Слайд 1Т1.2 Понятия-термины-определения
Лекции по интернет журналистике
3 курс, ФЖ
Слайд 2Что происходит с журналистикой в эпоху интернета?
Конвергенция – сближение, слияние на
цифровой основе различных медийных платформ, типов СМИ.
Конвергентные СМИ – синоним терминов «новые медиа» (new media), «мультимедийные СМИ».
Обособление содержания (контента) от каналов распространения (дистрибуции):
Производители контента (индустрия производства содержания)
Издатели, вещатели (упаковщики контента)
Распространители (кабельные, спутниковые и оффлайновые сети)
Растет вовлеченность аудитории в процесс производства и медиации контента. Современный пользователь – просьюмер (от producer – производитель и consumer – потребитель).
Конвергенция рождает интегрированные форматы:
инфотеймент (новости с развлечением)
эдьютеймент (обучение с развлечением)
Слайд 3Конвергентная журналистика
Конверге́нтная журнали́стика (англ. Convergence journalism) — это процесс слияния, интеграции информационных и
коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом "новые" формы подачи медиапродукта: он-лайн газета, радио в интернете, веб-телевидение.
Само слово конвергенция произошло от латинского convergo — «сближаю». В английском языке convergence означает «схождение в одной точке». Павликова М. дает следующее определение, ссылаясь при этом на канадского исследователя СМИ и коммуникаций Дэниса Макуэйла: «Это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам, разными средствами» . В широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние
Таким образом, конвергенция может пониматься как передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет)
Слайд 4Конвергентная редакция
Конвергентная редакция (объединенная редакция) - одна из перспективных моделей развития
медиа.
Интеграция всех возможных на сегодня форматов медиа-продукта: он-лайн, печатного, мобильного, а также вещательного. Вообще реализация идеи конвергенции подразумевает "новую систему" производства информационного продукта, в котором основной идеей является создание полноценной конвергентной редакции.
Типы конвергентных редакций
Мультимедийная редакция - это редакция, в которой ключевым является наличие специально подговленных редакторов для каждого технологического пласта издательства. Здесь имеются в виду отдельные редакционные единицы, которые работают одновременно для печатной и онлайн версий издания.
Интегрированная редакция - это редакция, в которой объединяются все новостные потоки, проходящие на основных технологических пластах издательства. Это происходит на уровне планирования и производства, обеспечивающего контент, содержащий все информационные каналы. В такой редакции нет одного работника, ответственного за определенный информационный канал. Ответственность за освещение новостей на печатных и цифровых пластах издательства лежит на плечах редактора определенного тематического отдела.
Кросс-медийная редакция - это редакция, в которой рабочий процесс происходит по принципу взаимного обмена информацией. Сюда относится создание, обработка и распространение контента, которые производятся сразу для всех технологических пластов издательства. В такой редакции работники различных тематических отделов создают контент и для печатной, и для онлайн версии издания. Это позволяет обеспечивать видео- и аудио-материалами веб-сайт.
Слайд 5Тренды журналистики
Мультимедийный продукт
Специалисты определяют «мультимедиа» как «интеграцию двух или более коммуникационных
средств и каналов с компьютером». Теперь под под словом «мультимедиа» понимается передача информации одновременно несколькими коммуникационными каналами: аудио-, видео-, виртуальных коммуникаций. Поэтому мультимедиа можно легко представить как единую информационную систему, в основе которой оперирует любые типы СМИ, чьи информационные продукты частично «сливаются» друг с другом.
Мультимедийная история
Благодаря влиянию интернет-технологий многие традиционные жанры стали мультимедийными. В результате появились новые "гибридные жанры" в интернет-журналистике. Процесс влияния интернета на традиционный журналистский текст, в первую очередь, привел к возникновению именно такого гибридного жанра как мультимедийная история. Информационный атом – это наименьшая единица информации. Она может быть выражена в виде текста, фотографии или рисунка, аудио- или видеоматериал. При сочетании атомов образуется инфомолекула. Мультимедийная история или статья – это информационный жанр онлайн-журналистики, сочетающий в себе элементы медиаконвергенции, обладающий свойством интерактивности, состоящей из информационных единиц разных жанров. Феномен мультимедийной истории предполагает, что новостная информация состоит из элементов различных языков: визуальных, текстовых, графических, аудиовизуальных. Если радио позволяет узнать что произошло, телевидение позволяет увидеть как это происходило, а газета на следующий день позволяет узнать почему это произошло, то благодаря влиянию интернета ответы на все эти вопросы содержатся в одном журналистском тексте. В итоге мы получаем совершенно новый продукт, обладающий уникальными свойствами, технологией производства, особенностями восприятия.
