Слайд 1Тема 6.
Туристская индустрия.
Материально-техническая
база туризма.
Слайд 2Понятие и состав туристской индустрии
Туристская индустрия представляет собой совокупность средств размещения,
транспортных средств, объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую, турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионную деятельность и услуги гидов-переводчиков.
Слайд 3Услуги в сфере туризма
Услуги в сфере туризма классифицируются следующим образом:
По
размещению туристов (гостиницы, мотели, пансионаты, санатории, турбазы и пр.)
По обеспечению туристов питанием (рестораны, бары, кафе и пр.)
По перемещению туристов как по стране посещения, так и в ходе транзитного проезда по территории других стран различными видами пассажирского транспорта
Рекламные и сбытовые (т.е. услуги туристских фирм по разработке маршрутов путешествий, бронированию мест на транспорте, в средствах размещения)
Экскурсионные (услуги переводчиков, экскурсоводов и пр.)
Слайд 4Услуги в сфере туризма
Услуги в сфере туризма классифицируются следующим образом (продолжение):
6. По удовлетворению культурных интересов (посещение театров, концертных залов, музеев, выставок, галерей, парков и пр.)
7. По удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах и пр.)
8. Контрольно-административных органов (пограничных, таможенных, и пр.)
9. Информационных служб для туристов
Слайд 5Услуги в сфере туризма
Услуги в сфере туризма классифицируются следующим образом (продолжение):
10. Служб охраны природы, исторического и культурного наследия
11. Торговых предприятий как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков, открыток и пр.)
12. Средств информации (газеты, журналы, издательства)
13. По страхованию туристов и по оказанию медицинской помощи
14. Государственных туристских органов
15. Иностранных юридических лиц и общественных туристках организаций.
Слайд 6Виды Услуг в сфере туризма
Предприятия и учреждения, оказывающие услуги туристам делятся
на три вида:
Первичные, функционирующие непосредственно для обслуживания рекреантов (санатории, пансионаты, турбазы, кемпинги и пр.)
Вторичные предприятия, открытые преимущественно для обслуживания отдыхающих, хотя их услугами пользуются и местные жители (предприятия общественного питания, учреждения культуры и пр.)
Третичные предприятия, действующие для обслуживания местного населения, хотя они и удовлетворяют одновременно потребности туристов )общественный пассажирский транспорт и др.)
Слайд 7Материально-техническая база туризма
Классификация объектов материально-технической базы туризма:
По видам предоставляемых услуг:
Предприятия,
предоставляющие весь комплекс услуг туризма (туристская фирма)
Предприятия, предназначенные для
-организации поездки;
-размещения (проживание, ночлег);
-питания;
-транспортного обслуживания;
-культурного обслуживания;
-экскурсионного обслуживания.
Прочие предприятия (учебные, клубы и др.)
Слайд 8Материально-техническая база туризма
Классификация объектов материально-технической базы туризма:
По видам экономическим элементам:
Основные
фонды;
Оборотные производственные фонды
По видам собственности:
Частные туристские фирмы;
Арендованные туристские фирмы у хозяйствующего субъекта
Арендованные у частного лица.
Слайд 9Материально-техническая база туризма
Основные фонды – совокупность материально-вещественных ценностей, служащих в течение
длительного периода времени и утрачивающими свою стоимость по частям.
Оборотные производственные фонды – это активы, целиком потребляемые в одном производственном цикле и полностью переносящие свою стоимость на изготавливаемый продукт. Состоят из предметов труда (сырье и материала, топливо и др.), средств труда (малоценные и быстро изнашивающиеся предметы), незавершенное производство, расходы будущих периодов.
Слайд 10Материально-техническая база туризма
Комфорт – совокупность бытовых условий для полного отдыха человека.
Атрибуты комфорта – мягкие кресла, кондиционеры, мини-бар, мини-кухня, туалет, гардероб, телевизор и пр.
Понятие «звезда (*)» устанавливается для гостиниц.
Одна *- низшая категория; Пять ***** - высшая категория.
Для гостиничных номеров установлены следующие категории:
«высшая», «первая», «вторая», «третья», «четвертая».
Турбазы и кемпинги имеют уровни разрядов: А, Б, В.
Для ресторанов и баров установлены следующие категории: «люкс», «высшая», «первая».
Для транспортных средств установлены следующие категории: «вне категории», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды», «пять звезд».
Слайд 11Индустрия гостиничного бизнеса, питания и развлечений
Сфера гостеприимства является ведущим фактором и
базой туризма.
На сегодняшний день в России существуют гостиничные цепи, классифицирующиеся по категория от 1 до 5 звезд.
Понятие «звезда (*)» устанавливается для гостиниц.
Одна *- низшая категория; Пять ***** - высшая категория.
Для гостиничных номеров установлены следующие категории: «высшая», «первая», «вторая», «третья», «четвертая».
Слайд 12Индустрия гостиничного бизнеса, питания и развлечений
Целью работы предприятий общественного питания является
удовлетворение потребностей человека в пище.
Основные типы предприятий питания:
ресторан, кафе, бар, буфет, столовая и пр.
Для ресторанов и баров установлены следующие категории: «люкс», «высшая», «первая».
Слайд 13Индустрия гостиничного бизнеса, питания и развлечений
К индустрии развлечений относятся предприятия, чья
основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях.
Основные характеристики процесса развлечений: добровольный выбор видов развлечений; неограниченный перечень видов развлечений; предварительная подготовленность личности к развлечениям; частная смена развлечений, комбинирование, периодичность потребления развлечений.
Слайд 14Индустрия гостиничного бизнеса, питания и развлечений
Выделяют следующие предприятия, учреждения и организации
индустрии развлечений:
цирки,
зоопарки,
аттракционы,
игротеки,
парки отдыха,
тематические парки,
театры,
кинотеатры,
изостудии,
концертные организации,
мюзик-холлы,
музеи,
выставки и пр.
Слайд 15Экономические и финансовые показатели гостиничного бизнеса
Жилой фонд – количество номеров в
гостинице, которые могут быть заселены одновременно.
Пропускная способность гостиницы:
Пс. = Кобщ. – Пр.
Где: Пс. – пропускная способность гостиницы
Кобщ. – общее количество койко-суток
Время простоя под плановым ремонтом
Слайд 16Экономические и финансовые показатели гостиничного бизнеса
Коэффициент загрузки гостиницы показывает использование гостиничных
ресурсов
Кз. = (Нк./(Ркн.. Х 365)) х 100
Где: Кз. – коэффициент загрузки гостиницы
Нк. – количество ночевок, койко-дней
Ркн. – вместимость отеля (число мест)
Коэффициент вместимости может выступать как в процентах занятости, так и в числе дней занятости.
Слайд 17Экономические и финансовые показатели гостиничного бизнеса
Коэффициент сезонных колебания показывает использование гостиничных
ресурсов в разные периоды времени
Кк.з. =Q max/Qmin х 100
Где:Кк.з. – коэффициент минимальных сезонных колебаний загрузки отеля, в %
Qmax – количество койко-суток в месяце максимальной загрузки;
Qmin - количество койко-суток в месяце минимальной загрузки
Слайд 18Экономические и финансовые показатели гостиничного бизнеса
Сравнительный коэффициент колебания загрузки – соотношение
показателей загрузки определенного месяца в году к этому же месяцу предыдущего года
Кср.к. =Q тек. года / Q пред. года х 100
Где:Кср.к.. – сравнительный коэффициент загрузки
Qтек.года – показатель загрузки гостиницы текущего года;
Qпред.года – показатель загрузки гостиницы предшествующего года
Слайд 19Экономические и финансовые показатели гостиничного бизнеса
Оборачиваемость койко-места – интенсивность номерного фонда
гостиницы за определенный период
Дпр. =Пс. / Гк.
Где:Дпр. – среднее время проживания
Пс. – пропускная способность гостиницы
Гк. – количество гостей, обслуженных за год