Урок русского языка в 10 классе по теме: Как устроен текст, или давайте будем людьми счастливыми презентация

Содержание

Эпиграф: Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

Слайд 1Урок русского языка в 10 классе по теме: Как устроен

текст, или давайте будем людьми счастливыми

Слайд 2
Эпиграф: Следовать за мыслями великого человека есть наука самая

занимательная. А.С.Пушкин

Проблемный вопрос:

Быть счастливыми трудно или легко?

Духовно-нравственная проблематика урока:

ЗНАНИЕ – СИЛА

НЕЗНАНИЕ – СЛАБОСТЬ. СТРАХ

СЧАСТЬЕ = РАДОСТЬ


Слайд 4Задание 1. Первый вариант
Вся жизнь народа одухотворяется в его языке. В.Г.

Короленко

Слайд 5Задание 1. Первый вариант
Слово – полководец человечьей силы. В.В. Маяковский


Слайд 6Задание 1. Первый вариант
Язык есть труд целого поколения. В.И.

Даль

Слайд 7Задание 1. Первый вариант
Язык – душа нации. Язык – есть плоть

идеи, мысли, чувства.
А.Н. Толстой

Слайд 8Задание 1. Первый вариант
Слово есть поступок.

А.Н. Толстой

Слайд 9Задание 1. Второй вариант
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с

быстротой поражающей.
М. Горький

Язык – явление социальное, так как изменения в общественной жизни находят отражение в языковых процессах. Многие слова уходят из активного употребления, пополняется, видоизменяется словарный запас языка.
Самым подвижным пластом языка является лексика. Именно поэтому язык требует к себе пристального внимания, бережной заботы – именно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает.


Слайд 10Задание 1. Второй вариант
Слово дано человеку не для самоутверждения, а для

воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, другим людям.
В.Г. Короленко

Язык, слово даны человеку не для пустого времяпрепровождения, а для работы над собой, над своим внутренним миром. Нельзя употреблять бранные слова, унижающие окружающих. Нельзя кое - как учиться, думая, что плохая учеба- это только твоя проблема. Человек живет не на необитаемом острове, а в обществе, где люди тесно связаны друг с другом. Нужно нести в мир, в котором живешь, положительные мысли, чувства, слова.


Слайд 11Задание1. Второй вариант
В языке одухотворяется весь народ и вся его родина.


К.Д. Ушинский

Каждый язык – то целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.


Слайд 12 Задание2. Прочитайте отрывок из письма Д.С. Лихачева, вставьте пропущенные буквы,

расставьте недостающие знаки препинания, определите вид предложений.

Слайд 13Задание2.Прочитайте отрывок из письма Д.С. Лихачева, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки,

расставьте пропущенные знаки препинания, определите вид 1,2,3,6,9 предложений.

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. 2) Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. 3) В языке сказывается ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ человека его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. 4) Внимание читающего должно быть сосредоточено на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать.
5) Поэтому чем проще, тем лучше. 6) Не следует бояться повторений одного и того же слова, одного и того же оборота. 7) Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно…8) Язык должен быть, разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. 9) А в целом стоит помнить: нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски МЫСЛИ.
Д.С. Лихачев


Слайд 14Задание 3.
Различают цепную и параллельную связь предложений


Слайд 16Средства связи между предложениями текста
Лексические
Морфологические
Синтаксические
Стилистические
Лексические средства – повтор слова, синонимическая замена,

использование антонимов, однокоренных слов, слов одной тематической группы.

Морфологические средства – это замена существительных и других частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме, наречий, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т.п.


Слайд 17Средства связи между предложениями текста
Лексические
Морфологические
Синтаксические
Стилистические
Синтаксические средства – наличие вопросно-ответной формы,

синтаксического параллелизма, прямого и обратного порядка слов в предложении, неполных предложений.



Стилистические средства – использование слов, принадлежащих одному стилю, тропов и стилистических фигур.


Слайд 18Задание4.Прочитайте письмо Д.С. Лихачева из книги «Письма о добром», определите основные

признаки этого текста.

Слайд 19Задание 4. Первый вариант
Основные признаки текста «Цель и самооценка»

Тема текста –

тема выбора жизненной цели.
Основная мысль текста – жизнь должна диктоваться добротой к людям.
Грамматическая связь между предложениями – цепная.
Средства связи:
лексические (повтор слова «человек», синонимичная замена его личным местоимением, использование однокоренных слов;
морфологические – использование глаголов в одной форме
(несовершенного вида, настоящего времени: дает, ставит, испытывает т.д.);
синтаксические – наличие вопросно-ответной формы ( 7, 8, 10 предложения), неполные предложения, синтаксический параллелизм;
Стилистические – наличие тропов, стилистических фигур (эпитеты, метафора)
Ключевые слова: человек, жизненная задача, добро.

Слайд 20.
Задание4.Прочитайте письмо Д.С. Лихачева из книги «Письма о добром», определите

основные признаки этого текста..

Слайд 21 Задание4. Второй вариант. Основные признаки текста «Учитесь учиться»
Тема текста – приобретение знаний
Основная

мысль текста – необходимо постоянно учиться
Грамматическая связь между предложениями - сочетание цепной и параллельной связи.
Средства связи:
лексические (повтор слова «учиться», синонимичная замена, использование однокоренных слов;
морфологические – использование глаголов в одной форме
совершенного вида, будущего времени);
синтаксические – наличие вопросно-ответной формы, неполные предложения, синтаксический параллелизм;
Стилистические – наличие тропов , стилистических фигур
(эпитеты, метафора)

Ключевые слова: учение, учиться, любить учиться

Слайд 22Подготовка к ЕГЭ. Прочитайте текст и выполните домашнее задание.


Слайд 23Подготовка к ЕГЭ. Прочитайте текст и выполните домашнее задание.


Слайд 24Используя текст письма Д.С. Лихачева, дайте развернутый ответ на вопрос: легко

ли быть счастливыми?

Слайд 25Итоги урока

Для того чтобы быть счастливым человеком, необходимо:
иметь знания, ибо знания

дают человеку уверенность в своих силах;
нести добро в мир;
развивать в себе радостное восприятие жизни;
любить людей;


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика