Слайд 1«Первые итоги введения ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы»
Написание и анализ
основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Старший воспитатель МКДОУ – детский сад «Елочка»
Матюхина Елена Александровна
elochka@edunor.ru
Слайд 2Первые итоги введения ФГОС ДО
Обновление нормативно-правовой базы ДОУ
Написание основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС ДО
Обновление образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Слайд 3Написание основной образовательной программы дошкольного образования
Этапы разработки ООП ДО:
1.Изучение нормативно- правовой
базы введения ФГОС ДО.
2.Приказ руководителя о создании Методического совета по введению ФГОС ДО и Рабочей группы по написанию ООП ДО (методические рекомендации ФИРО п. 4.3.).
3. Анализ соответствия работы ДОУ требованиям, содержащимися в ФГОС ДО.
4. Определение количества ООП в ДОУ (согласно п. 2.2 ФГОС ДО).
5. Определение части, формируемой участниками образовательных отношений .
6. Определение форм работы с воспитанниками ДОУ.
7. Написание ООП в соответствии с ФГОС ДО.
8. Анализ и утверждение ООП ДО.
9. Определение перечня новшеств, которые нужно будет освоить ДОУ при переходе на ФГОС ДО.
Слайд 4Анализ и утверждение ООП ДО
ФГОС ДО п. 2.5.
Программа разрабатывается и
утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.
Слайд 6Требования к целевому разделу ООП ДО
Целевой раздел содержит:
А) Пояснительную записку
Б) Планируемые
результаты освоения ООП ДО
Слайд 7Пояснительная записка
Цели и задачи по реализации ООП ДО
Принципы и
подходы к формированию ООП ДО
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития воспитанников МКДОУ – детский сад «Елочка»
Слайд 8Цели и задачи реализации Программы
Целью Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ
– детский сад «Елочка» является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Слайд 9
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- обеспечить охрану жизни и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;(ФГОС ДО п. 1.6. )
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства ,в том числе детей с ОВЗ; (ФГОС ДО п. 1.6.)
- обеспечить преемственность целей, задач и содержания дошкольного и начального образования; (ФГОС ДО 1.6.)
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала дошкольника;(ФГОС ДО п. 1.6.)
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценность здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки к учебной деятельности;(ФГОС ДО п. 1.6.)
- формировать социокультурную среду, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям детей; (ФГОС ДО п. 1.6.)
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям и повысить компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС ДО п. 1.6.)
- обеспечить условия для совместного воспитания и образования детей с нормой в развитии и детей с ОВЗ; (ФГОС ДО п.2.11.2)
- реализовать систему коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с ОВЗ; (ФГОС ДО п.2.11.2.)
- оказать консультативную помощь и поддержку родителям (законным представителям) занимающиеся семейным воспитанием детей дошкольного возраста.(проект ДОУ)
Слайд 10Задачи реализации приоритетных направлений ДОУ (части формируемой участниками образовательных отношений)
Познавательное развитие
Цель: развитие познавательной и творческой активности детей.
Задачи:
Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, обогащать знания о природе и обществе.
Развивать исследовательскую, проектную и продуктивную деятельность, способствующей возникновению познавательной активности.
Воспитывать интерес к знаниям.
Физическое развитие
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни дошкольников и родителей.
Задачи:
Совершенствовать физическое и эмоциональное благополучие детей посредством введения оздоровительных мероприятий.
Формировать положительное отношение к занятиям физкультурой, спортом, к ЗОЖ в семье.
Воспитывать осознанное отношение детей и родителей к здоровью, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Слайд 111.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Методологические подходы к формированию основной
образовательной программы:
Возрастной подход
Личностно-ориентированный подход
Деятельностный подход
Слайд 12 Принципы реализации Программы
ФГОС ДО п. 1.4.
принцип развивающего образования
принцип научной обоснованности
и практической применимости;
принцип полноты, необходимости и достаточности;
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
принципа интеграции
комплексно-тематический принцип;
принцип преемственности между всеми возрастными группами ДОУ и между ДОУ и начальной школой.
принцип индивидуализации
принцип социального взаимодействия
принцип междисциплинарного подхода(принцип участия)
принцип регионизации образовательного процесса,
принцип аксеологического подхода
Слайд 13Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики
особенностей развития воспитанников МКДОУ – детский сад «Елочка»
МКДОУ – детский сад «Елочка» детский сад комбинированного вида. Всего в ДОУ воспитывается 155 детей. Общее количество групп – 6 для детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: 4 группы общеразвивающей направленности, 2 группы комбинированной направленности. В комбинированных группах воспитываются дети с общим недоразвитием речи 2-3 уровня речевого развития.
Слайд 15Распределение детей по группам здоровья
Слайд 17Сведения о социальном статусе воспитанников ДОУ
Слайд 18
К особенностям осуществления образовательного процесса относятся:
1. Наличие среди воспитанников детей с
ограниченными возможностями здоровья (дети с ОНР 2 и 3 уровня, дети - инвалиды)
2. Наличие воспитанников раннего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2-3 года)
3. Особые климатические условия: продолжительная (около 5 месяцев) с низкими температурами зима, что отражаются на содержании и организации образовательного процесса.
4. Географические особенности расположения ДОУ: ДОУ находится в сельской местности, приближенной к городу.
5. Социальное партнерство: ДЮСШ «Рекорд», БЦК «Радуга», Барышевской детской школой искусств, ООШ № 161.
6. Функционирование кружков на базе ДОУ:
Познавательное развитие: «Посиделки», «Юные экспериментаторы», «Шашечные баталии»
Физическое развитие: «Спортивная карусель», «Здоровые ножки»
Художественно-эстетическое развитие: «Умелые ручки», «Мы танцуем»
Слайд 19Требования к формулированию планируемых результатов (целевых ориентиров)
Слайд 20Планируемые результаты освоения Программы
1.Планируемые результаты освоения Программы: описаны как целевые ориентиры
в Примерной образовательной программе дошкольного образования и образовательной программе «От рождения до школы».
2. Система коррекционной работы нацелена на успешную адаптацию и социализацию детей с нарушениями в развитии в школе, что соответствует цели и задачам Программы, поэтому планируемые результаты освоения Программы едины как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ.
3. Целевые ориентиры также включают результаты освоения части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, среди которых:
Слайд 21
Целевые ориентиры части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
Должны отражать
цель и задачи приоритетных направлений:
Планируемые результаты:
Ребенок проявляет познавательную и творческую активность, применяет исследовательскую, проектную, продуктивную деятельность, проявляет интерес к знаниям, способен принимать решения основываясь на собственные знания.
Ребенок проявляет интерес к занятиям физкультурой, спорту и здоровому образу жизни; воспринимает здоровье как основной фактор успеха.
Родители вовлечены процесс укрепления здоровья детей, в семьях воспитанников сформировано положительное отношение к здоровому образу жизни.
Познавательное развитие
Цель: развитие познавательной и творческой активности детей.
Задачи:
Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, обогащать знания о природе и обществе.
Развивать исследовательскую, проектную и продуктивную деятельность, способствующей возникновению познавательной активности.
Воспитывать интерес к знаниям.
Физическое развитие
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни дошкольников
Задачи:
Совершенствовать физическое и эмоциональное благополучие детей посредством введения оздоровительных мероприятий.
Формировать положительное отношение к занятиям физкультурой, спортом, к ЗОЖ в семье.
Воспитывать осознанное отношение детей и родителей к здоровью, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Слайд 22Система мониторинга динамики развития ребенка
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры
не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.(ФГОС ДО п. 3.2.2)
Слайд 23В соответствии с пунктом 3.2.3, а также комментарием Минобрнауки РФ к
ФГОС ДО в рамках реализации Программы педагоги обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для:
индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов;
оптимизация работы с группой детей.
Слайд 24Специальными условиями проведения педагогической диагностики(мониторинга) в ДОУ должны стать:
выбор методик
и педагогических технологий, знакомство педагогов с их содержанием;
разработка инструментария для фиксации, анализа и хранения полученных в ходе мониторинга результатов, определяющих индивидуальное развитие ребенка, его динамику по мере реализации Программы,
подбор дидактических материалов для проведения педагогической диагностики.
Слайд 25Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения
аналитических данных и т.п.) может быть утвержден педагогическим советом.
Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей.
Основополагающим методом педагогической диагностики(мониторинга) является наблюдение. Причем важно осуществлять наблюдение при:
организованной деятельности в режимные моменты,
Совместной деятельности воспитанников и взрослого;
непосредственно образовательной деятельности;
свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников, самостоятельной деятельности.
Слайд 28Карта индивидуальных достижений ребенка (3-7 лет)
ФИО __________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Год поступления в МКДОУ
– детский сад «Елочка» ___________________________
Анализ адаптации ребенка в ДОУ__________________________________________
Статус (является ребенком с ОВЗ или нет) ___________________________________
Слайд 29Требования к содержательному разделу ООП ДО
Слайд 30Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержание образовательной работы
по пяти образовательным областям реализуются с учетом Примерной образовательной программой дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20.05.2015 №2/15) и образовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, изд. 3-е, М., 2014, методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
Слайд 31Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Основные направления:
Примерные виды интеграции:
Слайд 32Вариативные формы, способы, методы реализации Программы
Слайд 36Формы и методы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Слайд 37Способы и направления поддержки детской инициативы
Слайд 38Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Сведения о дополнительном образовании в МКДОУ –
детский сад «Елочка»
Слайд 39Кружковая работа
Цель:
Задачи:
Организация работы кружка: (количество занятий, охват детей, особенности организации работы)
Формы
работы с детьми:
Формы работы с родителями:
Организация РППС:
Краткое содержание работы: (описание модели работы, разделов и т.п.)
Слайд 40Организация адаптационного периода в ДОУ
Цель:
Задачи:
Особенности адаптационного периода:
Направления педагогической деятельности для успешного
процесса адаптации к ДОУ:
Работа с родителями в период адаптации:
Слайд 41Взаимодействие МКДОУ – детский сад «Елочка» , ООШ № 161 и
СОШ № 9
Основные задачи сотрудничества
Формы преемственных связей
План взаимодействия ДОУ и школы
Слайд 42Сетевое взаимодействие по вопросам реализации Программы
Слайд 43Коррекционная работа
Содержание коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, базируется
на соответствующем разделе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол № 2/15 от20.05.2015 г.), образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой .-3 –е изд. М., 2014 и раскрывается в рабочей программе, разработанной авторским коллективом МКДОУ – детский сад «Елочка».
Программа составлена на основе «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
Слайд 45Направление коррекционной работы в образовательных областях
Слайд 46Модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми
Слайд 47Формы и приемы организации коррекционной работы
Слайд 49
Формы образовательной деятельности логопеда с родителями.
1. Родительские собрания
2. Тематические консультации для родителей;
3. Открытые
занятия для родителей группы.
4. Индивидуальные консультации для родителей группы.
5. Анкетирование.
6. Размещение информации на сайте ДОУ.
7. Совместные праздники.
8. Оформление родительских уголков.
Родители:
1. Выполнение методических рекомендаций учителя логопеда;
2. Контроль за выполнением заданий ребенком и его произношением;
3. Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
4. Совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребенка
Слайд 50Взаимодействие с семьями воспитанников МКДОУ – детский сад «Елочка»
Слайд 51Детско-родительский клуб «Умелые ручки»
План работы:
Слайд 52Требования к организационному разделу ООП ДО
Слайд 53Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с возрастом и особенностями развития
детей.
Слайд 55Программно - методическое обеспечение образовательного процесса
Слайд 56Организация режима пребывания детей в ДОУ
Режим работы МКДОУ – детский сад
«Елочка»:
- пятидневная рабочая неделя (с понедельника по пятницу)
- 12-часовое пребывание детей (с 7.00-19.00)
Слайд 57Режим дня на летний оздоровительный (каникулярный) период
Слайд 58Проектирование образовательного процесса с учетом особенностей воспитанников и специфики МКДОУ –
детский сад «Елочка»
Слайд 60Учебный план для групп общеразвивающей направленности
Слайд 62Модель образовательного процесса на неделю
Слайд 64Модель комплексно – тематического планирования на год
Слайд 65Традиционные события, праздники, мероприятия в МКДОУ – детский сад «Елочка»
Слайд 66Организация предметно-пространственной развивающей среды
Слайд 67Требования к дополнительному разделу ООП ДО
Слайд 68Краткая презентация ООП ДО
Цель Программы:
Задачи Программы:
Особенности осуществления образовательного процесса:
Контингент воспитанников:
Содержание
обязательной части основано на Программах …….
Часть, формируема участниками образовательных отношений составлена с учетом ……
Содержание Программы охватывает пять образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, развитие) и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в таких видах деятельности как….
Для развития индивидуальных способностей в образовательном учреждении организованы…
Программа включает раздел, посвященный коррекции недостатков речевого развития. Составлена на основе …..
Цель и задачи коррекционной работы…..
В соответствии с этим основными направлениями взаимодействия МКДОУ – детский сад «Елочка» родителями (законными представителями) воспитанников являются …..
Работа по данным направлениям осуществляется в следующих формах…..
Слайд 69
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
С новым учебным годом!