Слайд 1АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Мерзликиной Ольги Александровны ______________________________________
Фамилия, имя, отчество
МКОУ Терновская СОШ №2 , Терновского района __________________________________
Образовательное учреждение, район
На тему:
Рабочая программа элективного курса по русскому языку
«Русский язык без правил и словарей»
_____________________________
Слайд 2ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 7 классов в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. А также опирается на методику школы Натальи Романовой. Школа Романовой обучает по методике «БЕЗ ПРАВИЛ», разработанной Натальей Романовой в конце 1980-х годов. Она построена на элементарных алгоритмах и формулах, использующих внутренние законы языка (речи и письма), неизвестных традиционной грамматике. Кроме главной сверхзадачи: писать без ошибок на всю жизнь (тексты неограниченной сложности) школа грамотности легко решает ряд формальных задач, где на первом месте — это сдача тестовых экзаменов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку с максимально возможным количеством баллов.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
Слайд 3КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Программа внеурочной деятельности «Русский язык без правил и
словарей» реализуется учителем русского языка и литературы Мерзликиной Ольгой Александровной, муниципального казенного общеобразовательного учреждения Терновская средняя общеобразовательная школа №2.
В школе 4 класса – начального общего образования, 5 классов – основного общего образования и 2 класса – среднего общего образования.
Слайд 4НОВИЗНА ДАННОЙ ПРОГРАММЫ
Все основные правила орфографии и пунктуации, исключения укладываются в
несколько алгоритмов, которые предлагаются обучающимся. Этим обуславливается новизна данной программы.
Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам.
Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Слайд 5АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое
внимание в Российской Федерации.
Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Слайд 6
ЦЕЛИ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ :
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Слайд 7ЗАДАЧИ:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке
как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из орфографии и пунктуации, а также формирование умений применять эти знания на практике;
научить каждого обучающегося писать любые тексты без ошибок;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Слайд 8ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
эмоциональность;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия
– умение осознавать и определять эмоции других людей,
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Слайд 9ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
освоения программы элективного курса являются:
представление об основных функциях языка,
о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение орфографического и пунктуационного анализа.
Слайд 10ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты:
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
составлять план решения
учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
самостоятельно создавать алгоритмы действий
Слайд 11СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и
навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Также, работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.
Слайд 12ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических
и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Слайд 13ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор
технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Слайд 14ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ:
создавать алгоритмы по правилам;
распознавать основные правила
проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
находить правила постановки знака препинания или его отсутствия;
находить условия, от которых зависит написание; норму, действующую при данных условиях;
находить последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.
Слайд 15СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М.,
2007.
Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2011.
Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 2003.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 2007.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 2002..
Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 2004..
Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.