Методические советы по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения презентация

Содержание

Формулировка задания части 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2

Слайд 1 Методические советы по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ,
или

Не так

страшен чёрт, как его малюют…

Мастер-класс Крамарь Елены Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории


Слайд 2Формулировка задания части 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на

отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Что проверяет эксперт?
Третья часть – небольшое по объему (70 слов) сочинение-рассуждение на основе печатного текста. Экзаменуемым предлагается три альтернативных задания, на одно из которых нужно дать развернутый аргументированный ответ. Время выполнения задания – примерно 1 час.


Слайд 3Примеры формулировок тем для сочинения (задание 15)
1) Напишите сочинение – рассуждение,

раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Нигде так не проявляется индивидуальное своеобразие человека, как в синтаксисе». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

2) Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл одного из заключительных предложений текста: «Наша ответственность друг перед другом куда больше, чем мы позволяем себе думать».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

3) Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Доброта – это…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.


Слайд 4Структура сочинения задания 15.1
1. Вступление – формулирование тезиса (1-2 предложения: 1-ое

– с цитатой (информация об авторе - факультативно); 2-ое – интерпретация заявленной фразы)
В учебнике русского языка написано: «Нигде так не проявляется индивидуальное своеобразие человека, как в синтаксисе». Я понимаю эту фразу так: по тому, как строит свои высказывания человек, можно судить о его индивидуальном «почерке», об особенностях его личности.
Известный русский лингвист А.А.Реформатский, рассуждая о местоимениях как части речи, писал: «…»
Анализируя это высказывание, я(мы) понимаю(ем), что местоимение – самостоятельная часть речи, которая…
Безусловно, … Конечно, … Бесспорно мнение автора (лингвиста, языковеда, филолога, писателя) о том, что…

Что проверяет эксперт?
Наличие сформулированного собственного тезиса на основе данного высказывания на теоретическом (не на бытовом!) уровне. Фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса (2 фактические ошибки – 0 баллов)


Слайд 5Структура сочинения задания 15.1
1. Вступление – формулирование тезиса (1-2 предложения: 1-ое

– с цитатой (информация об авторе - факультативно); 2-ое – интерпретация заявленной фразы)
Мостик:
Докажем (подтвердим) это (правоту выдвинутого тезиса) на примерах (примерами) из текста В.Вересаева (см автора текста, а не высказывания).
Чтобы подтвердить правоту тезиса, обращусь к тексту В.Вересаева.
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания( цитаты, утверждения, суждения, мнения).

Что проверяет эксперт?
Наличие сформулированного собственного тезиса на основе данного высказывания


Слайд 6Структура сочинения задания 15.1
2. Аргументация (приведение 2-х примеров-доказательств из текста для

подтверждения тезиса: от тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»)
В подтверждение этого тезиса приведу пример из …предложения прочитанного мною текста. В нем …
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению. В нем ...
В качестве примера можно привести предложение … текста. В нем …
Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое(грамматическое) явление, как … С помощью этого средства выразительности автор передает читателю … . Это подтверждает вывод о том, что…

Что проверяет эксперт?
Наличие 2-х примеров-аргументов из текста с указанием их роли в тексте


Слайд 7Структура сочинения задания 15.1
2. Аргументация (приведение 2-х примеров-доказательств из текста -

два ответа на вопросы:
что же хотел сказать читателю автор, используя те или иные средства языка?
зачем автору необходимо было использовать заявленные лингвистические явления и приемы, какую цель он преследовал?)
ГДЕ? – ЧТО? – ДЛЯ ЧЕГО?
В справедливости тезиса (мысли) А.А.Реформатского можно убедиться и на примере … предложения, в котором автор использует эпитет «сказочная (ночь)». Это средство выразительности помогает писателю передать всю необычность, таинственность, загадочность новогодней ночи.
В предложении 21 используется метафора: «…». Эта фраза помогает образно рассказать о важности для героя мнения нового друга.



Что проверяет эксперт?
Наличие 2-х примеров-аргументов из текста с указанием их роли в тексте


Слайд 8Структура сочинения задания 15.1
2. Заключение – вывод (1 предложение – повтор

тезиса или вывод о правоте автора цитаты )
Вот почему я считаю, что прав был А.А.Реформатский, рассуждавший о значении местоимений в русском языке.
Таким образом, мне удалось доказать, что синтаксис помогает узнать человека, его индивидуальные особенности лучше, чем многие другие средства.
Итак, мы пришли к выводу о том, что…
Исходя из сказанного, могу сделать вывод: … (нельзя: можно сделать вывод!)
Таким образом, можно утверждать, что высказывание В.Г.Короленко о назначении слова верно.
Таким образом, можно согласиться с высказыванием Г.Г.Граник и С.М.Бондаренко, что знаки препинания «дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами».


Что проверяет эксперт?
Наличие композиционной стройности и завершенности работы


Слайд 9Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий построение словосочетаний, предложений, текста
Лингвистические

термины к заданию 15.1




Высказывания, предлагаемые для написания сочинения, предполагают в основном рассуждения по основным разделам языкознания – лексике и грамматике


Слайд 10Лексика – это словарный состав языка, а также совокупность слов того

или иного языка.

Лингвистические термины к заданию 15.1



Грамматика – раздел языкознания, изучающий строения слов (словообразование), словоизменения (морфология), виды словосочетаний и типы предложений (синтаксис)


Слайд 11Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссией


Слайд 12Структура сочинения задания 15.2
1. Вступление – тезис и комментарий (пояснение тезиса)

1-2 предложения: свое понимание смысла указанного фрагмента: 1-ое - тезис –используем данное предложение, данное сочетание; 2-ое - комментарий – ответ на вопрос(ы):
что мне известно об этой проблеме (явлении, свойстве человека, черте его характера…)?
чем существенным я могу дополнить свое толкование?
какое ключевое слово или словосочетание в отрывке мне
хотелось бы пояснить?
Особое внимание – сильным позициям текста (первое
и заключительные предложения)

Что проверяет эксперт?
Наличие верного объяснения содержания фрагмента. Ошибки в интерпретации фрагмента (2 ошибки – 0 баллов)

Обычно фраза, данная для анализа, представляет собой мысль, несущую наибольшую идейно-тематическую нагрузку (тема текста, его идея)


Слайд 13Структура сочинения задания 15.2
1. Вступление – тезис и комментарий (пояснение тезиса)

Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в том, что
мы должны помнить о наших предках, обязаны хранить
свидетельства об их жизни, чтобы не превращаться в иванов, не
помнящих родства. Я убеждена, что отношение к предкам – это очень важный нравственный показатель любого человека. Безусловно, автор прав, говоря, что наши
предки заслужили право на память.
Ю.Ляликова в финале своего текста приходит к пониманию того, что «наши предки… имеют право на память о них», а мы должны сохранить свидетельства их жизни и передать их своим детям.
Писательница убеждена, что мы должны сохранить свидетельства жизни наших предков и передать их детям.

Что проверяет эксперт?
Наличие верного объяснения содержания фрагмента. Ошибки в интерпретации фрагмента (2 ошибки – 0 баллов)


«Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить те крохи свидетельств их жизни, что остались, и передать их своим детям»


Слайд 14Структура сочинения задания 15.2
1. Вступление – тезис и комментарий (пояснение тезиса)
Смысл

предложенных для анализа строк текста заключается в том, что…
Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…

Что проверяет эксперт?
Наличие верного объяснения содержания фрагмента. Ошибки в интерпретации фрагмента (2 ошибки – 0 баллов)


Слайд 15Структура сочинения задания 15.2
1. Вступление – тезис и комментарий (пояснение тезиса)
Смысл

данного отрывка я понимаю так: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
То, что эта мысль очень важна для автора, можно подтвердить использованием…(средства художественной выразительности)
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

Что проверяет эксперт?
Наличие верного объяснения содержания фрагмента. Ошибки в интерпретации фрагмента (2 ошибки – 0 баллов)


Слайд 16Структура сочинения задания 15.2
2. Аргументация – доказательства (аргументы) + примеры (примеры-аргументы

подбираются не к фразе, требующей интерпретации, а к тезису ученика как к варианту его интерпретации)
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения текста.
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
Предложение № … подтверждает мысль о том, что… .

Что проверяет эксперт?
Наличие 2-х примеров-аргументов из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента


Слайд 17Структура сочинения задания 15.2
3. Заключение – вывод (1 предложение –обобщить сказанное,

еще раз вернувшись к самому главному, и сделать вывод, соответствующий тезису и аргументам)
Итак, подобранные аргументы помогли доказать нам мысль о том, что мы не должны предавать память предков.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, как бы ни менялась жизнь, мы обязаны хранить память о наших предках и учить этому детей.
Подводя итог вышесказанному, подчеркну, что … .

Что проверяет эксперт?
Наличие композиционной стройности и завершенности работы


Слайд 18Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссией


Слайд 19Структура сочинения задания 15.3
1. Вступление – формулирование тезиса + ! комментарий

(1-3(4) предложения: 1-ое – с вопросом (Что такое …?); 2-ое – тезис - определение данного нравственного понятия; 3-4-ые – комментарий данного определения)
Основные способы толкования значения слова
Описательный способ: Черствость – отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам.
Синонимический способ: Черствый – нечуткий, бездушный человек.
Способ отрицательного определения: Черствый человек – тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия.


Что проверяет эксперт?
Наличие толкования значения слова и комментария.

Толкование слова идет в связке с комментарием. Комментарий призван пояснять что-либо


Слайд 20Структура сочинения задания 15.3
1. Вступление – формулирование тезиса + ! комментарий

(1-3(4) предложения: 1-ое – с вопросом (Что такое …?); 2-ое – тезис - определение данного нравственного понятия (с оглядкой на текст); 3-4-ые – комментарий данного определения)
Что такое любовь? Многие писатели, поэты, философы пытались ответить на данный вопрос. Попробуем разобраться в смысле этого понятия. На мой взгляд, любовь – это чувство…
По моему мнению, человечность – это качество, которое … . Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты, философы. Думаю, что в мире было бы больше добра и счастья, если бы все люди понимали важность этого качества и воспитывали бы его в себе.
Что такое красота? Немногие над этим задумываются сегодня. Я считаю, что красота – это внешняя или внутренняя гармония, которая привлекает людей. Думаю, что очень важно уметь видеть и чувствовать красоту в обычной жизни.

Что проверяет эксперт?
Наличие толкования значения слова и комментария.


Слайд 21Структура сочинения задания 15.3
2. Аргументация – доказательства - примеры (примеры-аргументы подбираются

к тезису ученика)
В тексте (фамилия автора с инициалами (перед ней) в род. п.) можно найти пример, подтверждающий мою мысль (мой тезис).
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор говорит о том, что … (интерпретация предложения – доказательство тезиса ученика).
Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения текста. + (интерпретация предложения)
В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. + (интерпретация предложения)

Что проверяет эксперт?
Наличие 2-х примеров-аргументов: 1 - из текста, 2-ой – из жизненного опыта, ИЛИ два примера-аргумента из прочитанного текста (3 балла)


Слайд 22Структура сочинения задания 15.3
2. Аргументация – доказательства (аргументы) - примеры (примеры-аргументы

подбираются к тезису ученика)
Предложение № … подтверждает мысль о том, что… . + (интерпретация предложения)
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложений. + (интерпретация предложений)
Примеры (слово-понятие) можно встретить и в жизни.
В подтверждение приведу пример из жизни.

Что проверяет эксперт?
Наличие 2-х примеров-аргументов: 1 - из текста, 2-ой – из жизненного опыта, ИЛИ два примера-аргумента из прочитанного текста (3 балла)


Слайд 23Структура сочинения задания 15.3
2. Аргументация – доказательства (аргументы) - примеры (примеры-аргументы

подбираются к тезису ученика)
Свое мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.
Конечно, в окружающей жизни мы можем найти немало примеров, подтверждающих высказанную мысль.
Наблюдая за своими одноклассниками, я не раз замечал, что … .
Однажды я был свидетелем поступка (факта, события, явления) … Несомненно, его (этот поступок) можно назвать проявлением дружбы. (микровывод после аргумента!)


Что проверяет эксперт?
Наличие 2-х примеров-аргументов: 1 - из текста, 2-ой – из жизненного опыта, ИЛИ два примера-аргумента из прочитанного текста (3 балла)


Слайд 24Структура сочинения задания 15.3
3. Заключение – вывод (1 предложение –обобщить сказанное,

еще раз вернувшись к определению понятия-тезиса). Вывод – это утверждение доказанного.
Итак, подобранные аргументы помогли доказать нам мысль о том, что любовь – это … (повторить тезис (то, что вы доказывали), но другими словами).
Вот почему я считаю, что любовь – это … .
Подводя итог вышесказанному, подчеркну, что дружба – это многогранное понятие, одним из составляющих которого является умение поддержать близкого человека и помочь ему в трудные моменты жизни.
Нельзя в заключении сочинения писать о том, что не доказывалось в работе!

Что проверяет эксперт?
Наличие композиционной стройности и завершенности работы


Слайд 25Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссией


Слайд 26Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссией


Слайд 27Сочинение (пробный ОГЭ), проверенное городской экспертной комиссией


Слайд 28Этап проверки написанного
Проверяем логику работы: на тот ли вопрос я ответил?
Проверяем

абзацное членение: каждая ли из основных частей сочинения представляет собой новый абзац?
Как соотносятся вступление и заключение?
Проверяем, есть ли тезис? Аргументами не считаются примеры из текста, если отсутствует тезис.
Нет ли ошибок в именах собственных, в цитировании?
Нет ли этических ошибок: высокомерного отношения к автору текста или писателям, упомянутым в сочинении, а также в отсутствии их инициалов?
Нет ли повторов, двусмысленного понимания, многочисленных местоимений?
Проверяем грамотность: работаем со словарем.


Слайд 29 P.S. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива…» 
4

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ


Слайд 30Крамарь Елена Николаевна
Контакты: МБОУ СОШ №12 г.Пятигорска
E-mail: ms.elena.kramar@mail.ru
Телефон: 8 988 0864

364

Слайд 31Список использованной литературы
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного

экзамена 2017 года по русскому языку. (Электронный ресурс). – Электрон. текст. дан. – Москва: ФИПИ, 2016. – Режим доступа: www.fipi.ru, свободный.
2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году ОГЭ по русскому языку. (Электронный ресурс). – Электрон. текст. дан. – Москва: ФИПИ, 2016. – Режим доступа: www.fipi.ru, свободный.
3. Сенина Н.А., Кобякова Г.Н., Нарушевич А.Г. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2017. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года. 9 класс. Учебно-методическое пособие. – Ростов – на - Дону: Легион, 2016.
4. Русский язык. Подготовка учащихся к написанию сочинения на ОГЭ. Все классы. – М.: дистанционные курсы Фоксфорда


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика