Слайд 1
Проект:
«В гостях у лета»
(в рамках экологического и художественно -
эстетического воспитания дошкольников)
Разработала:
заместитель заведующего
по воспитанию и методической работе
МАДОУ Детский сад №9 «Росинка»
г. Краснокаменск Забайкальский край
Слайд 2Проект:
«В гостях у лета»
(в рамках экологического и художественно -
эстетического воспитания дошкольников)
Одной из важнейших задач каждого ДОУ является сохранение здоровья детей и профилактика заболеваний, так как медицинская статистика свидетельствует о том, что на сто новорожденных детей приходится три здоровых ребенка. А здоровье, будь оно физическое или психическое, – одна из главных ценностей человечества.
Об этой ценности А. Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того превышает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». А поскольку, проблема здоровья остается актуальной, то лето это самое лучшее условие профилактики здоровья и оздоровления детей.
Истоком человеческой культуры всегда было то, что человек находился в гармонии с природой, учился у неё пониманию свойственных ей явлений и законов, созвучий и ритмов и в преобразованном виде воплощал их в материальные и духовные ценности.
Слайд 3Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к
потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели - М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский. Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении пространства Детства как экологически здорового пространства, где взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют в настоящем и будущем.
Слайд 4Поэтому основной целью экологического образования в дошкольном учреждении является обеспечение каждому
ребёнку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании географических, климатических, национально – культурных особенностей жизни человека в Забайкальском регионе. Реализовать основную цель можно через решение следующих задач:
Формировать у детей:
образное, поэтическое видение картины природы, потребность художественного выражения её образов;
умение анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия и поступки;
представление о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи живой и не живой природы;
позитивное, бережное, созидательное, познавательное отношение к миру на основе эмоционально – чувственного опыта, приобщение к словесному искусству.
Слайд 5Развивать у детей:
познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игровых и
проблемных ситуаций;
представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.
Воспитывать у детей:
стремление к познанию природы через творческую комплексно–тематическую развлекательно–игровую, физкультурно–оздоровительную, познавательно–исследовательскую и художественно-эстетическую деятельность.
Слайд 6 Осуществление данных задач позволяет создавать условия для
оптимизации познавательной, интеллектуальной, двигательной, трудовой, игровой, коммуникативной, продуктивной, развлекательной и других видов деятельности. Это достигается путем рациональной регламентации детской деятельности. Целесообразная организация всех видов деятельности предусматривает возможность для каждого ребенка заняться любимым делом, быть первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает: мира людей и природы.
Слайд 7Лето – удивительная пора и каждый взрослый или ребенок с нетерпением
ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей – лето особый период. Когда можно вдоволь нагуляться, окрепнуть, подрасти, насладиться возможностями природы, научиться с ней общаться и преображать её. Находясь в соприкосновении с природой, ребенок реально познает мир, его звуки, краски, получает яркие впечатления, повышает художественно-эстетические качества, которые оставляют след в детской душе на всю жизнь.
Слайд 8Работа в детском саду в летне-оздоровительный период многообразна, содержательна, наполнена интересными
делами, мероприятиями, событиями. Ориентиром в непрерывном экологическом образовании детей в период детства становятся: детская игра, художественно – литературное творчество, фольклор, общение, экологическое правильное поведение в природе, трудовые поручения, доставляющие удовольствие от проделанного.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Слайд 9А развлекательно-игровые мероприятия, в которых содержатся и физкультурно-оздоровительная, и познавательно-коммуникативная, и
эколого-исследовательская, и музыкально-эстетическая деятельность, приносят с собой особое состояние души - эмоциональный радостный подъем. Для ребенка праздник - это замечательная часть его жизни. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни, от праздника до праздника … Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники …» К.Д. Ушинский.
Слайд 10Но мы знаем, что детство – это еще и игра, призванная
развлечь, сплотить, развеселить, научить, показать - лишь бы было интересно, динамично и задорно.
Так если праздничное мероприятие не бывает без игры, значит, игра и праздник не разделимы с детством. А совместить эти два понятия содержательной, праздничной, развлекательно-игровой деятельностью, особенно в разностороннем плане, возможно в летне-оздоровительный период, так как лето - благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательно-экологических. А для того, чтобы лето воспринималось как время наслаждения общением с близкими людьми, как радость коллективного действа в основе воспитательно-образовательного процесса должен быть положен метод тематического восприятия окружающего и природного мира дошкольником. В этом и заключается новизна проекта.
Слайд 11Такая форма организации летнего периода работы дает возможность детям чувствовать себя
раскрепощённо, усваивать познавательный материал, а вместе с этим эталоны и нормы поведения. При этом лучшим воспитателем становится радость, которую получают дети от игр, общения, от демонстрации своих способностей, от «сюрпризности», от соприкосновения с природой.
Направленность проекта состоит в воспитании у ребенка познавательного интереса, инициативности, самодеятельности, организованности, успешной социализации в обществе; в формировании основ культуры здоровья, гуманного отношения к окружающему и природному миру, уважения к старшим и сверстникам.
Практическая значимость проекта заключается в том, что все материалы, собранные при его реализации могут использоваться в практической деятельности в летне-оздоровительный период воспитателями дошкольных групп и специалистами ДОУ, педагогами других детских садов, так как, осуществляя данный проект, было переработано большое количество методической литературы по художественно - эстетическому, по экологическому, по познавательному, по физкультурно-оздоровительному воспитанию применительно к условиям края и данного дошкольного учреждения.
Слайд 12 Предмет данного проекта - тематическое планирование воспитательно-образовательного
процесса в летне-оздоровительный период в условиях окружающего и природного мира родного края.
Тип проекта: по доминирующему методу: развлекательно-игровой и познавательно-экологический.
Вид проекта: тематический, фронтальный, долгосрочный.
Слайд 15Структурирование и реализация данного проекта происходила при осуществлении систематически спланированных, развлекательно-игровых
и познавательно-экологических мероприятий: экологические акции, тематические дни, спортивные рекорды, игры-путешествия, праздничные концерты, фестивали и т.д.
Проектная идея заключается в том, чтобы исправить и откорректировать проблемы познавательно-речевого, художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного и социально-нравственного развития, через интегрирование, через праздничные игровые, экологические, исследовательские мероприятия.
Цель проекта: создать условия, гарантирующие формирование и укрепление здоровья младших дошкольников, экологического миропонимания и овладение необходимыми практическими навыками и умениями через праздничные и развлекательно- игровые мероприятия.
Задачи
Обучающие:
1. Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и в физическом совершенствовании.
2. Учить детей через игровую деятельность элементарным общепринятым моральным нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
3. Активизировать инициативу, воображение, творчество через музыкальные впечатления.
4. Совершенствовать полученные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
5. Формировать у дошкольников знания о гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
6. Учить экспериментировать с различными видами и способами изображения, передавая настроение, состояние, отношение к изображаемому.
7. Формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления об окружающем и природном мире, детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы.
Слайд 17Развивающие:
1. Охранять жизнь и укреплять здоровье детей в условиях экологического
и развивающего пространства.
2. Развивать основы музыкально-театральной культуры; коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими детьми.
3. Развивать умения видеть мир глазами творца-художника.
4. Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с разными видами и способами изображения.
5. Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Слайд 18Воспитывающие:
1. Воспитывать желание, интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
2. Духовно
обогащать детей положительными эмоциями посредством встречи с природой.
3. Прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
4. Предоставить свободу в отражении - доступными для ребенка художественными средствами - своего видения мира.
5. Воспитывать стремление к большему познанию природы, к её обогащению и приобщению.
Слайд 19Гарантированный результат
Дети дошкольного возраста знают и умеют:
1. Умеют анализировать различные природные и социальные явления и события, сопоставляют их, обобщают, делают элементарные умозаключения.
2. Имеют представления о природе (красота, значимость, многообразие, изменчивость и пр.), взаимосвязи живой и не живой природы.
3. Имеют представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.
4. Имеют элементарное представление о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
5. Умеют проявлять интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.
6. Умеют элементарно отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
7. Умеют в быту, самостоятельных играх, посредством речи, налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками.
8. Имеют положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными.
9. Умеют занимать себя игровой самостоятельной художественной деятельностью.
10. Имеют первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).
11. Испытывают положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
12. Могут принимать на себя роль, непродолжительно воздействовать со сверстниками в игре от имени героя.
13. Имеют элементарные представления о правилах дорожного движения.
Слайд 20Кроме того, в процессе реализации проекта у детей развились психические процессы:
-
интеллектуальное развитие (способность к практическому и умственному обобщению, экспериментированию, установлению причинно-следственных связей);
- социальная зрелость (понимание взаимоотношений в жизни, в социуме, приобретение навыков безопасного поведения);
- личностные качества (эмоциональность, инициативность, самостоятельность, активность, свобода поведения).
Слайд 21Критерии и способы оценки результатов
Слайд 28 Распределение ролей в проекте.
Заместитель заведующего по воспитанию и методической работе:
- составляют план работы по проекту, обсуждают его с участниками инициативной группы;
- занимаются разработкой методического сопровождения проекта;
- проводят методический инструктаж с участниками проектной группы, знакомят с функциональными обязанностями;
- осуществляют контроль за организацией работы по проекту;
- отслеживают результативность работы в проекте.
Слайд 29Воспитатели:
- участвуют в обсуждении плана проекта;
- создают условия в группах для
познавательно-экологических и развлекательно-игровых мероприятий, пополняют предметно-развивающую среду (атрибуты к играм, к продуктивной деятельности, уголки театрализованной деятельности, зоны для художественного творчества, физкультурно-оздоровительные, музыкальные, познавательно-исследовательские центры, книжные уголки);
- оформляют информационно-наглядные стенды для родителей (советы, шпаргалки, рекомендации, памятки);
- проводят мероприятия с детьми (беседы, целевые прогулки, обыгрывание сюжетных ситуаций, сюрпризных моментов, с хозяевами тематических площадок и тематических дней - «День воздушного шарика», «День любимой игрушки», «День веселых игр с клоуном», «День сказочных встреч», «День творчества»; «День рождения цветов», «День витаминной карусели», «День леса», «День солнца» и т. д., развлекательно-игровые путешествия, конкурсы, познавательные и экологические акции, досуги, используя соответствующую атрибутику и тематические площадки;
- осуществляют интеграцию всех образовательных областей и работу специалистов.
Слайд 30Психолог:
- участвует в обсуждении плана проекта;
- оказывает психологическую поддержку по
организации и проведению познавательно-экологических, игровых и развлекательных мероприятий;
- проводит анализ используемых в работе педагогических технологий;
- составляет рекомендации для воспитателей и родителей с учетом индивидуальных особенностей детей;
осуществляет работу с родителями.
Педагог по изодеятельности:
- участвует в обсуждении плана проекта;
- организовывает продуктивную художественную деятельность с детьми;
- оформляет выставки детских рисунков на тему: «В гостях у лета», «Пусть всегда будет солнце», «Цветочная поляна», «Витаминная карусель»;
- организовывает конкурсы рисунков: «Веселые воздушные шарики», «Здравствуй, клоун», «Мой веселый звонкий мяч», «Цветик-семицветик», «Весёлый огородник», «Лесное лукошко».
Слайд 31Музыкальный руководитель:
- участвует в обсуждении плана проекта;
- проводит музыкальные занятия с
элементами хореографии, ритмики, праздничные и развлекательно-игровые мероприятия, связанные с тематическими днями, с сюрпризными моментами, с привлечением сказочных героев и хозяев тематических площадок;
- занимается разработкой сценариев к праздникам и развлечениям;
- подбирает для детей музыкальные произведения, несущие положительный эмоциональный настрой.
Воспитатель по физической культуре:
- участвует в обсуждении плана проекта;
- участвует в развлекательно - игровых мероприятиях, направленных на оздоровление детей;
- обучает правилам безопасности на тематических площадках;
- воспитывает у детей желание вести здоровый образ жизни;
- осуществляет работу с родителями.
Слайд 32Деятельность детей:
- активно участвуют в проводимых мероприятиях;
- совместно с родителями и
педагогами готовят атрибуты к играм;
- занимаются продуктивной деятельностью (рисование, лепка, изготовление поделок из природного и бросового материала, оригами);
- читают стихи, потешки, поют песни, танцуют, участвуют в конкурсах;
- совершают целевые прогулки, экскурсии совместно с родителями;
- расширяют кругозор и познавательно-исследовательскую деятельность через игры, опыты и эксперименты;
- участвуют в проведении экологических акций: «Поможем цветочкам», «Подружимся с муравьями», «Встреча со Здоровинкой» («Чудинкой», «Микрошей» и т. д.).
Слайд 33Деятельность родителей:
- оказывают помощь воспитателям и специалистам детского сада в осуществлении
мероприятий;
- являются инициаторами совместных мероприятий: тематических дней, познавательных и экологических акций, целевых прогулок и экскурсий;
- совместно с детьми участвуют в продуктивной деятельности, в формировании выставок детских работ, фотосессий и фотовыставок;
- участвуют в формировании и насыщении предметно-развивающей среды группы (изготовление атрибутов к играм, развлечениям, конкурсам, акциям) и территории дошкольного учреждения;
- помогают в приобретении поощрительных призов;
- фотографируют и снимают на видеокамеру все мероприятия.
Слайд 34Источники информации
Официальные
документы
1. Закон РФ «Об образовании» (статья 32).
2. Конвенция о правах ребенка.
3. План работы дошкольного учреждения в летне-оздоровительный период 2011 года.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы о ДОУ.
5. Типовое положение о ДОУ.
6. Закон Забайкальского края «Об образовании».
7. Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад №9 «Росинка» г. Краснокаменска Забайкальского края.
Слайд 35 Программы и педагогические технологии
1.
Программа «Воспитание и обучение в детском саду» / под редакцией Васильевой М.А.,Гербовой В,В., Комаровой Т.С.
2. Антипина Е.А. Театральная деятельность в детском саду: Методические рекомендации. – М.: Творческий центр Сфера, 2009.
3. Бекина С.И. Праздники и развлечения в детском саду; - М.: Просвещение, 1990.
4. Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игры и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы. – М.: Линка-Пресс, 2007.
5. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. – М: ТЦ Сфера, 2009.
6. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников во II младшей группе; в средней группе, в старшей группе. – М.: Вако, 2005.
7. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
8. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и в детском саду: пособие для ДОУ. – М.: Линка-пресс, 2009.
9. Извекова Н.А., Латов Н.В. Праздник в семье. – М.: Педагогика, 1986.
10. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Вако, 2005.
11. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: Вако, 2005.
12. Козлина А.В. Уроки ручного труда: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-синтез, 2007.
13. Колдина Д.Н. Рисование с детьми .– М.: Мозаика-Синтез, 2008.
14. Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
15. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2004.
Слайд 3616. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице от 2
до 14 лет. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Линка-пресс, 2009.
18. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2006.
19. Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н. Нам весело: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. – М.: Просвещение, 1973.
20. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей . – М.: Владос, 2001.
21. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. – М.: Линка-пресс, 2007.
22. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с дошкольниками. – М.: Мозаика-синтез, 2010.
23. Чернова Н.Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2007.
24. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в ДОУ. – М.: Владос, 1999.
25. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
26. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж: Изд. Учитель, 2012.
27. Журавлёва Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.
28. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
29. Лаврентьева Н.Г. Экологическое образование дошкольников: инновационная система образования. - Заб. гос. гум.- пед. ун-т.- Чита, 2011.
30. Пенькова Л.А. Под парусом лето плывёт по Земле: Метод. пособие для работников ДОУ.- М.: Линка-Пресс, 2006.
Слайд 42Описание выполнения проекта (III этап – практическая часть)