Теории массовой культуры презентация

Содержание

Лекционная часть

Слайд 1Теории массовой культуры
Основы теории коммуникаций. Практическое занятие 1


Слайд 2Лекционная часть


Слайд 3Виды культуры
 Народная культура
 Элитарная культура
 Массовая культура 


Слайд 4 Народная культура 
 Народная культура в культурологическом аспекте будет пониматься достаточно широко и не

ограничиваться ее историческим пластом, относящимся к далекому прошлому, т.е. как сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных действий, трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных).

Слайд 5Элементы народной культуры
ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования,

образ жизни, художественное творчество и пр. в их знаково-символическом и предметно-материальном воплощении,
способы деятельности, трудовой, утилитарно-бытовой (домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д.),
технологии функционирования, т.е. практическое оперирование ценностями, смыслами, формы их поддержания, сохранения и передачи от одного поколения к другому, а также их трансформации, обновления

Слайд 6Особенности народной культуры
В народной культуре творчество анонимно, поскольку здесь не осознается личное авторство,

и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы "владеет" все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник), даже очень искусный, воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса, этноса, субэтноса.

Слайд 7Механизм аккумуляции народной культуры
В народной культуре механизм аккумуляции и непосредственной

(изустной) передачи прошедшего коллективный "отбор" социально значимого опыта подкрепляется специфическими средствами:
высокая степень обобщения, 
стереотипизации коллективного опыта.
Это необходимо для того, чтобы обеспечить накопление, воспроизводство, передачу и сохранение в памяти группы, рода, большого объема информации: знаний, представлений, норм, смыслов, а также культурных текстов, в которых они воплощены.


Слайд 8 Элитарная культура
ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам

народной, массовой.
Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), как производитель и потребитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры 
Тем самым утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу. Определения элиты в разных социологических и культурологических теориях неоднозначно.

Слайд 9Формирование элитарной культуры
  Элитарная культура формируется в рамках привилегированных в какой-либо

сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей и включает, как и культура народная ценности, нормы, идеи, представления, знания, образ жизни и т. д. в знаково-символическом и материальном их выражении, а также способы практического их использования (см. Народная культура). Эта культура охватывает разные сферы социального пространства: политическую, экономическую, этико-правовую, художественно-эстетическую, религиозную и др. области общественной жизни. Ее можно рассматривать в разных масштабах.
     В широком смысле элитарная культура может быть представлена достаточно обширной частью общенародной (общенациональной) культуры. В этом случае она имеет в ней глубинные корни, включая и народную культуру, в другом, узком смысле - заявляет о себе как о "суверенной", подчас противостоящей общенациональной культуре, в определенной мере изолированной от нее.


Слайд 10Особенности элитарной культуры
 В культурных текстах элитарных культур, в т.ч. субкультурных, являющихся специализированными, профессиональными,

на первый план выходит не следование традициям, традиционным образцам, канонам, как в народной культуре, а нарушение их, поиск новых идей, образов, смыслов - в науке, в технике, в искусстве, Здесь главное - установка на самовыражение, самореализацию в творчестве, следовательно, на уникальность, неповторимость творческого результата, новых научных теорий, манеры художественного высказывания, поиск новых технологий, нового видения и даже сознательное нарушение устоявшихся ранее норм, правил, эталонов.

Слайд 11Традиция в элитарной культуре
Традиция это следование и сохранение наиболее общих принципов:


общих технологических, структурно-композиционных норм,
образно-семантического "словаря",
подходов к материалу, его обобщению, художественному переосмыслению.
Наличие у профессиональных авторов устойчивых повторяющихся стереотипов (образно-семантических, содержательно-тематических и др.), стандартов получает отрицательную оценку.
Это оценивается чаще всего как заштампованность, однообразие, бедность фантазии.

Слайд 12Массовая культура – массовая коммуникация
Средства массовой коммуникации, органично «включаясь» в современную

художественную культуру, обусловливая массовость и общедоступность технических искусств, оказывают огромное воздействие на ее развитие и потребление.

