Слайд 1
Проблемы здравоохранения и пути их решения
КОЛЕСНИКОВ С.И.
Зам.председателя комитета
по охране здоровья
Член
президиума РАМН
АКАДЕМИК РАМН
Фонд ИСП и Р (Федорова)
Москва,07.07.11
Слайд 2 Демографические показатели
и показатели здоровья населения являются критериями эффективности социальной и экономической
политики государства и факторами национальной безопасности.
Слайд 3Повышение эффективности и доступности медицинской помощи-
один из механизмов сглаживания социального
неравенства в российском обществе и воздействия на демографические процессы.
Слайд 4УСЛОВИЯ ПРОГРЕССА В РОССИИ
1. Политическая воля руководителей государства и согласие бюрократов
2.Стабильное
финансирование и предсказуемая налоговая политика
3.Согласие в обществе
4. Управление и подготовка кадров
5.Взаимодействие с передовыми партнерами и обмен опытом
6.Государственно-частное партнерство
Слайд 5Эффективность системы здравоохранения России
Подушевые расходы бюджетов на здравоохранение 55-60 место в
мире.
По эффективности системы здравоохранения- 130 место (ВОЗ)
Неудовлетворенность населения и врачей здравоохранением - более 60% .
Слайд 6Реформирование здравоохранения-насущная необходимость:
повышения уровня здоровья нации
сохранения социальной стабильности в обществе
повышения качества
медобслуживания до уровня развитых стран
оптимизации госрасходов при повышении эффективности инвестиций
уменьшения структурных диспропорций (реструктуризация)
Слайд 71. Нет единой системы охраны здоровья- 3 автономные системы и различные
типы учреждений (решается без достаточного финансирования).
2. Не сбалансированы госгарантии и финансовые ресурсы оказания бесплатной медпомощи, преимущественно финансируется стационарная помощь, нарастает объем платных услуг (не решается и перспективы неясны) .
3. Нет стимулирования инвестиций и платежей в здравоохранении для физ- и юрлиц, что не позволяет легализовать платежи (не решается).
Проблемы здравоохранения:
Слайд 84. Низкая мотивация руководителей и работников к улучшению качества работы, а
страховщиков - к обеспечению интересов граждан (механизмы пока не созданы).
5. Резкие различия доступности и качества медпомощи между субъектами РФ, муниципалитетами, в городе и на селе, бедных и богатых (решается частично).
6. Нет единого информпространства (реестр застрахованных, больных, мощностей, лекарств, телемедицины и др.)-решается
Слайд 97.Отсутствие элементов профессионального саморегулирования (не решается)
8. Неразвито государственно-частное партнерство (не решается).
9. Неразвитость общественных
институтов контроля за системой здравоохранения (решается медленно и неэффективно).
10. Минимально участие граждан в сохранении своего здоровья. Нет эффективной системы воспитания, пропаганды и стимулирования здорового образа жизни (решается плохо).
11. Отсутствие реальной ответственности властей за состояние здоровья населения.
Слайд 10Ресурсное обеспечение
Устаревшая система подготовки кадров, как врачей, так и в особенности
управленцев (менеджеров), работающих в социальной сфере (не имеющих медобразования) –не решается.
Нет развитой современной отечественной фарм- и медпромышленности (частично решается)
Слайд 11Решения по преодолению кризиса в здравоохранении (2004-2011)
1. ДЛО
2. Монетизация льгот
3.Национальный приоритетный проект «Здоровье»
4. Реформа законодательства и нормативно-правовой базы.
5.Повышение страховых взносов и модернизация здравоохранения
Слайд 12ИТОГИ ПНП «ЗДОРОВЬЕ»
Сохранено дополнительно 825 тыс. жизней граждан РФ
(0,6% населения РФ).
Но в 2009—2010 гг. динамика
в улучшении состояния здоровья населения РФ
замедлилась
Слайд 13Причины замедления в улучшении состояния здоровья населения РФ
Снижение роста расходов на
здравоохранение в постоянных ценах
Неудовлетворительный ответ сиcтемы здравоохранения на аномальные погодные и экологические условия летом 2010 г.
Нерешенность ключевых проблем здравоохранения
Слайд 14Лекарственными средствами в амбулаторных условиях население РФ
обеспечено в 5,5 раз
меньше, чем страны ОЭСР; в доле ВВП — в 4 раза меньше
НЕДОСТАТОЧНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ 2009
Слайд 15Проблемы, требующие решения (до появления социальных протестов)
Обязать все уровни власти навести
порядок (очереди, платные услуги, хамство и др.) в медорганизациях, вплоть до отстранения от должностей управленцев муниципального и регионального уровней, руководителей, врачей.
Срочно организовать вместо ФАПов оснащенные офисы семейных врачей (фельдшеров) с приближением помощи к населению, разрешив оборот лекарств в этих точках без получения фармлицензии.
Срочно увеличить финансирование системы и перевести все организации на отраслевые (стимулирующие) системы оплаты труда, используя для этого как модернизацию, так и прямое увеличение фонда оплаты труда.
Ввести социальные и иные льготы хорошо работающим медицинским работникам (премии, оплата коммунальных услуг, более широкое использование присвоения почетных званий и социальных поощрений).
Провести диспансеризацию работающего населения силами городских и региональных медорганизаций.
Слайд 16Ключевые проблемы, которые надо последовательно решить
Рост бюджетного финансирования до 1000
US$ на душу населения в год (рекомендация ВОЗ). Не снижать бюджетной составляющей (!!!).
Осторожное введение стандартов и правил (не закрыть региональные медорганизации).
Резкое увеличение стимулирующих механизмов, зависящих от качества работы.
Создать систему подготовки и непрерывного образования остродефицитных дефицитных кадров, включая управленцев.
Подготовка социальных управленцев для муниципалитетов и субъектов Федерации, компетентных в сфере госполитики и последствий принятия управленческих решений.
Введение строгой ответственности региональных властей за показатели медицинского обслуживания населения.
Слайд 17Расходы федерального бюджета по разделам
Слайд 18Федеральный бюджет по разделу «Здравоохранение»
Слайд 19ЗАКОНЫ
(ПОПРАВКИ)
2009-2010
ФЗ 94
О закупках
для гос-и
муниципальных
Нужд (аукционы
и котировки)
ФЗ 217
О создании
в
НИИ и ВУЗах
внедренческих
фирм для коммер-
циализации
ИС
О
концессионных
Соглашениях в
Здравоохранении
(Постановление
Правительства)
Переход на
Страховые
Платежи в ФОМС,
ФСС и
Пенсионный фонд
О
саморегулируемых
организациях
(СРО)
(Единое врачебное
Сообщество)
Слайд 20НОВЫЕ
ЗАКОНЫ,
поправки
(2009-2011)
О страховании
ответственности
медорганизаций
Об
охране
Здоровья
Граждан РФ
О
Государствен.
(муници-
пальных)
учреждениях
Закон
Об ОМС
Об
обращении
лекарств и
и
изменениях
в ряд
законов
Об
особых
эконом.
зонах
Слайд 21Интерференция новых законов (2010-2015)
ФЗ 83
«О …бюджетных
учреждениях»
Об обращении
лекарств
Об образовании
Закон
«Об ОМС»
(+
о лекарственном
страховании?)
Законы по
распределению
полномочий
(МСУ и субъекты
Федерации)
«Об основах
охраны здоровья
граждан РФ»
Слайд 22Увеличение размера страховых взносов на ОМС на 2% составит в 2011
и 2012 гг. по 230 млрд.рублей в год
По данным Счетной палаты РФ дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий (текущее финансирование бесплатной для граждан медицинской помощи) только в 2009 году составил около 385 млрд. рублей и по предварительной оценке в 2010 году ситуация не улучшилась.
РИСК: возможно еще более значительное невыполнение социальных обязательств по реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь
Слайд 23Перспективы финансовых изменений
Увеличение:
Неснижаемые страховые взносы на неработающее население (предлагается 5, но
надо 10 тыс.руб.)
Увеличение с 2013 ежегодно этих платежей на 25% до 2015 гг.
Снижение:
Включение в ОМС (без обеспечения) скорой помощи, высоких технологий, федеральных клиник и Национального проекта «Здоровье»
Слайд 24Статья 15. Передача осуществления полномочий РФ субъектам РФ
1. РФ передает субъектам :
1) лицензирование :а) медорганизаций
муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением ВМП); б) фармдеятельности (за исключением деятельности организаций оптовой торговли и аптек федеральных организаций);
в) оборота наркотических,психотропных средств и прекурсоров;
2) организация обеспечения лекарствами «семи нозологий».
Слайд 25Статья 15. Передача осуществления полномочий РФ субъектам РФ
2. Средства на осуществление переданных в соответствии
с частью 1 полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
3. Общий объем средств определяется на основании методик, утвержденных Правительством РФ.
5. Средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Слайд 26Статья 15. Передача осуществления полномочий РФ субъектам РФ
8. Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом,
гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, после трансплантации органов и (или) тканей ведется уполномоченным федеральным органом.
Слайд 27Статья 15. Передача осуществления полномочий РФ субъектам РФ
7. федеральный орган власти:
2) издает обязательные для исполнения
органами власти субъекта РФ методические указания и инструкции по переданным полномочиям;
3) осуществляет согласование назначения на должность (освобождения от должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия;
Слайд 28Статья 44.Медпомощь страдающим редкими (орфанными) заболеваниями
1. Редкими (орфанными) являются заболевания, которые имеют распространенность
не более 10 на 100 000 населения.
2. Перечень орфанных заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статданных и размещается на официальном сайте .
3. Перечень орфанных заболеваний утверждается Правительством РФ
Слайд 29Статья 83. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи и санаторно-курортной помощи
9. Финансовое обеспечение
граждан лекарствами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих острых и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидизации (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Слайд 30Статья 74. Ограничения, налагаемые на мед- и фармработников («медрепы»)
1. Медработники и руководители
не вправе:
1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарств, медизделий, или с правами на торговое наименования лекарства, организаций оптовой торговли лекарствами, аптечных организаций подарки, деньги (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинисследований или испытаний, в связи с педагогической и (или) научной деятельностью), в т.ч. на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, за счет средств компаний (представителей);
Слайд 31Статья 74. Ограничения, налагаемые на мед- и фармработников («медрепы»)
2) заключать с компанией
соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарств, медизделий (за исключением клинических исследований);
3) получать от компании образцы для вручения пациентам (за исключением клинисследований);
4) предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарствах, медизделиях, в т.ч. скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарств и медицинских изделий;
Слайд 32Статья 74. Ограничения, налагаемые на мед- и фармработников («медрепы»)
5) не осуществлять прием
представителей компаний, за исключением клинисследований и испытаний, участвовать в порядке, установленном администрацией организации, в собраниях медработников и иных мероприятиях, связанных с повышением профуровня медработников или предоставлением информации по побочным действиям;
6) выписывать лекарства и медизделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарства или медизделия.
Слайд 33Статья 74. Ограничения, налагаемые на мед- и фармработников («медрепы»)
2. Фармработники и руководители
организаций :
1) принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятияхьза счет средств компании ;
2) получать от компании образцы лекарств, медицинских изделий для вручения населению;
3) заключать с компанией соглашения о предложении населению определенных лекарств и медиизделий;
4) предоставлять недостоверную, неполную или искаженную информацию об имеющихся в наличии лекарствах, имеющих одинаковое МНН, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.
Слайд 34Статья 75. Урегулирование конфликта интересов при осуществлении мед- и фармдеятельности
-
1. Конфликт интересов
- ситуация, при которой у мед- или фармработника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского или фармацевтического работника и интересами пациента.
2. В случае возникновения конфликта интересов работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя организации, а индивидуальные предпринимателиуполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Слайд 35Статья 75. Урегулирование конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности
3. Руководитель
мед- или аптечной организации в семидневный срок обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
4. Для урегулирования конфликта интересов уполномоченный федеральный орган образует комиссию по урегулированию конфликта интересов и утверждает положение о ней.
5. Состав комиссии должен исключать возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.