Изобразительно-выразительные средства языка презентация

Содержание

Фонетические средства Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха. Пример: Гром гремит, гроза грохочет.

Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА


Слайд 2Фонетические средства

Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом

выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.
Пример: Гром гремит, гроза грохочет.


Слайд 3Ассонанс – повторение гласных звуков
Пример: «Е», «И», «Ю» - изображют нежность,

ласку, плачь (вслушайтесь в музыку есенинского стиха: «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…»).


Слайд 4Лексические средства
Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но

противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.
Пример: Радость – горе. Друг- враг.


Слайд 5Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не

противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.
Пример: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег.

Слайд 6Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно

и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.


Слайд 7Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном

тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский) Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал



Слайд 8Художественно-изобразительные средства ( тропы):
эпитет,сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха,перифраз,гипербола,
литота.



Слайд 9Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в

целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.
Пример: В сто сорок солнц закат пылал.



Слайд 10Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях

повышения художественного впечатления.
Пример: В больших сапогах, в полушубке овчинном,/В больших рукавицах … а сам с ноготок.



Слайд 11Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи

переноса:
 
а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
 
б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
 
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…


Слайд 12
Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто

меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»



Слайд 13Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и

предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.


Слайд 14Ирония - Троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или

выражения в значении, противоположном буквальному.
Пример: Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков.


Слайд 15Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства,

качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
1) существительное: болтушка сорока.
2) прилагательное: роковые часы.
3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.
 
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.


Слайд 16Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с

живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Слайд 17Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин –

это чудо.

Слайд 18 Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное

выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве приютил Гоголя.

Слайд 19 Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать

свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Слайд 20Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное

экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.
Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.


Слайд 21Фигуры речи:
риторический вопрос,
риторическое обращение,
повтор, синтаксический параллелизм,
многосоюзие,бессоюзие,эллипсис,
инверсия,антитеза,оксюморон,
аллюзия,


Слайд 22 Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический

факт, который предполагается известным.

Слайд 23
Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или

представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…



Слайд 24 Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о

другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.

Слайд 25 Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными

правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет: Рожденный ползать – летать не может, либо особо выделяет второю после знака часть: Любовь – главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.
 

Слайд 26Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, предающий художественной речи компактность,

стремительность, динамичность.
Пример: Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет.

Слайд 27 Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов

в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Слайд 28Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия

и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
 


Слайд 29Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого

из контекста.
Пример: Зверю – берлога, страннику – дорога, мертвому – дроги, каждому – свое.

Слайд 30Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления

выразительности речи.
Пример: Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.

Слайд 31Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающие поэтической речи нужную

интонацию: Торжественную, политическую, ироническую и т.д.
Пример: А вы, надменные потомки известный подлостью прославленных отцов…

Слайд 32
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?

Риторические вопросы –


Слайд 33 Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот,

ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
 

Слайд 34 Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке

подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!
 

Слайд 35 Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова

или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Слайд 36 Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов

для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
 

Слайд 37 Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на

отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

Слайд 38 Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или

сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Слайд 39 Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть,

продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Слайд 40Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров,

образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.
Пример: Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт…


Слайд 41 Синтаксический параллелизм-
– одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С

его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.
 
Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
 
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика