Лексикология русского языка презентация

Содержание

Лексикология (греч. lexikos ‘словарный’ + logos ‘наука’) это наука о слове и словарном составе языка. Объектом лексикологии являются слово как лексическая единица и лексика как все множество слов или отдельные

Слайд 1Лексикология русского языка
Белица Татьяна Ивановна


Слайд 2Лексикология (греч. lexikos ‘словарный’ + logos ‘наука’)
это наука о слове и

словарном составе языка.
Объектом лексикологии являются слово как лексическая единица и лексика как все множество слов или отдельные его подмножества (лексика исконно русская, лексика иноязычная, лексика общеупотребительная, лексика разговорная и т. д.).
Лексика – словарный состав языка, словарный фонд языка, словарь языка…

Предмет лексикологии

внешний (социолингвистического)
аспект

внутренний (системно-семантический)
аспект

«совокупность ЛЕ, исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся, обслуживающая все сферы общения»
Э.В.Кузнецова

система – упорядоченное множество ЛЕ, связанных между собой
определенными закономерными устойчивыми отношениями


Слайд 3Краткий исторический очерк развития лексикологии в России
В XIX — начале XX вв. в связи

с лексикографической работой и изучением истории  русского и славянских языков активно развивались историческая лексикология и этимология (А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, Я. К. Грот и другие), исследовались территориальная и социальная дифферен­ци­а­ция лексики (В. И. Даль, А. И. Соболевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ),

Александр Христофорович Востоков
(1781 – 1864)

Измаил Иванович Срезневский
(1812 – 1880)


Слайд 4Глубоко разработал общую теорию слова как в аспекте формы, так и

в особенности в плане содержания:

Александр Афанасьевич
Потебня (1835 - 1891) –
выдающийся русский языковед, литературовед и философ

Большой вклад в развитие мировой лексикологии внес русский лингвист А.А.Потебня

учение о внутренней форме слова
учение о ближай­шем — языковом и о дальней­шем — внеязыковом значениях слова
положения о семантических отношениях слов, многозначности, изменчивости значений слов


Слайд 5Первые русские толковые словари (XIX век)
«Словарь церковнославянского и русского языка» (1847,

4 тома, более 100 000 слов ): значительное место занимала лексика живого разговорного языка начала XIX в., а также иноязычные заимствования, употреблявшиеся в то время. Широко использованы стилистические пометы: и старые, соответствующие учению М. В. Ломоносова о «трех штилях» (высок., средн., низк.), и новые (типа разг., просторечн., риторич. и др.). Иллюстративный материал - цитаты из произведений Карамзина, Крылова, Жуковского, Пушкина и др.

Во всех произведениях А. С. Пушкина насчитывается всего 21197 слов!

«Словарь русского языка» под редакцией Я.И.Грота и А. А Шахматова (1895‑1916).
В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863—1866, более 200000 слов), который старался освободить русский язык, представленный в предыдущих академических словарях, от излишне книжных слов и от слов иноязычного происхождения.


Слайд 6Подходы к объему лексикологии
В широком понимании в лексикологию включают и учение

о словах, и учение об устойчивых (фразеологических) сочетаниях слов (В. В. Виноградов, Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев).
В узком понимании лексикология занимается только словами.
В этом случае фразеологию рассматривают как самостоятельный раздел науки о языке.

Общая/ Частная лексикология
Историческая/ описательная лексикология (диахроническая/синхроническая)
Сопоставительная лексикология
Прикладная лексикология


Слайд 7Характерные черты лексики как уровня языка
Лексика непосредственно обращена к действительности, очень

подвижна, сильно изменяет свой состав под воздействием внешних факторов:
возникновение новых реалий и исчезновение старых ведет к появлению или уходу соответствующих слов, изменению их значений;
ЛЕ не исчезают внезапно: могут долго сохраняться в языке как устаревающие или устаревшие слова (историзмы, архаизмы);
новые слова (неологизмы), сделавшись общеупотребительными, закрепившись в языке, теряют свойство новизны.
Лексика национального языка всегда взаимодействует с лексикой других языков — так появляются заимствования.
Изменения в лексическом составе происходят постоянно, так что точное количество всех слов языка принципиально невозможно подсчитать.


