МАНАС презентация

Содержание

Выступление в поход и победа над Текес-ханом

Слайд 1МАНАС


Слайд 2


Слайд 3Выступление в поход и победа над Текес-ханом


Слайд 4Любовь Манаса кыз-Сайкал


Слайд 10Сказ об освобождении Туркестана от китайских захватчиков


Слайд 11Возвращение кыргызов с Алтая на родину


Слайд 13Сказ об Алманбете


Слайд 14Сказ о том, как Алманбет пришел к казахскому хану Кокче


Слайд 16Сказ о том, как Алманбет пришел к Манасу


Слайд 18Женитьба Манаса на Каныкей


Слайд 20Смотр скакунов


Слайд 21Стрельба по золотой жамбе


Слайд 24Возвращение из Великого похода


Слайд 25Завещание Манаса


Слайд 26Смерть Манаса


Слайд 281. ЭПОС «МАНАС» КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА
План:
Проблема становления

государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
Эпос «Манас» -источник изучения этикета кыргызов
Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Эпос «Манас» о народных играх и развлечениях.

Слайд 291. Проблема становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
На современном

этапе роль эпоса «Манас», «Семетей», «Сейтек» играет особую роль и занимает центральное место в формировании мировоззрения у народов, проживающих на территории Кыргызской Республики, играет первостепенную роль в становлении национальной идеологии. По-моему мнению, это глобальная проблема национального возрождения. Это тем более актуально, когда государство осталось без идеологии, без каких-либо моральных, общечеловеческих ценностей.
Любое суверенное государство не может существовать без государственной идеологии. Если нет идеологии, то нет и государства. В условиях болезненного перехода к экономическим отношениям, когда возрастает пропасть различий между кучкой богатеев и массой нищих необходимо на государственном уровне не только ускорить передачу собственности основных фондов, поддержать частного предпринимателя, фермера, усилить социальную защищенность населения, но и формировать государственную идеологию - основу стабилизации общественной системы. Только в богатом обществе богатое население соблюдает общечеловеческие и государственные законы, так как нищее экономическое равенство людей объективно вызывает зависть и конфликты, порождая любые крайности и деидеологизацию общественной системы. Если в тоталитарном обществе государственная идеология выступала в роли религиозной догмы, которая была нетерпимой к религии и инакомыслию, то сегодня необходимо качественное изучение соотношения религии, государства и государственной идеологии в обществе без обратной связи.

Слайд 301. Проблема становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
Религия должна

защищать свои моральные и нравственные цели и не следует путать ее с государственной моралью и интересами, а тем более ставить религию во главу государства. Религия всегда защищала человека от безнравственности и призывала к терпению, а не к топору, даже тогда, когда государство вело внутренние и внешние войны. Поэтому государственная идеология должна быть равнозначной для всех людей, несмотря ни на какие социальные, экономические, духовные, религиозные различия.
В условиях распада общественного организма без обратной связи наступили процессы анархии и деидеологизации общества, то есть человек потерял веру и надежду. Появились «ловцы душ» - религиозные секты, которые, пользуясь тяжелым экономическим, социальным, духовным положением, стали привлекать экономически и духовно незащищенное население (матери-одиночки, сироты, нищие и т.д.) в свои общины. Данные секты являются инородным телом в нашем обществе, не имеющим основы и преемственности, которые рано или поздно будут болезненно отторгаться со становлением государства и его идеологии на основе эпоса «Манас».
В настоящее, время переживается трудный период становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас». Нам предоставили исторический шанс осмысления, чтобы определить свое будущее, результатом которого будет «социокультурный взрыв» с крайностями проявления.

Слайд 311. Проблема становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
Государственная идеология

должна объединять людей разных национальностей и народностей, которая предполагает тезис, что только через развитие традиций и обычаев как кыргызсхого, так и других этносов возможен прогресс общественной системы в целом. Дух Манаса, который объединял людей разных национальностей (Алмамбет, Көкчө, Каныкей), должен послужить основой в формировании добрососедства, открытости и дружбы с другими народами.
Многие Герои Советского Союза в Великой Отечественной войне (Ч.Тулебердиев, Д.Асанов) с именем Манаса совершали немеркнущие подвиги. "Манастын арбагы колдосун» (Да защитит и благословит вас дух Манаса) - с таким напутствием отправляли на фронт родители своих детей. Защита национальной чести и патриотизм должны стать основным содержанием государственной политики, становления которой необходимо использовать национальную атрибутику, традиции и обычаи.

Слайд 321. Проблема становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
Прогресс любого

государства основывается на вдохновенном труде людей. Только через кропотливый труд человек познает и проявляет себя как личность и вождь - о чем прекрасно знал Манас. Любая государственная идеология провозглашает труд как основу процветания. Эпос "Манас'" говорит о культуре кыргызов {жилища, одежда, пиша и т.д.), народной медицине, о традициях и обычаях, свидетельствующих о широком кругозоре и плодотворном труде кыргызов. Выход из тяжелого состояния общественной системы возможен тольхо посредством знаний, инициативы, труда, которые необходимо отразить в государственной идеологии.
Многие восточные азиатские религии и идеи отражают нравственность и поведение людей как основу человечности. Любовь, терпимость и гуманизм проявляются в отношениях Манаса не только с друзьями и соратниками, но и плененными врагами, которые часто становятся его друзьями. Государственная идеология вместе с интересами общественной системы должна основываться на гуманизме и человечности.
Эпос "Манас" является кладезью народной мудрости в отношении с природой, где герои и природа показаны в единстве. Не случайно отношения коня (Акхула), птиды (Ак-Шумкар), собаки (Кумайык) раскрываются через внутренний мир Манаса. Поэтическая образность и красота эпоса "Манас" связаны с величием природы. Государственная идеология должна отразить отношение к матери-природе, т.е. экологическую культуру для нравственного и патриотического воспитания молодого поколения.

Слайд 331. Проблема становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
Основным содержанием

любой идеологии является защита государственной системы. Все содержание трилогии проникнуто возрождением государства и его защитой. Укрепление государственности в условиях перехода Кыргызстана является сложной, но разрешимой задачей. в которой неоднозначное значение имеют идеи эпоса "Манас". Эпос "Манас" может быть духовным и нравственным источником в формировании не только идеологии, но и суверенного государства Кыргызстан.
Постоянно возрастающий поток информации, сложности общественного развития требуют совершенствования государственной идеологии в воспитании и обучении подрастающего поколения. Становление демократического общества требует новых подходов в деле разработки различных форм государственной идеологии на основе эпоса "Манас". Разновозрастное молодое поколение является активным носителем нового в общественном организме, поэтому разработка идеологии требует дифференцированного подхода.
Таким образом, основным содержанием любой идеологии является защита государственной системы. Все содержание эпоса проникнуто возрождением государства и его защитой.

Слайд 342. Эпос «Манас»-источник изучения этикета кыргызов
Эпос «Манас» - источник изучения этикета

кыргызов. Суверенизация стала тем переломным моментом в жизни нашего государства, когда начала возрождаться и развиваться многовековая духовная культура кыргызского народа. История развития мировой культуры не раз доказывала, что именно в годы нестабильности особенно остро возникает необходимость нравственного возрождения. Мы переживаем сейчас ситуацию, когда нормы морали и их практическое выражение в виде правил этикета приобретают все большее значение, когда их несоблюдение и в межчеловеческих отношениях, и в отношениях между государствами и народами затрудняет существование человечества.

Слайд 352. Эпос «Манас»-источник изучения этикета кыргызов
Рост межкультурных контактов, установление дипломатических отношений

резко усилили внимание к вопросам этнических особенностей этикета. Незнание национальных особенностей поведения может стать не только поводом для ссор и обид, возникновения конфликтных ситуаций, но и наносит существенный ущерб внешней политике государства. Предотвратить возникновения подобных ситуаций можно, если заранее обратить внимание на необходимость соблюдения правил этикета народа, уважения его национальных обычаев и традиций, обуславливая тем самым толерантное отношение к культуре других народов.
Нравственный смысл этикета заключается в том, что он вооружает человека методами и средствами преобразования мира. Его цель – научить морали, продемонстрировать идеальную модель человеческих отношений в виде моральных принципов и норм поведения. Без соблюдения этих норм невозможны ни политические, ни экономические, ни культурные отношения, ибо нельзя существовать в обществе, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Слайд 362. Эпос «Манас»-источник изучения этикета кыргызов
Этические нормы в «Манасе» связываются четырьмя

основными добродетелями: ум, терпение, совесть, порядочность, которые воплощены в образах Манаса, Каныкей, мудрого старца Бакая и Алмамбета. Им противопоставляются четыре порока: леность, злобность, алчность и высокомерие отрицательных героев Конурбая, Нескары, Джолоя.
Среди личных достоинств человека в эпосе «Манас» следует отметить следующие: здоровье и долголетие, трудолюбие, доблесть, долг, честь, скромность и сдержанность, мудрость, душевная открытость, чадолюбие (любовь к детям), гостеприимство, щедрость, гуманизм, терпеливость, стойкость, доброжелательность, уважение к старости, национальная честь и патриотизм, основная мысль эпоса видится в воспитании в народе духа свободы и независимости.
Родовой уклад кыргызов предлагает в лице ребенка продолжателя рода, защитника, а отсутствие детей воспринимается как трагедия:

Без потомства я умру,
Как же без копытца покину этот мир?
Одинок я, бездетный старик,
До кого дойдёт моя мольба?
Ни днём, ни ночью
Не зная покоя
В хлопотах добро накопил
Если однажды смерть настигнет (меня)
Что делать мне с богатством?


Слайд 372. Эпос «Манас»-источник изучения этикета кыргызов
Генеалогическая преемственность поколений формирует мировоззрение кыргызов,

воспитывает чувство сопричастности к нуждам и интересам других, дух коллективизма и взаимопомощи. Родословная выступает как генетическая и духовная опора, определяющая самосознание народа, именно благодаря генеалогической памяти и родовой воспитательной практике, кыргызский народ не только выжил, но и сохранил свою самобытность. Кодекс родовой чести, развитый у кочевых народов предусматривает и соблюдение норм поведения: гостеприимство, традиция почитания старших, распределение (устуканы)(см.глоссарий) и дарообмен, получение благословения-бата, вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения (например, дифференцированное воспитание мальчиков и девочек, идея патриотического воспитания, сохранения национальной чести и достоинства, человечность и гуманность в отношении не только к пленным, но и к врагам – основное правило героических традиций.)
Итак, этика древних кыргызов предстает как некая система ценностных стимулов, норм, правил, в основе которых лежал моральный принцип-стремление к счастью. Данные эпоса могут служить базой для изучения этикетной системы кыргызов, тесно связанной с социальными институтами древности.

Слайд 383.Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Эпос «Манас» интересен тем, что

по нему можно проследить элементы древних религиозных представлений кыргызов, которые в какой-то мере должны способствовать воссозданию истории религиозных воззрений кыргызского народа в прошлом. Превратности исторической судьбы привели к потере кыргызами древнетюркской рунической письменности, а кочевой образ жизни замедлил темп общественного развития, что способствовало утверждению на многие века пережитков первобытных форм религиозных верований, в частности культа животных и природы.
В эпосе «Манас» также прослеживаются архаичные верования, связанные с тотемизмом, фетишизмом, поклонением чудесным свойствам вещей, животных, поклонение небу, огню, белому цвету, различным явлениям природы и т.п. Хотя кыргызов в эпосе и называют мусульманами и упоминаются некоторые мусульманские обычаи, герои его придерживаются в основном тенгрианских религиозных обрядов.

Слайд 393.Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Среди домусульманских верований особое место занимает

тотемизм (см. глоссарий). Пережитком племенного тотемизма является и сохранившаяся до последнего времени вера в происхождение ряда племен от животных, культ некоторых животных: олень (бугу), волк (бөрү). О роли тотемизма можно судить по тому факту, что кыргызы из племени «бугу» считая племя своим мифическим предком, в то же время охотились на него. В связи с этим, тотемизм, как и другие формы ранних религиозных верований, не образовал самостоятельной системы, он тесно связан с анимизмом и шаманизмом. Отсюда возникли традиции и обычаи их фетишизации. Некоторые части тела животных и птиц, считавшихся главными врагами злых духов, до сих пор используются в качестве амулетов.
Традиции шаманизма у кыргызов тесно связаны с практикой народного врачевания, которая передавалась по наследству. Черные и белые шаманы занимались целительством, прорицанием.
Доказательством существования тенгрианства является тот факт, что древние кыргызы поклонялись также языческим божествам и, прежде всего, Тенир, Умай-эне, Жер-Суу. Понятие Тенир в представлениях древних кыргызов – явление универсальное, это то, что является всем и причиной всего, как теистическая субстанция - божество, социальная сила, первопорядок, источник добра и зла. Умай-эне - божество плодородия, покровительница очага и детей.

Слайд 403.Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Корни этого культа уходят к материально-родовому

строю древних кыргызов. И, наконец, божество Жер-Суу (земли и воды), которое было объектом родового и семейного поклонения. Кроме того, древние кыргызы поклонялись также солнцу, луне и звездам, как неотъемлемой части природы. Земля, огонь, вода и другие стихийные силы природы рассматриваются как неотъемлемая часть культа природы. Огню поклонялись не как божеству, а как священной, очищающей стихии. В настоящее время отголоском почитания огня является обряд приобщения невесты к домашнему очагу семьи мужа: отко киргизүү -посвящение огню. Большую роль в системе доисламских представлений кыргызов играл культ умерших предков-арбак. Почти во всех кыргызских сказаниях, в т.ч. и в «Манасе», есть эпизоды, где герои обращаются к арбакам.(см глоссарий) С культом умерших и почитанием памяти предков, связана традиция возведения памятников на могилах.


Слайд 413.Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Адат регламентировал, главным образом, семейную жизнь

мусульманина, а также его хозяйственную деятельность.
Таким образом, отличительной особенностью мусульманской веры кыргызов было её тесное переплетение с традициями шаманизма, тотемизма, заостризма, а также ряда других доисламских верований.
Сегодня наиболее важной представляется часть ислама, которая объединяет в себе нормы нравственности, разумный и справедливый порядок человеческих взаимоотношений. С принятием ислама кыргызы ежегодно отмечают великие мусульманские праздники - Орозо-айт, Курман-айт, Нооруз, даты которых исчисляются по лунному кадендарю. Государство, в свою очередь, уважает религиозные праздники и делает их нерабочими днями.
Религиозный пост-Орозо айт-поминание умерших предков, в эти дни готовят угощения. Обязательным является соблюдение 30-дневного поста-Орозо, который бывает один раз в году. В это время нельзя сквернословить, употреблять алкогольные напитки, курить, необходимо соблюдать все правила поста. Соблюдение поста, обязательно для всех мусульман, кроме больных и путешествующих считается очищением от грехов.
Курман-айт–праздник живых, сопровождающихся приношением в жертву животных. Во время этого праздника все желают друг другу здоровья и долголетия, в каждом доме готовят угощения, зовут гостей, родственников, соседей и друзей.

Слайд 423.Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Одним из самых популярных праздников мусульман

всей Центральной Азии является Нооруз - праздник встречи Нового года, который восходит к зороастрийскому культу плодородия, берущему свое начало из авестийской философии. Смена старого года на Новый год приходится на день весеннего равноденствия – 21 марта и олицетворяет собой победу света над тьмой, тепла над холодом, добра над злом. В этот день люди прощают обиды, прекращают ссоры, ходят в гости, вспоминают умерших и готовят традиционные блюда из злаков. Этот прекрасный праздник, сохранившийся и дошедший до наших дней, лишний раз доказывает, что добрые традиции не чужды духу ислама. Обязательным атрибутом праздника является чтение мусульманской молитвы.

Слайд 434. Эпос «Манас» о народных играх и развлечениях
Эпос «Манас» содержит

богатую информацию о народных играх и развлечениях, без которых не проходило ни одно торжество. Сведения эти касаются различных игр: взрослых, детских, молодежных, военизированных и т.д.

Расчистив место от травы,
Сделав метку на земле,
Разложив по пять альчиков,
Приговаривая: давай, мол, в ордо поиграем,
Черту начертили,
Очертив место игры,
В азарт игры входили

Слайд 444. Эпос «Манас» о народных играх и развлечениях
Игры в камешки (топ

таш-чакмак, беш таш, таш оюну и др.) могли играть в любых условиях - и летом, и зимой. В основном эта детская игра была рассчитана на развитие точности и координации движений.
К числу доступных игр относились и такие игры как киште (кыргызский вариант шахмат), оромпой (игра мальчиков), шабиет (игры юношей), селкинчек (качели), акыйнек (особый вид состязания девушек в пении), дүмпүлдөк (детская игра), т.е. все вышеперечисленные виды игр и развлечений, отраженных в эпосе «Манас». Их условно назвали бытовыми играми.
Кочевой и полукочевой образы жизни кыргызов сами по себе говорят о том, что у них больше всего были развиты конные игры (чоң ат чабыш, или аламан байге), которые отражаются в эпизоде «поминки по Көкөтөю» в эпосе «Манас». Следующая игра, упомянутая и отраженная в эпизоде «Поминки по Көкөтөю» - жамбы атмай (стрельба по жамбы).
В старину при стрельбе по жамбы использовали лук, хотя в «Манасе» в большинстве случаев говорится, что стреляли из ружей, причем самых различных видов.
В эпизоде «Поминки по Көкөтөю» упоминаются и такие состязания, как сайыш или эр сайыш (бой на пиках), эр эңиш (борьба всадников на конях), күрөш (пешая борьба), улак тартыш или көк бөрү (козлодранье).
У многих народов мира развит такой вид единоборства как борьба. Издревле бытует своеобразный вид борьбы күрөш и у кыргызов. В эпосе «Семетей» неплохо отражены некоторые сведения о восточных единоборствах.


Слайд 454. Эпос «Манас» о народных играх и развлечениях
Таким образом, кыргызам были

известны сотни игр и развлечений, сведения о которых получили отражения в поэтических строках эпоса «Манас». С одной стороны, они носят познавательный характер, с другой стороны, некоторые детали ныне забытых народных игр можно будет реконструировать благодаря фольклорным материалам. Это можно сказать, например, об игре киште, күрөш (борьбе) и некоторых элементах восточных единоборств.

Слайд 46Выводы по теме
- Эпос «Манас» является культурной энциклопедией кыргызского народа, отражающей

все стороны общественного сознания и жизни кыргызов: мифологию и религию, нравы и обычаи, философию и эстетику, народные игры и развлечения, и, наконец, мораль и формы поведения. Фактически он представляет нравственно-этический кодекс кочевого мира, из которого и по сей день кыргызский народ черпает уроки нравственности и гуманизма.
- Кыргызы были знакомы со всеми языческими и мировыми религиями. Им был знаком тотемизм, анимизм, фетишизм. Они в процессе развития их общества им было суждено быть втянутыми в буддизм и христианство (несторианство). Наконец, последним этапом религиозных верований кыргызов стал ислам. В настоящее время в религиозном плане они придерживаются ислама. Все сведения о религиозных верованиях кыргызов получили отражение в эпосе «Манас» и дошли до этнографической современности.
- Наличие у азиатских народов факта наделения слова духовным содержанием, о котором тоже говорится в эпосе «Манас», представляет большой практический интерес. Значение эпоса «Манас» для суверенного Кыргызстана велико и многогранно.

Слайд 47Выводы по теме
. Сама трилогия является неисчерпаемой сокровищницей кыргызской культуры, раскрывает

всю общественную жизнь кыргызов и соседних народностей. В нем рельефно отражены не только мировоззрения, сформировавшиеся в течение веков (суждение об окружающем мире, нравственности и доброте, любви и ненависти и т.д.) но и особенно ярко освещены национальные обычаи и традиции, которые требуют изучения и широкой пропаганды.
- Исторический путь, пройденный кыргызским народом был труден и порой трагичен, но глубокие духовные корни позволили ему сохраниться. В течение последнего столетия в кыргызской культуре произошли глобальные перемены, в результате которых кыргызы были вынуждены сменить не только кочевой образ жизни на оседлый, но и принять совершенно чуждую идеологию. «Негативность советского периода для кыргызской нации выразилась в притуплении национального самосознания, переориентации исконно кочевого типа мышления на азиатский вариант, характеризующейся сплавом восточного и, в некоторой степени, западного сознания. Следствием этого явилось непринятие собственно изначальных принципов кочевого бытия, духовных ориентиров, что привело к снижению национального достоинства народа»

Слайд 48Выводы по теме
- Единственным выходом из сложившейся ситуации является стремление найти

ответы на вопросы современности через обращение к своим национальным корням и мудрости предков. По мнению Ч.Т. Айтматова «Будущее не может быть без прошлого. Полное забвение прошлого может привести к манкуртизму». «Память, -по убеждению писателя, - это мера человеческой личности, ее духовности. Человек, у которого нет памяти, нет истории, нет духовной биографии, запечатленной в образах искусства – древних мифов, легенд, классики, обречен на духовную нищету; он не готов к восприятию современной сложнейшей жизни. Все сказанное в полной мере относится и к народу в целом».
- В плане реконструкции духовной жизни наших предков важное значение имеет эпос «Манас», раскрывающий особенности национального мировосприятия кыргызского народа и систему его моральных ценностей, общественных установлений и норм поведения. И сегодня традиционная система моральных ценностей, выраженная в эпосе в виде «Семи заповедей Манаса», является актуальной. Несмотря на то, что сам эпос не содержит в себе определенно сформулированных заповедей, он явился результатом извлечения нравственных уроков из многовековой истории народа.


Слайд 49Вопросы для обсуждения
1. Выскажите свое мнение по вопросу: почему любое современное

государство не может существовать без государственной идеологии?
2. В чем состоят взаимоотношения религии, государства и государственной идеологии в обществе?
3.В чем заключается нравственный смысл этикета?
4. Чем объясняется рост числа верующих мусульман в современном обществе? Где плюсы, а где минусы этого процесса?
5. Как происходило распространение ислама как религии в кочевом образе жизни кыргызов.
6. Выразите своё мнение по поводу следующих утверждений:
Будущее не может быть без прошлого.
Полное забвение прошлого может привести к «духовному манкуртизму».
Национальное возрождение возможно только через неустанный и кропотливый труд каждого из нас.
7. Что нужно сделать человеку, чтобы он не стал манкуртом?
8. Какие обычаи и обряды кыргызского народа дошли до наших дней?
9.Какие функции выполнял шариат?
10. Какие функции выполнял адат у древних кыргызов?

Слайд 50Литература по теме:
Литература по теме:
Источники:
Манас: Эпос. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-1китеп.-Фрунзе:Кыргызстан,

1978.
Манас:эпос. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-2 китеп.-Фрунзе:Кыргызстан , 1980.
Манас:эпос Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-3 китеп.-Фрунзе:Кыргызстан, 1981
Манас :эпос. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-4 китеп.-Фрунзе:Кыргызстан, 1982

Слайд 51ГЛОССАРИЙ
Анимизм – вера в невидимые сверхъестественные силы (призраки, привидения и т.д.)
Арбак

- культ умерших и предков
Бата - жест благословения (Оомийн)
Гуманизм – учение, признающее самоценность человека в мире, его право на свободное развитие и проявление своих способностей.
Кут – семейная святыня, покровительница, приносящая человеку счастье, богатство, детей, жизненное начало.
Кыяс (кияс) – это решения, выводы, заключения, сделанные мусульманскими судьями по аналогии с Кораном, сунной, иджмой.
Магия – вера в сверхъестественные способности человека (проклятия, благославления, заклинания, порча, сглаз и т.д.)
Обряд – традиционные действия сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива.


Слайд 52ГЛОССАРИЙ
Обряды – совокупность действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъественным.
Религия

(лат. Religio –набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основание на вере в существование бога или богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.
Устуканы – каждый отдельно взятый сустав, кость с мясом. Кыргызы испокон веков занимавшиеся кочевым скотоводством, не рубили тушу животного, а расчленяли ее по суставам (устуканы). Значимость каждого устукана соответствовала статусу гостя (возраст, пол, социальное положение).
Умай – Богиня и покровительница плодородия, детей и матерей, источник жизни.
Фетишизм – вера в неодушевленные предметы (обереги, талисманы, амулеты, почитание воды, земли, камней и т.д.)
Шариат – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, мусульманское законодательство, включающее нормы, регулирующие гражданские, семейно-брачные, бытовые и другие взаимоотношения мусульман. Источниками шариата являлись, во-первых, Коран (куран) – «священная» книга мусульман, основной источник не только вероучения ислама, но и мусульманского права. Во-вторых, общеизвестная сунна – высказывания о жизни, поступках пророка, не вошедшие в Коран и передававшиеся устно его сподвижниками. В третьих, иджма – совокупное мнение авторитетов богословов-юристов (факитов), т.е. мнение толкователей-юристов Корана и сунны (хадис), признанное всеми мусульманами как закон. В четвертых, кыяс (кияс) – это решения, выводы, заключения, сделанные мусульманскими судьями по аналогии с Кораном, сунной, иджмой.
Этика – нравственные нормы. Впервые термин «этика» был введен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), который трактовал этику как учение о нравственности


Слайд 53ГЛОССАРИЙ
Теңир - Бог Неба, начало мира и объективная природа.
Тотемизм – комплекс

верований и обрядов, возникших в ранний период родового строя, вера в сверхъестественную связь и кровную близость родовой группы с каким-либо видом животных, растений, предметом или явлением природы, так называемым тотемом. Вера в то, что далеким предком или покровителем племени или человека являются животные или растения. Например, кыргызские племена бугу (олень), багыш (лось), акбагыш (белый лось), сарбагыш (желтый лось) и т.д.
Теоцентризм – учение, согласно которому Бог есть центр мироздания, его демиург (творец).
Теология – учение о сущности Бога.
Традиции – совокупность общественных отношений, передающихся от поколения к поколению без изменений.
Традиционное общество – общество, в котором чтит традиции, созданные и передаваемые от поколения к поколению без изменения. Отличается политической стабильностью.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика