Слайд 1Зарубежный опыт обеспечения информационной безопасности детей
Интернет и мобильная телефония
Ефимова Л.Л., к.ю.н.,
доцент РГСУ
Слайд 2Интернет используется для образовательных целей, бизнеса или развлечения, однако одновременно сеть
предоставляет новые неизвестные возможности для преступников для распространения противозаконных материалов или совершения преступных деяний. Технологии позволяют им скрыть или замаскировать свои личные опознавательные данные. Общество все еще не полностью защищено от опасностей, связанных с Интернетом.
Слайд 3
Сеть Интернет стала средством для распространения вредоносных программ (компьютерных «вирусов»), разрушающих
компьютеры и компьютерные сети; рассылки нежелательной рекламы (спама); порнографических материалов, в том числе и с участием детей; информации о способах совершения террористических актов; инструкций по созданию взрывчатых материалов, в том числе различного рода взрывных устройств, бомб замедленного действия, часовых механизмов к ним, обычного и ядерного оружия и т.д. Во «всемирной паутине» можно обнаружить предложения о продаже наркотиков, описания способов их производства, можно заказать семена марихуаны и инструкции по ее выращиванию на приусадебном участке или в квартире. Всемирная сеть используется для торговли людьми (чаще всего женщинами и несовершеннолетними), заведения знакомств и назначения встреч в целях совершения преступлений, в том числе направленных против детей.
Слайд 4Европейский опыт защиты детей от противозаконной вредной информации
Защита детей в сети
Интернет является продолжением мер, принимаемых в Европе для обеспечения информационной безопасности детей при осуществлении телевещания, радиовещания, в печати, демонстрации кинофильмов, видео- и аудиозаписей, использовании электронных игр.
Слайд 5Принятая в рамках Совета Европы Конвенция о трансграничном телевидении от 5
мая 1989 г. в статье 7 «Обязанности телевещателя» устанавливает:
«1. Все элементы программ, их представление и содержание должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей.
В частности, они не должны:
а) быть непристойными и, в особенности, содержать порнографию;
б) чрезмерно выделять насилие или разжигать расовую ненависть.
2. Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть».
Слайд 6В развитие Конвенции о трансграничном телевидении Европейский парламент и Совет Европейского
Союза утвердили Директиву Совета Европейского Союза 89/552/ЕЕС от 3 октября 1989 г. о координации определенных положений, установленных законодательно, регулятивно либо административно странами-участниками (европейской Конвенции о трансграничном телевидении) в области осуществлении телевизионного вещания (Директива «Телевидение без границ»)
Слайд 7в главе 5 Директивы «Защита несовершеннолетних и общественного порядка» закрепляется, что
«государства-участники прибегают к соответствующим мерам для обеспечения того, чтобы передачи телевещателей, находящихся под их юрисдикцией, не включали программ, которые могут нанести серьезный вред физическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних, особенно программ, содержащих порнографию либо беспричинное насилие».
Слайд 8В статье 22b Директивы государствам-участникам предлагается принять меры «по облегчению контроля,
осуществляемого родителями или опекунами над программами, которые могут смотреть несовершеннолетние». Для этих целей желательно установление: «требований для новых моделей телевизоров, предусматривающих наличие специального блока, предоставляющего возможность родителям или опекунам отфильтровать некоторые программы, а также «установление соответствующих рейтинговых систем» (Систем возрастной классификации).
Слайд 9Знаки возрастных категорий
и пиктограммы контента (Нидерланды)
Слайд 10Размещение знаков возрастной классификации на экране телевизора
Слайд 12…на упаковке DVD и компьютерных игр
Слайд 14
В Плане мероприятий по безопасному Интернету Европейского Союза указывается, что противозаконное
содержание включает в себя обширный круг материалов, относящихся:
· к национальной безопасности (инструкции по изготовлению взрывных устройств и по незаконному производству наркотиков, инструкции по проведению террористических акций);
· к защите несовершеннолетних (оскорбительные формы маркетинга, сцены насилия, порнография);
· к защите человеческого достоинства (подстрекательство к расовой ненависти или расовой дискриминации);
· к экономической безопасности (мошенничество, инструкции по пиратскому использованию кредитных карточек);
· к защите информации (деятельность злоумышленных хакеров);
· к защите частной жизни (неразрешенная передача персональных данных, электронное преследование);
· к защите репутации (клевета в печати, незаконная сравнительная реклама);
· к интеллектуальной собственности (неразрешенное распространение произведений, защищенных авторским правом, например, компьютерных программ или музыкальных произведений).
Слайд 15Вредная для детей информация
Под вредным (предосудительным) содержанием понимается содержание (контент), которое
не является противозаконным, но распространение которого ограничено (например, только для взрослых), а также содержание, которое может оскорбить некоторых пользователей, хотя опубликование его не запрещено в силу конституционного принципа свободы слова.
Слайд 16Европейским Союзом и США разработаны соответствующие специальные программы, имеющие приоритетное финансирование.
Например, на программу «Безопасный Интернет» Европейской Комиссией выделено 45 мл. евро на период с 2004 по 2008 год. В этой программе участвуют все государства – члены Европейского Союза, каждое из которых создало национальный центр, работающий в сфере обеспечения безопасного для детей использования сети Интернет.
Слайд 17На базе общеевропейской образовательной Интернет - сети «Shcoolnet» ии Европейской Комиссией
в рамках ее программы «Безопасный Интернет» создана сеть ИНСЕЙФ (INSAFE - Безопасный Интернет). Целью сети ИНСЭЙФ является координация, содействие, оптимизация влияния и увеличение осведомленности пользователей Интернет (в особенности родителей и детей) путем поведения конкретных акций. Сеть ИНСЭЙФ охватывает национальные центы - Узлы Безопасного Интернета государств – членов ЕС , а также Австралийскую сеть NetALert, действующую в качестве ассоциированного узла.
Слайд 18Как правило, работа указанных национальных центров ведется по четырем направлениям:
создание и
обеспечение функционирования в сети Интернет «горячей линии», предназначенной для выявления в сети противозаконной информации;
деятельность по ознакомлению родителей и детей об опасностях в Интернете и способах противодействия им;
создание «горячих линий» по оказанию детям консультативной помощи;
разработка и внедрение систем фильтрации Интернет-контента.
Слайд 19С 1997 действует международная ассоциация «горячих линий» INHOPE по борьбе с
противозаконной информацией, прежде всего, с детской порнографией в Интернете, в работе которой участвуют организации, учрежденные правительствами государств – членов Европейского для борьбы с нелегальной информацией в Интернете, так и организации-представители таких государств, как США, Австралия, Южная Корея и др.
Слайд 20Обеспечение защиты детей от вредной информации
в сети Интернет США
В 2000 г.
Конгресс США принял Закон о Защите детей в Интернете, (The Children's Internet Protection Act 2000 – CIPA), который действует по настоящее время и обязывает школы и публичные библиотеки, получающие финансирование из федерального бюджета, при предоставлении детям доступа в Интернет устанавливать фильтры или блокирующее программное обеспечение. В 2004 г. правительство США выделило 9 млн дол. США на программу внедрения контентных фильтров во всех школах страны. Государство гарантирует оказание технической поддержки. Примерно 41% американских семей, где дети имеют дома доступ в Интернет, установили домашние системы фильтрации контента.
Слайд 21Еще одним важным законодательным актом в этой сфере является Закон «О
защите неприкосновенности частной жизни детей 1998 г.» (The Children's Online Privacy Protection Act of 1998 – COPPA) (Федеральный закон США Title 15, Section 6501). Этот Закон регулирует отношения, связанные со сбором в сети физическими или юридическими лицами персональной информации у детей моложе 13 лет. Закон устанавливает, что для получения информации от детей необходимо разрешение родителей или опекунов. Оператор, собирающий такую информацию, обязан защищать неприкосновенность частной жизни детей. Федеральной комиссии по торговле США (The Federal Trade Commission – FTC) предоставлено право издавать правила, определяющие механизм исполнения указанного Закона. За нарушение этого Закона может взиматься штраф до 1 млн дол. США.
Слайд 22Борьба с детской порнографией в Интернете
28 июня 2006 г. пять
главных Интернет-компаний объявили о своём намерении объединиться с Национальным центром брошенных и эксплуатируемых детей (NCMEC), чтобы начать кампанию по развертыванию технологий для борьбы с Интернет-преступниками, эксплуатирующими детей. AOL, Yahoo!, Microsoft, EarthLink и United Online финансируют Технологическую коалицию с NCMEC, развивая и развертывая технологии, позволяющие предотвращать преступную деятельность Интернет-дельцов по эксплуатации детей.
Слайд 23Коалиция имеет четыре основные цели:
разработку и развитие технологических решений по опознаванию,
обнаружению и уничтожению распространяемых изображений, несущих сцены сексуальной эксплуатации детей и детской порнографии;
улучшение распространения информации в индустрии, создание централизованного информационного центра для известных изображений с детской порнографией и другой информации подобного рода, которую сетевые операторы могут использовать для блокировки и уничтожения;
совершенствование и исследование законодательных инструментов, позволяющих обнаруживать и идентифицировать дистрибьюторов детской порнографии;
исследование технологий, используемых преступниками для распространения детской порнографии и сокрытия следов своей деятельности.
Слайд 24Верховный суд Соединенных Штатов о непристойности и порнографии
Начиная с судебного процесса
Рот против Соединенных Штатов 354 США 476 (1957), Верховный суд Соединенных Штатов неоднократно принимал решение о том, что демонстрация или описание непристойности не защищается Первой поправкой, или любыми другими положениями Конституции США. Объясняя свою позицию, в слушании дела МИЛЛЕР против Калифорнии, 413 США 15 (1973) Верховный суд США признал:
«По нашему мнению, приравнивание безвозмездного обмена идеями и политических дискуссий к коммерческой эксплуатации непристойных материалов унижает великую концепцию Первой поправки и ее высокие цели в исторической борьбе за свободу. Это "злоупотребление великой гарантией свободы слова и свободы прессы...." Бред против Александрии, 341 США)».