Слайд 13Теория массовой культуры как культуры «массового общества»
Массовое общество, возникает в результате процессов

индустриализации и урбанизации
Массовая культура рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт).
«Массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека.
Феномен массовой культуры получает негативную оценку.

Слайд 14Явления массовой культуры
Хосе Ортега-и-Гассета разработал одну из наиболее радикальных в своем

критицизме концепций массового общества
Согласно его определению, общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным.
Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию.
Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом.

Слайд 15Теории Франкфуртской школы
основополагающим  становится понятие культурной индустрии, гарантирующей устойчивость капитализма.


Общий вывод - массовая культура формирует конформизм, удерживает  реакции потребителя в инфантильном, статичном состоянии, позволяет манипулировать его сознанием: оценка феномена массовой культуры в рамках этих исследований так же негативна
Представители Франкфуртской школы: Т. Адорно, М. Хоркхеймера, В. Беньямина и Г. Маркузе.

Слайд 16Теория феминизма
Патриархальная идеология как основе массовой культуры, в которой эксплуатируется образ

женщины в целях достижения коммерческого успеха ее продукции.
феномен массовой культуры: однозначно отрицателен
Представители: Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д.Ж. Дайер

Слайд 17Прототипы масскульта
Согласно А. Адорно:
формы культуры, которые появились во время становления капитализма

в Англии, т.е. на рубеже XVII-XVIII веков
романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность.  Следовательно, они тяготели скорее к «массовой» чем к «элитарной» культуре.
российские оппоненты - Е.П. Смольская и др.:
указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

Слайд 18Точка отсчета
конец XIX – начало XX века:
развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение,

гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет),
индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ,
относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

Слайд 19Ранняя форма массовой культуры
Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается

с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной:
детективный жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века
«сердечная пресса» или «индустрия грез» - конец XIX века: еженедельные СМИ начали публикацию произведений
комиксы – конец  XIX века в Соединенных Штатах Америки. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни

Слайд 20Сферы проявления массовой культуры
А.Я. Флиер выделил следующие:
 индустрия «субкультуры детства»;
массовая общеобразовательная школа;
система

национальной (государственной) идеологии;
массовые политические движения;
массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций ;
индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, различные шоу;
 индустрия оздоровительного досуга;
 система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнология);
разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности

Слайд 21Уровни массовой культуры        
Выделяют три основные уровня массовой культуры:
кич-культура (т.е. низкопробная, даже

вульгарная культура);
мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);
арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения)   

Слайд 22Кич
Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении (от немецких

глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок).
В каждой стране можно четко определить специфические национальные черты кича: «слащавую пошлость» немецкого кича, «откровенную скабрезность» – французского, экстатическую сентиментальность – итальянского, плоскую примитивность – американского
Основным характеристики:
упрощенную подачу проблематики;
опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;
ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.

Слайд 23Мид
двойственный характер
обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает

в себя черты массовой культуры.
По отношению к кич, эта форма массовой культуры оказывается более высокой.
мидкультура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

Слайд 24Арт
Наиболее высокий уровень массовой культуры – арт-культура, рассчитанная на самую образованную

часть публики.
Главной задачей арткультуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Слайд 25Дополнительные уровни
        Кроме вышеперечисленных уровней некоторые специалисты считают необходимым выделять еще

два особых подуровня массовой культуры, а именно:
попкультуру и
роккультуру.

Слайд 26Характеристики массовой культуры
ориентированность на гомогенную аудиторию;
 опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;
эскейпизм;
быстродоступность

/ быстрозабываемость;
традиционность и консерватизм;
 оперирование средней языковой семиотической нормой;
 занимательность.

