Слайд 2Структура урока
Что такое «хороший исследовательский вопрос»?
Как написать академическое эссе, привести
«хороший тезис и аргументы» ?
Зачем нужны эссе?
Слайд 3(1) Исследовательская проблема
«В ходе кризиса последних … лет в России появился
отряд безработных… Отряд неумолимо растет... Обретает женское («молодежное», «профессорское», «интеллигентное») лицо. Следовательно, проблема актуальна. Наш исследовательский проект крайне необходим»
Хорошо ли сформулирована проблема?
Слайд 4(1) Исследовательская проблема
Есть безработные / бедные / кризисы / нет денег
/ есть загрязнения окружающей среды / процветает коррупция / студенты не хотят учиться / … Наличие безработицы ///// не является исследовательской проблемой — это обыденный факт (“в зоопарке тигру не додают мяса!”)
А в чем собственно исследовательская проблема?
Нужно разделять социальные и
научные проблемы
Слайд 5(1) Исследовательская проблема
— это
несоответствие наших знаний об объекте другим знаниям
о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу, теориям (общим и частным)
некий парадокс, загадка, которую предлагается разгадать
противоречие в понимании, нестыковка смыслов и интерпретаций
препятствие, которое нельзя с легкостью преодолеть или обойти.
Сформулирована вопросом
или противоречием
Слайд 6Задание «из бутылки»
Задайте 20 вопросов про бутылку.
Что такое хороший вопрос? (составьте
список из 8-10 пунктов).
Разбиться на пары и Показать свой список
Вычеркните те вопросы про бутылку, которые плохие.
Зачитать 2 оставшихся хороших вопроса
Обсуждаем классом
Возвращаемся в пары, переформулируем вопросы
Сформулировать рекламное объявление/наклейку, которое представляет основную идею текста/название полки в библиотеке
Что такое «рекламное объявление» в этом контексте?
Слайд 7(1) Хороший вопрос –
Заставляет думать,
Понятно сформулирован,
Лаконичен,
Спорный, проблемный, интересно отвечать
(- вопросы на проверку знаний).
Актуален: волнует, касается каждого, имеет отношение к «сегодня»
Требует развернутого ответа/объяснения.
Вообще можно ответить.
Масштабнее, чем кажется на первый взгляд (дб перспектива/ развитие).
Не содержит точку зрения.
Не слишком широкий, не требует написания 10 книг для ответа.
Нет оценочных суждений.
МНЕ САМОЙ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС!
Слайд 8КАК НАПИСАТЬ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЭССЕ?
Журавская ТН. Практикум по Чаянову
Слайд 9
Письмо в зонах
1 –
первое впечатление, первые мысли (3-4 минуты)
2
–
Отдать все земли трудовому крестьянскому хозяйству
3 –
Отдать предпочтение трудовому крестьянскому хозяйству
4 –
Почему помещичье хозяйство хуже?
В чем преимущества трудового хозяйства?
5 –
Кооператив хозяйств помогает мелким хозяйствам получить преимущества помещичьих хозяйств
6 –
Сталин. Колхозы.
7 – размышления о необходимости предпочтения ТКХ, 5. важность разных форм в сельском хозяйстве
Слайд 10Последовательность проведения:
Индивидуальное чтение , работа с текстом (что понравилось, с чем
не согласны, выделить что-то и пр.)
чтение вслух по кругу
работа в зонах
рефлексивное письмо – написать о том, как заполнялись зоны (что было трудно, что легко, что понравилось и пр. и почему)
зачитываем финальный тезис, можно на выбор одну из зон и текст с рефлексивным письмом
Слайд 11ЗАЧЕМ ЭССЕ?
Рыжова НП. Лекция-беседа
Слайд 12Сравнение образовательных систем
Европейская и американская образовательная система
Учебный процесс: Самостоятельная работа (исследование);
Семинары (дискуссии); Интерактивные лекции
Отчетность: Эссе (письменная работа, структурированная речь)
Текст: 30–40 эссе (4 года) + диссертация
Эссе — выдвижения и обоснование собственных идей. Результат — авторское научное творчество
Российская образовательная система
Учебный процесс: Поточные лекции; Семинары (teachercentered); Самостоятельная работа(по списку)
Отчетность: Экзамен (устная форма, структурированная речь)
Текст: 2 курсовые (5 лет) + дипломная работа
Реферат — изложение чужих мыслей Результат — мысли преподавателя, монографии, статьи
Слайд 13В чем польза от эссе?
заставляет студента систематически порождать связные тексты по
изучаемому предмету;
приучает его к умственной дисциплине, требует медленного, вдумчивого чтения и упорядочивания своих мыслей при письменном их изложении;
помогает освоить язык данной предметной области и выработать навыки академической грамотности, тренирует аналитичность, формирует навыки корректного участия в «профессиональном разговоре», «терпимость к другому мнению», индивидуальную ответственность;
развивает межпредметные и междисциплинарные связи, исследовательские и коммуникативные компетенции, формирует индивидуальный стиль;
студент учится совмещать субъективное знание с источниками объективного знания;
позволяет наблюдать над его интеллектуальным взрослением
Слайд 14Общая структура эссе
Заголовок (Title) — отражает основную научную проблему, которой посвящено
эссе.
Вступление (Introduction) — тезис-проблема/ аргумент. Кроме того, вступление содержит 1) общее введение; 2) основная информация / сведения по истории вопроса; 3) описание того, о чем конкретно будет говориться в основной части.
Аргументация (Body) — аргументированное раскрытие проблемы. Данная часть работы включает соотношение и обобщение других точек зрения с изложением собственной и ее обоснование. В данной части работы следует придерживаться строгой структуры и иерархии (от главного к второстепенному, от более к менее важному). Доказательства должны быть сильными, убедительными, взвешенными, эффективными, самостоятельными, непротиворечивыми. Их количество зависит от обсуждаемой проблемы, избранного плана и логики развития мысли. Один параграф / подзаголовок отражает одну главную мысль.
Заключение (Conclusion) — краткое обобщение и изложение основных аргументов. Заключение может содержать также такой важный, дополняющий эссе элемент как указание на применение вашей работы, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
Слайд 15Типы эссе (IELTS)
«За и против»
«Точка зрения»
«Решение проблемы»
Слайд 16«За и против»
Две точки зрения (понимание двух или более сторон проблемы)
a)
Введение – четкая констатация проблемы (без личной оценки)
b) Основная часть (За: …; Против: …). Каждый параграф начинается с предложения, суммирующего параграф. Обязательны примеры (отсылки к эмпирике или к текстам). «Доводом в пользу теории/ концепции/ мнения … », «Иной подход вытекает из …» («Иная точка зрения предложена в работах…»)
c) Заключение – в т.ч. личное мнение
Слайд 17«Точка зрения»
Четко выраженная позиция автора по проблеме
a) Введение – основной
тезис(включая мнение)
b) Основная часть с перечнем доводов (аргументов) + примеры
c) Заключение
Слайд 18«Решение проблемы»
Обсуждение проблемы и предложение ее решения
a) Четкая постановка проблемы
– ее причины и последствия
b) Основная часть, работающая с «последствиями» - то есть предложение конкретных решений, с эмпирикой или примерами из текстов. Каждое решение «Таким образом, можно будет достичь…»
c) Заключение – с подведением итогов (как решения помогут бороться с проблемой)
Слайд 19Домашнее задание
Напишите эссе
К следующему дню СДАТЬ преподавателю в печатном
виде
Слайд 20Инструкция по созданию блога
Сайт: https://ru.wordpress.com/
Кнопка «Заведите блог»
Чему посвящен ваш блог: Образование
-> Высшее образование (выбор не важен)
Как вы хотите, чтобы выглядела страница приветствия: ваш выбор
Выбрать тему: пропустить сейчас
Домен: выбираете любое название блога (латинские буквы) -> Выбрать
Выберете тарифный план: Бесплатно -> Выбрать
Создайте учетную запись: введите электронный адрес и выберите пароль для сайта -> Создать мою учетную запись
На указанный вами при регистрации блога электронный адрес придет уведомление с требованием активировать блог. Вы можете начинать работу по созданию записей.
Меняем название блога на «Проект научного исследования ФИО»
Ваша первая запись в блоге должна содержать тему проекта исследовании и информацию относительно следующих 5 пунктов:
Контекст исследования
Вопрос исследования
Мотивация
Предполагаемая методология
Вклад исследования
Попытайтесь заполнить хотя бы некоторые из пунктов.