Слайд 25Защита детей в сети Интернет. Британский опыт
Интернет – провайдеры Британских Телекоммуникаций
(British Telecommunications) предоставляют Интернет-трафик с использованием услуги, называемой «Чистая линия» («Cleanfeed»), которая использует данные Фонда по наблюдению за Интернетом (the Internet Watch Foundation) для идентификации станиц, которые содержат неприличные фотографии детей. Когда такие станицы обнаруживаются, система создает сообщение об ошибке “URL страница не найдена”, вместо того, чтобы открыть искомую станицу или станицу с предупреждением. Другие Интернет-провайдеры используют другие подобные системы, например, «WebMinder».
Слайд 26В 2003 году после убийства Джейн Лонгхерст мужчиной, который увлекался порнографией
в Интернете, общественные объединения семей инициировали кампанию за принятие законов, касающихся порнографии в Интернете и получили необходимую поддержку. Размещение в сети того, что Правительство Великобритании назвало «экстремальная порнография», в настоящее время является противозаконным. Правительство ввело программу по уничтожению сайтов, содержащих изображение изнасилования, удушения, пыток и некрофилии.
Слайд 27С конца 2007 г. Интернет-провайдеры начали применять в работе систему блокирования
сайтов «Чистая линия» («Cleanfeed»). В настоящее время провайдеры блокируют только такие сайты, которые содержат детскую порнографию, хотя используемая система позволяет блокировать любые сайты, внесенные в список. Например, Министерство внутренних дел заявило, что оно рассматривает возможность блокирования доступа в сети к статьям «прославляющим терроризм» в смысле Закона о терроризме 2006 г. (Terrorism Act 2006).
Слайд 28Обеспечение защиты детей при пользовании мобильной телефонной связью в США
Федеральной комиссией
по связи США (FCC) установлены правила для услуг, оплата за предоставление которых происходит как плата за звонок (pay-per-call), так называемые «Правила 900». Для того, чтобы защитить потребителей от случайных звонков и необходимости платить за них, номер, по которому предоставляются указанные коммерческие услуги должен начинаться с числа 900. Это позволяет родителям блокировать звонки на номера, начинающиеся с 900 и, таким образом защищать свой карман о необходимости платить за телефонные развлечения детей, а так же защитить детей от нежелательной информации, например, от такой как секс по телефону и др.
Слайд 29Возрастная классификация мобильного контента в Великобритании
Система классификации мобильного контента содержит две
категории:
Категория «18» присваивается коммерческому контенту, который предназначен для потребителей в возрасте 18 лет и старше. Эта категория включает без ограничений предназначенную для взрослых информацию сексуального характера. Он может также содержать азартные игры (предмет последующего законодательного регулирования) и предназначенные для взрослых мобильные игры,
Вторая категория возникает по умолчанию: контент, не имеющий ограничений. Такой контент обычно является подходящим для пользователей мобильной связи любого возраста.
Слайд 30Рекомендации для России в области Интернета и мобильной телефонии
Необходимы интеграция Российской
Федерации в международную борьбу с преступлениями, совершаемыми с использованием новейших технологий, а также разработка и принятие внутригосударственной целевой программы, направленной на обеспечение защиты детей от вредной и противозаконной информации как в сети Интернет с учетом перспектив развития не только «всемирной паутины», так и в мобильной телефонии, передовые технические образцы которой предоставляют возможность доступа к Интернет-ресурсам, включая как позитивные, так и негативные последствия использования такого доступа
Слайд 31В целях усиления защиты детей от вредной информации в сети Интернет
возможно установление законом нормы, обязывающей владельцев вебсайтов в российской части сети осуществлять их индексацию, если их сайты могут содержать информацию, способную оказать вредное воздействие на детей. При этом необходимо также обязать Интернет-провайдеров, предоставляющих хостинг, информировать своих пользователей о необходимости индексации сайта и о методике ее осуществления. Представляется, что такая мера может быть эффективной, поскольку, как правило, сайты, содержащие вредную для детей информацию, предназначены для продажи или предоставления ее взрослым покупателям. Подобная индексация сайтов не будет противоречить коммерческим интересам их владельцев. Ввод системы индексации позволит легко выделять и при необходимости отфильтровывать в сети не предназначенную для детей информационную продукцию.
Слайд 32Следовало бы также ввести аналогичную британской или американской систему индексации коммерческого
контента в мобильной телефонии.
Установление законом обязательности индексации сайтов с вредной для детей информацией или коммерческих услуг мобильной связи не будет противоречить международно-правовым принципам и конституционным гарантиям свободы слова, так как такая индексация не ограничивает распространение информации, а, наоборот, добавляет дополнительную информацию о характере содержания сайта.
Слайд 33В рамках международного сотрудничества возможно заключение международного договора об обеспечении защиты
детей в сети Интернет, который обязывал бы государства–участников договора использовать единую международную систему индексации сайтов и коммерческих услуг мобильной телефонии, что позволило создать более эффективную систему информационной безопасности детей как на внутригосударственном, так и на международном уровне.