Слайд 8Характерные черты лексики как уровня языка
В лексике находят отражение социальные, профессиональные,

возрастные различия внутри языкового коллектива. В соответствии с этим выделяются различные пласты слов. Разные социальные и профессиональные объединения людей наряду с общеупотребительной используют в общении лексику ограниченного употребления.
В каждом языке выделяются группы слов с разными стилистическими характеристиками. Стилистически нейтральные слова могут употребляться в любом стиле речи и составляют основу словаря. На их фоне выделяются стилистически окрашенные слова — они могут принадлежать «высокому» (вознестись, предрекать, мужи) или «низкому» стилю (очумелый, нестись, галиматья), могут быть ограничены определенными типами речи, условиями речевого общения (научная, официально-деловая, книжная лексика и т. д.).


Слайд 9Лексикология


Слайд 10Лексикология


Слайд 11Разделы лексикологии
1. По основному аспекту изучения


Слайд 12Разделы лексикологии


Слайд 13Разделы лексикологии


Слайд 14Связь лексикологии с другими дисциплинами
Фразеология – объектом изучения являются фразеологические единицы,

значительная часть которых порождается в результате метафоризации слов.
ФЕ выражают эмоции, эмотивные оценки, характеризуют людей и объекты по разным признакам: втаптывать в грязь (кого-то), рубить сплеча, (работать) спустя рукава и др.
ФЕ отражает коллективный опыт народа, его ментальность, образное мышление, реалии культуры, истории и т. д.
Хотя ФЕ по своей структуре являются словосочетаниями, проблематика фразеологии в большей степени связана с проблематикой лексикологии, чем синтаксиса.
При изучении концептов русской культуры материалом анализа выступают и ЛЕ, и ФЕ как репрезентанты концептов.
Некоторые лингвисты выделяют лексико-фразеологическую систему языка, объединяя в ней лексические и фразеологические единицы.


Слайд 15Связь лексикологии с другими дисциплинами
Морфемика – изучает слова с точки зрения

их морфемного состава и морфемной структуры.
Морфемы служат средством выражения компонентов ЛЗ слов и вносят свой «вклад» в значение каждого полнозначного слова.
При изучении семантики ЛЕ и их классификации лексикологи опираются на обобщенные значения морфем.
Многие аффиксы выражают такие компоненты ЛЗ, как интенсивность (высокую степень проявления признака, чрезмерность признака), эмотивную оценку, тем самым участвуют в порождении экспрессивности, а также стилистически маркируют такие номинации:
суффиксы -аст- (головастый, рукастый, рогастый, горластый, гривастый), -ёж- (галдёж, кутёж, нетерпёж, балдёж); п
префикс раз-/рас- в сочетании со связанной основой обозначает признак ‘разрушить, сломать, испортить что-л.’ (раздербанить, раскурочить, распатронить, распетрушить) и т. д.

Слайд 16Связь лексикологии с другими дисциплинами
Словообразование (словопроизводство) – изучает слова с т.зр.

способов их образования (деривации), строения производных слов, а также словообразовательную систему в целом.
Словообразовательная метафора, в отличие от семантической метафоры, образуется не путем переноса наименования с одного предмета на другой на основе образных ассоциаций, а в результате метафоризации значения производящего слова (первичной номинации) в процессе образования производного слова (вторичной номинации), например: ершистый ‘некто такой же колючий в споре, каким колючим является ёрш’
Лексическая (семантическая) деривация – образование вторичного ЛЗ на основе первичного ЛЗ в границах одной и той же лексемы, например: оперетта 1) ‘музыкально-драматическое произведение’, 2) ‘представление такого произведения на сцене’ (играть в оперетте) – метонимический перенос

Слайд 17Связь лексикологии с другими дисциплинами
Ономастика (греч. onomastikē ‘искусство давать имена’)
Объект

изучения - онимы, традиционный термин-синоним – собственные имена.
Сформировалась на границе грамматики и лексикологии
Разветвленная область русистики, наиболее развиты разделы антропонимики и топонимики, появляются новые разделы, отражающие новые реалии современной российской действительности.
Традиционно ономастический материал широко включается в исследования по лексикологии и фразеологии.
Тесно связана с лингвокультурологией, поскольку направлена на историю, среду бытования и культуру русского народа

Слайд 18Связь лексикологии с другими дисциплинами

Терминоведение : объект изучения – термины, то

есть слова и словосочетания, обозначающие понятия, которые относятся к определенной области знания: науке, технике, культуре, искусству, а также терминосистемы – упорядоченные множества терминов конкретной сферы. Одним из ее многочисленных разделов является лингвистическое терминоведение.
Лингвостилистика (стилистика) изучает слова и другие языковые единицы и категории как выразительные средства (тропы, приемы, фигуры речи), закономерности их функционирования в различных стилях литературного языка и в идиостилях писателей, общественных деятелей и т. д.

Слайд 19Связь лексикологии с другими дисциплинами
Культура речи – теоретическая и прикладная дисциплина;

изучает такие качества речи, которые в определенной ситуации обеспечивают наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей при соблюдении языковых норм и этики общения, ситуативных требований и эстетических установок
Важнейшие задачи – изучение объективных языковых норм на всех уровнях языка и нормализация – описание, систематизация и упорядочение языковых норм, на основе которой строится языковая политика – целенаправленная деятельность языковедов, писателей, педагогов, связанная с воздействием на функционирование литературного языка и на его эволюцию, а также на развитие культуры речи говорящих на русском языке.
Термин культура речи обозначает владение нормами устного и письменного литературного языка, умение использовать его богатейшие выразительные средства в разных средах общения и в соответствии с целями и содержанием речи.
 

Слайд 20Связь лексикологии с другими дисциплинами
Когнитивная лингвистика – от когниция (лат. cognitio

‘знание, познание’), новый раздел языкознания; изучает язык с точки зрения его участия в познавательной деятельности человека, связи языка с сознанием и мышлением.
Основная задача этой дисциплины – выявление, осмысление и описание тех ментальных структур, или единиц сознания, с помощью которых человек получает информацию о мире, хранит ее, перерабатывает знания и передает их от поколения к поколению.
Объект изучения – концепты (лат. conceptus ‘мысль, понятие’), ментальные структуры, единицы сознания, в которых сосредоточены знания о мире и о коллективном и индивидуальном опыте людей. В концепте сосредоточены все знания об определенном предмете, явлении действительности и общественной деятельности человека.
Концепт – это всё, что мы знаем о данном предмете, а также связанные с ним наши эмоции, чувства, переживания, оценки, культурные ценности.

Слайд 21Связь лексикологии с другими дисциплинами
Лингвокультурология – новый раздел языкознания, развивающийся на

стыке традиционной лингвистики, когнитивной лингвистики и культурологии, психолингвистики; изучает взаимодействие языка, культуры и человека как носителя определенного языка и культуры.
Основной постулат: этнический язык является сокровищницей культуры народа, говорящего на данном языке.
Объект исследования – культурные концепты. В них воплощаются национально-культурные ценности, особенности ментальности данного этноса, национальное самосознание, события и факты его истории и т.д. Совокупность культурных концептов, которые связаны с определенным фрагментом русской национальной культуры, называется концептосферой.
Основные задачи – выявление национально-культурного содержания (компонента) в семантике ЛЕ, ФЕ, пословицах и поговорках, сравнениях, метафорах, то есть языковых единицах, которые являются репрезентантами концептов.
ВАЖНО: изучение человека через призму его языка и общества в зеркале его культуры.

Слайд 22Связь лексикологии с другими дисциплинами
Психолингвистика – комплексная научная дисциплина, сформировалась на

стыке психологии, лингвистики, теории речевой деятельности, когнитивистики.
Изучает «процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка».
В лексикологии широко используются различные психолингвистические методы, в частности, психолингвистические экспрерименты.

Лексикография теснейшим образом связана с лексикологией, фразеологией, почти со всеми дисциплинами русистики.
Объект описания – слова, фразеологизмы и практически любые другие единицы языка.
Основная задача – разработка соответствующей теории и практика создания словарей разных типов. Лексикология, как и другие дисциплины, использует словари в качестве источника фактологического материала, на основе которого строятся лингвистические теории.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика