислого вина
Одной подруге из Калуги
Заделать сдуру пацана.
В рыгаловке рагу по средам,
Горох с треской по четвергам.
Божиться другу за обедом
Впаять завгару по рогам.
Преодолеть попутный гребень
Тридцатилетия. Чём свет
Возить «налево» лес и щебень.
И петь про черный пистолет.
(С. Гандлевский)
Слайд 23НАРЕЧИЕ
1. — Бабы, вы только поглядите, чего мы привезли! не здря
съездили.
2. ...Велел всем мужикам к завтрему готовыми быть, чтобы лошади были накормлены.
3. — Косить-то куда нонь, бабицы, за реку?
4. — Ты ведь вроде до Берлина дошел, шампанское с ними глушил, чего они тепериче-то на нас прут? (А Белов).
5. — Она там гдей-то будет петь, а ты сиди, переживай!
6. Чем быстрее гонишь, тем борозда хужей. То глубокая, то мелкая. 7. — С тобой, брат, не заскучаешь! Запустил ракету. Покрепше скоростной механизации (С. Антонов).
8. Рубаха на нем белая, враспояску. Порты широкие, книзу-то пошире. На ногах—лапти домашние (Т. Толстая)?
9. Я за линию твою В Соловках табе Сгною! Я с тобою не шуткую, Я сурьезно говорю! (Л. Филатов).
Слайд 24МЕСТОИМЕНИЕ
А) ТЫ-ВЫ
Б) Прикажи – Ты прикажи (мягче).
В) МЫ=Я – объединение с
читателями (худ., научн., публ.)
Г) МЫ=ВЫ - врач – сочувствие: Как мы себя чувствуем?
Д) Художественное обобщение: мы, свои, оно, эти (прост.)
Е) Речевая характеристика персонажа, если ошибочное употребление: ихние, про чего.
Слайд 25Определите стилистическую роль выделенных местоимений
1.- И чего господин Половцев думают, чего
они дожидаются, ума не приложу! Самое время бы сейчас качнуть Советскую власть, а они прохлаждаются (Л/. Шолохов).
2. Зашуршало, двери отворилися — и выходит Сам. Папенька Оленькин (Т. Толстая).
3 — Она с моей бабой недавно на слете была, дак оне там по отрезу по самолучшему отхватили.
4. — Летом кажин кустик ночевать пустит.
5. — Да вон и окурки евонные накиданы (В. Белов).
6. — Ох, да при ейной-то жизни не то дивья, что спотыкаться стала, а то, как она доселе жива.
7. — Горло, наверно, сухое. — У ей самая трезвость сичас (Ф. Абрамов).
8. Надо было убедить их [крестьян] (моя хата с краю, я ничего не знаю), что «мы» - это лучше, чем «я», и что радостно приобщиться к великой силе коллектива (В. Солоухин).
Слайд 26ПРЕДЛОГИ, ЧАСТИЦЫ
А) Использование стилистически маркированных предлогов и частиц:
Предо (выс.), округ, окрест
(уст.), документ о 12 листах (выс.), про любовь (разг), с Москвы (прост).
Ишь ты! Вишь ты! Аж, то бишь, -ка, ведь, – разг. (же-ж, бы-б, да нет - та не)
Б) По возвращению из командировки.
В) Повтор предлогов, союзов – эмоциональный настрой всего текста.
Слайд 27Укажите на нелитературное использование частиц
1. — Может, самовары-то взять да починить?
— спросила Степановна! — Ей-богу, возьми самовары-то! Саша Пятак в кузнице кранты-ти припаяет.
2.—Читал, Петров, сегодня газету-то?—спрашивает Куров Мишку. — Опеть, чуешь, буржуазники-те шалят с бонбой.
3.—Я к примеру, в ТОЗ-от вступил без твоего нагана. А вы с Табаковым ТОЗ-от распустили, а сделали из него артель (В. Белов).
4. [Нянька:] Как же, помню! Энтот гранд Был пожрать большой талант: С головою влез в тарелку, Аж заляпал жиром бант (Л. Филатов).