Мультимедийная история может включать в себя: • текст с гиперссылками, • видео, • фото, • слайд-шоу, • аудио, • инфографика, • карикатура, • интерактивные формы (голосование, комментарии, рейтинги). Их удобно классифицировать на первичные и вторичные компоненты. К первичным можно отнести текст с ссылками на другие ресурсы, фото, видео или аудио. Без этого не обходится не один материал. Все остальные являются второстепенными. Если в традиционном жанре заметки текст выполняет первостепенную роль, то в мультимедийной заметки это не обязательно так. Основную информацию может нести картинка, фоторяд. Текст же выполняет роль комментария, уточнения, заголовка и т.д.
"Новые медиа"
Понятие "новые медиа" вошли в нашу жизнь с появлением цифровых, информационных, компьютерных, сетевых технологий и коммуникаций. Под "новыми медиа" понимается "любая медиапродукция, являющаяся интерактивной, и распространяемая цифровыми методами". Сегодня представлены основные критерии, по которым можно определить и разделить медиа на традиционные и "новые". Это, в первую очередь, доступность и способы доставки конечного продукта потребителю, а также интерактивность, которая является ключевой характеристикой «новых медиа». Так же нельзя не учитывать важность Интернета в становлении «новых медиа». Именно развитие Интернета предоставило новые возможности для распространения информационного продукта: аудио-, видео-, изображение, текст, графику.
Контент СМИ
Контент СМИ или с англ. содеражние в медиаиндустрии определяется как данные в виде текста, звука, зрительных образов или объединения мультимедийных данных. Они представлены в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях. Сюда можно отнести бумагу, магнитные или оптические запоминающие устройства, а также микрофильмы. Контент предоставляет широкий спектр содержания текстовых единиц, фотографий, видео, инфографики, аудио-подкастов. Сегодня информация доходит до потребителя именно в том формате, в каком он захочет ее принять.
Слайд 6"Новый" журналист
Идея "универсального журналиста", или "нового" журналиста.
Основным качество «универсального» медиаработника
является умение быстро определять лучший формат подачи информационного продукта. Для того, чтобы иметь четкое представление о том, какой контент лучше, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент определенного типа создается.
Для этого "универсальному журналисту" важно научиться мыслить мультимедийно.
"Новый журналист", работающий в конвергентной редакции должен уметь:
производить новостные материалы для онлайн ресурсов;
загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет;
снимать видео-репортажи;
делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет;
оперативно работать на компьютере;
ориентироваться в сети Интернет;
делать новостные сообщения в виде SMS-сообщений;
использовать всевозможные компьютерные программы;
передавать информацию через Wi-Fi сразу в выпуск, в номер и на сайт;
вести всевозможные блоги и аккаунты в соцсетях;
Уметь работать в соцмедийной среде, анализировать информацию и устанавливать коммуникации;
отбирать качественные факты и данные;
быть доступным в любое время суток.
Слайд 7Столкновение/слияние старых и новых форматов
он-лайн vs офф-лайн
вэб 1.0 vs вэб
2.0
медиа vs newmedia
блоггеры vs журналисты
и т.п.
Слайд 8От понятия интернет-журналистика к понятию интернет-СМИ
Интернет-издание, интернет-СМИ — веб-сайт — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять
функцию средства массовой информации — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет. Как и печатные издания, интернет-издания руководствуются принципами журналистики.
Интернет-изданием (интернет-СМИ) может считаться не любой сайт: статус СМИ приобретается только после его добровольной регистрации. В соответствии с российским законодательством, регистрация интернет-издания добровольная и необязательная. Такую позицию Роскомнадзор указал в своём письме о регистрации сайтов как СМИ. Поэтому действительно интернет-СМИ является только часть новостных ресурсов. Сайты, на которых публикуются новости, но которые не имеют регистрации Роскомнадзора, юридически к СМИ не относятся.
Традиционные печатные и эфирные СМИ обычно имеют свои интернет-страницы, иногда полностью повторяющие содержание офлайновыхпечатные и эфирные СМИ обычно имеют свои интернет-страницы, иногда полностью повторяющие содержание офлайновых выпусков, иногда содержащие только анонсы статей и/или тексты прошлых номеров, иногда имеющие дополнительный контент.
По жанрам интернет-издания не отличаются от офлайновых — есть новостные сайты, литературные, научно-популярные, детские, женские и т. п. Однако, если офлайновые издания выпускаются периодически (раз в день, неделю, месяц), то интернет-издания независимо от жанра обновляются по мере появления нового материала.
Wikipedia
Слайд 9СМИ – особый тип социальной коммуникации
Масса – случайная, рассредоточенная, численно большая,
анонимная, неоднородная общность, открытая для вхождения в неё (потому неустойчивая). Множество разных.
Повторяемость состава массы может превращать участников в сообщества и группы (демассификация и фрагментация аудитории).
Массовая коммуникация – это процесс обращения информации в больших, рассеянных в пространстве общностях.
СМК – это те каналы, по которым осуществляется процесс массовой коммуникации (печать, теле- и радиовещание, интернет и т.д.)
Массовая информация – любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий её жизненного цикла оперировала масса.
СМИ – частный случай массовой коммуникации. Это специализированные организации, работники которых заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и распространению массовой информации.
Слайд 10Как определить интернет-СМИ?
Формула Г. Ласуэлла – 5 основных составляющих в любой
коммуникации:
1. Кто говорит? (Коммуникатор)
2. Что говорит? (Контент)
3. По какому каналу?
4. Кому говорит? (Аудитория, реципиенты)
5. С каким эффектом?
Это универсальная формула для рассмотрения структуры всех родов и видов социальной коммуникации. А Интернет – среда сосуществования разных видов коммуникации.
Слайд 11Характеристики структурных элементов каналов коммуникации в Интернете, относящихся к СМИ
Слайд 12Можно определить НЕ СМИ
Поисковик: ищет информацию
Электронная библиотека: неподвижна, хранит, а не
распространяет
E-mail, skype, icq: привязка к адресату, адресат не анонимен, канал закрытый
Корпоративный сайт: ограничен целями деятельности компании и рынком
Соцсети, чаты, форумы, блоги, дискуссионные площадки: ??? Да и нет
Слайд 13Ключевые особенности интернет-СМИ
Гипертекст (система связей между текстами в единой среде +
глубина)
Контекстуального/тематического характера, внутренние/внешние ссылки
Мультимедийность (конвергентный контент, разные знаковые системы)
Интерактивность (активная, многоканальная, оперативная коммуникация) Один vs многие. Синхронность vs отложенность контакта. Одна физическая среда – Интернет. Аутсорсинг интерактивного общения (блоги, соцсети).
Целевая деятельность интернет-СМИ – информирование массовых аудиторий + модерирование коммуникаций
Слайд 14Статусные, формальные признаки
Профессиональный характер производства информации
(Субъективное позиционирование: название/адрес, само-наименование, категоризация/каталогизация)
Организационно-правовой
статус
(Выходные данные, учредители/создатели, регистрация)
Тематика, рубрикация, формат + аудитория
(Трансграничность, глокальность; языковые барьеры. Универс-я/специализ-я)
Наличие редакции и «коллектива»
(Постоянные авторы, обозреватели, колумнисты)
Периодичность обновления информации
Слайд 15Функции интернет-СМИ
(специфика)
Коммуникативная (соц.смысл интерактивности)
Информационная (расширенный поиск инфы + повестка дня,
фокусирование внимание vs асинхронность)
Ценностно-регулирующая
Социально-организационная и социально-креативная (реальные общности vs виртуальные коммюнити; атомарная модель + понятие «валентности»)
Форума и канала социального участия(цифровая демократия + создание дискурса – совместного обсуждения, рассуждения)
Развлекательная («общество спектакля», «документальные перфомансы»+ интерактивные игры + познание vs драматургия)