Слайд 27         Ориентированность на иррациональное, бессознательное, коллективное.
 Еще Карл Юнг в своих работах

отмечал, что символообразование является основой массовой культуры. Роль символа, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать сублимации энергии бессознательных сфер психики, т.е. направлению ее в объективную реальность. Согласно Юнгу, базовыми в понимании массовой культуры являются следующие компоненты. Во-первых, ее восприятие как компенсаторного явления, восполняющего утраченную целостность человеческой природы. Во-вторых, понимание бессознательной основы массовой культуры. В-третьих, понимание мифотворческого предназначения массовой культуры (9).
Для массовой культуры, как заметили культурологи, очень свойственно повторение сюжетов, идей и образов. А повторяемость  – это свойство мифа. Мифология, в свою очередь, фиксирует в концентрированном виде коллективное бессознательное. Следовательно, массовая культура тем или иным образом ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Интересно подметил российский культуролог В.П. Руднев: «Актеры в сознании зрителей отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические боги» (10). Вообще культурологи все чаще и чаще сближают массовую культуру с мифологией. Характерны даже названия монографий. Например – «Мифология XX века» (В.П. Шестаков, 11).

Слайд 28Эскейпизм
Другая, не менее значимая характеристика массовой культуры - эскейпизм, т.е. бегство от

реальности в мир фантазий и грез.
Автор книги «Философия художественной истории» Арнольд Хаузер так же полагает, что история современного массового (популярного) искусства начинается с возникновением идеи о том, что искусство означает отвлечение. В нем ищут рассеивание, но не концентрацию, развлечение, но не образование.

Слайд 29 Быстродоступность
 порождений массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые

год от года становятся все более совершенными и разнообразными. (кино, видео, теле и радиопрограммы, печатные издания прибавились мобильные системы связи , а также Интернет)
 продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.
 «культовые» произведения очень глубоко проникают в массовое сознание и приобретают достаточную степень устойчивости

Слайд 30Консерватизм
         Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем

глубоко консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения «массовой культуры» лишены глубокого смысла, они обладают жестким каркасом внутренней структуры. Лучшим средством угодить вкусам публики, считают некоторые культурологи,  оказывается не новизна, не новаторство, а банальность. Человек не способен понять и усвоить нечто совершенно новое для него, если это новое не имеет никаких соответствий с чем-либо уже известным. Известное служит путеводной нитью, ведущей через неизведанное пространство. Подсчитано даже, что если произведение содержит более 10% совершенно новой информации контакт с аудиторией теряется (12).

Слайд 31    Социальные перспективы массовой культуры
По всей видимости, она прочно укрепилась в современном

обществе и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере в ближайший исторический период, не приходится.
Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб.
Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества.
Поэтому необходима идейная трансформация мас-культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами.

Слайд 32Практическая часть


Слайд 33Задание
Выбрать одну сферу:
кино,
ТВ,
пресса,
музыкальное произведение
проза
описать на

конкретных примерах (передача, жанр, телеканал, газета или журнал, роман и т.п.) вариант продукта массовой культуры и продукта элитарной культуры, характеризуя особенности и признаки масскульта или их отсутствие.


Слайд 34Литература
1. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. М.: Радуга,1991. – 639с.
2. Смольская Е.П.

«Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986. С.- 40-41.
3. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М.: Наука, 1994. С – 17.
4. Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. – М., 1996. С – 37.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Мысль, 1993. С. – 96.
6. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998. - №6. – С. 138.
7. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000. – С.100.
8. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997. – С.190.
9. Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. – М., 1996.
10. Руднев В.П. Словарь Культуры XX века. М.,1999. С. – 157.
11. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». – М.: Искусство, 1988. – С.124.
12. Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН РАН, 2000. С – 261.
13. Там же. С –267.
14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Мысль, 1993. С. – 112.
15. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. // Полигнозис – М., 2000. – №2. С. – 80.
16. Хаксли О. Искусство и банальность (1923г.).
17. Корнилов М.Н. Герои и жанры массовой культуры Японии. // Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН РАН, 2000. С –171.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика