Слайд 1
Выполнила: Артемьева Дарья,
ученица 6Б класса
Руководитель: Тонкова
Елизавета Фёдоровна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Глазова
Исследовательская работа
Энциклопедия одного слова
Глазов 2018
Слайд 2Наш язык - это разнообразие слов…
Слайд 3
Словарь — это историческая повесть о жизни людей, их думах, чаяниях,
бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа, творца языка.
Слайд 4Задачи:
1. проанализировать дефиниции слова «кот» в основных словарях русского языка;
2. изучить
употребление слова «кот» в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках;
3. проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом "кот";
4. описать некоторые особенности употребления слова "кот" в фольклоре и художественной литературе.
5. обобщить информацию и разработать мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова «кот»;
6. познакомить учащихся 6 класса с мини-словарем и провести опрос.
Слайд 5Гипотеза: в русском языке, допустим, слово может иметь множество лексических значений
и употребляться в различных сферах. Мы предположили, что слово "кот" может иметь несколько значений. Нам кажется, что у слова «кот» есть родственные слова, а также оно часто используется в устном народном творчестве и в произведениях литературы и искусства.
Объект исследовательской работы - лексическое значение слова и его сфера употребления.
Предмет исследования - лексическая единица.
Слайд 6План-схема:
Этнографическая страница;
Этимологическая страница;
Лексикографическая страница;
Фразеологическая страница;
Словообразовательная страница;
Литературная страница.
Слайд 7Владимир Красно Солнышко
Экспонаты музея Херсонеса
Слайд 8Плеть с несколькими концами или хвостами
коты (уменьшительное котики) женская обувь, род
полусапожек, ботинок
Слайд 11Ш.Перро
«Кот в сапогах»
Э.Гофман
«Житейские воззрения кота Мурра»
Л.Кэрролл
«Алиса в стране
чудес»
Слайд 13Заключение
Мы считаем, что заявленные нами цель и задачи были достигнуты, так
как ходе отбора информации из различных источников был проведен комплексный всесторонний анализ слова кот и разработан мини-словарь.
Стоит отметить, что тема работы, заявленная нами, является удачной. Приведем несколько аргументов:
Во-первых, это хорошая возможность заинтересовать учащихся и повысить их грамотность;
Во-вторых, опираясь на помощь учителей - предметников, можно создать мини-словари по другим учебным дисциплинам;
В- третьих, такая форма работы очень полезна при подготовке к ОГЭ, так как такому исследованию можно подвергнуть любое слово, а это станет хорошим подспорьем при написании сочинений и изложений.
Слайд 14Список литературы
Быков А.А. Удивительное языкознание, Москва,ЭНАС,2012;
Быстров Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.
Учебный фразеологический словарь русского языка", Ленинград: Просвещение,1984;
Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка: в 2-х т. Том 2. С.-Петербург - Вульфа, 1881;
Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга", Москва, АСТ-Прогресс книга,2005;
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003;
Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004;
Семенюк А.А., Матюшин М.А. Школьный толковый словарь русского языка. –М.: Просвещение,1980;
Словарь русского языка в 4-х томах: том 2, Москва,изд-во "Русский язык", Академия Наук СССР,1983;
Пасхалов А.П. Удивительная этимология, Москва,ЭНАС,2012;
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка, том1,Москва-"Русский язык",1985.
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М: Просвещение, 1875;
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: том 2,Москва-"Прогресс",1986;
13. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE
14. http://www.fresher.ru/2012/10/31/10-russkix-slov-s-interesnoj-etimologiej/