Слайд 3Выступление в поход и победа над Текес-ханом
Слайд 10Сказ об освобождении Туркестана от китайских захватчиков
Слайд 11Возвращение кыргызов с Алтая на родину
Слайд 14Сказ о том, как Алманбет пришел к казахскому хану Кокче
Слайд 16Сказ о том, как Алманбет пришел к Манасу
Слайд 281. ЭПОС «МАНАС» КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА
План:
Проблема становления
государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
Эпос «Манас» -источник изучения этикета кыргызов
Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Эпос «Манас» о народных играх и развлечениях.
Слайд 291. Проблема становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
На современном
этапе роль эпоса «Манас», «Семетей», «Сейтек» играет особую роль и занимает центральное место в формировании мировоззрения у народов, проживающих на территории Кыргызской Республики, играет первостепенную роль в становлении национальной идеологии. По-моему мнению, это глобальная проблема национального возрождения. Это тем более актуально, когда государство осталось без идеологии, без каких-либо моральных, общечеловеческих ценностей.
Любое суверенное государство не может существовать без государственной идеологии. Если нет идеологии, то нет и государства. В условиях болезненного перехода к экономическим отношениям, когда возрастает пропасть различий между кучкой богатеев и массой нищих необходимо на государственном уровне не только ускорить передачу собственности основных фондов, поддержать частного предпринимателя, фермера, усилить социальную защищенность населения, но и формировать государственную идеологию - основу стабилизации общественной системы. Только в богатом обществе богатое население соблюдает общечеловеческие и государственные законы, так как нищее экономическое равенство людей объективно вызывает зависть и конфликты, порождая любые крайности и деидеологизацию общественной системы. Если в тоталитарном обществе государственная идеология выступала в роли религиозной догмы, которая была нетерпимой к религии и инакомыслию, то сегодня необходимо качественное изучение соотношения религии, государства и государственной идеологии в обществе без обратной связи.
Слайд 301. Проблема становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
Религия должна
защищать свои моральные и нравственные цели и не следует путать ее с государственной моралью и интересами, а тем более ставить религию во главу государства. Религия всегда защищала человека от безнравственности и призывала к терпению, а не к топору, даже тогда, когда государство вело внутренние и внешние войны. Поэтому государственная идеология должна быть равнозначной для всех людей, несмотря ни на какие социальные, экономические, духовные, религиозные различия.
В условиях распада общественного организма без обратной связи наступили процессы анархии и деидеологизации общества, то есть человек потерял веру и надежду. Появились «ловцы душ» - религиозные секты, которые, пользуясь тяжелым экономическим, социальным, духовным положением, стали привлекать экономически и духовно незащищенное население (матери-одиночки, сироты, нищие и т.д.) в свои общины. Данные секты являются инородным телом в нашем обществе, не имеющим основы и преемственности, которые рано или поздно будут болезненно отторгаться со становлением государства и его идеологии на основе эпоса «Манас».
В настоящее, время переживается трудный период становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас». Нам предоставили исторический шанс осмысления, чтобы определить свое будущее, результатом которого будет «социокультурный взрыв» с крайностями проявления.
Слайд 311. Проблема становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
Государственная идеология
должна объединять людей разных национальностей и народностей, которая предполагает тезис, что только через развитие традиций и обычаев как кыргызсхого, так и других этносов возможен прогресс общественной системы в целом. Дух Манаса, который объединял людей разных национальностей (Алмамбет, Көкчө, Каныкей), должен послужить основой в формировании добрососедства, открытости и дружбы с другими народами.
Многие Герои Советского Союза в Великой Отечественной войне (Ч.Тулебердиев, Д.Асанов) с именем Манаса совершали немеркнущие подвиги. "Манастын арбагы колдосун» (Да защитит и благословит вас дух Манаса) - с таким напутствием отправляли на фронт родители своих детей. Защита национальной чести и патриотизм должны стать основным содержанием государственной политики, становления которой необходимо использовать национальную атрибутику, традиции и обычаи.
Слайд 321. Проблема становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
Прогресс любого
государства основывается на вдохновенном труде людей. Только через кропотливый труд человек познает и проявляет себя как личность и вождь - о чем прекрасно знал Манас. Любая государственная идеология провозглашает труд как основу процветания. Эпос "Манас'" говорит о культуре кыргызов {жилища, одежда, пиша и т.д.), народной медицине, о традициях и обычаях, свидетельствующих о широком кругозоре и плодотворном труде кыргызов. Выход из тяжелого состояния общественной системы возможен тольхо посредством знаний, инициативы, труда, которые необходимо отразить в государственной идеологии.
Многие восточные азиатские религии и идеи отражают нравственность и поведение людей как основу человечности. Любовь, терпимость и гуманизм проявляются в отношениях Манаса не только с друзьями и соратниками, но и плененными врагами, которые часто становятся его друзьями. Государственная идеология вместе с интересами общественной системы должна основываться на гуманизме и человечности.
Эпос "Манас" является кладезью народной мудрости в отношении с природой, где герои и природа показаны в единстве. Не случайно отношения коня (Акхула), птиды (Ак-Шумкар), собаки (Кумайык) раскрываются через внутренний мир Манаса. Поэтическая образность и красота эпоса "Манас" связаны с величием природы. Государственная идеология должна отразить отношение к матери-природе, т.е. экологическую культуру для нравственного и патриотического воспитания молодого поколения.
Слайд 331. Проблема становления государственной идеологии на основе эпоса «Манас»
Основным содержанием
любой идеологии является защита государственной системы. Все содержание трилогии проникнуто возрождением государства и его защитой. Укрепление государственности в условиях перехода Кыргызстана является сложной, но разрешимой задачей. в которой неоднозначное значение имеют идеи эпоса "Манас". Эпос "Манас" может быть духовным и нравственным источником в формировании не только идеологии, но и суверенного государства Кыргызстан.
Постоянно возрастающий поток информации, сложности общественного развития требуют совершенствования государственной идеологии в воспитании и обучении подрастающего поколения. Становление демократического общества требует новых подходов в деле разработки различных форм государственной идеологии на основе эпоса "Манас". Разновозрастное молодое поколение является активным носителем нового в общественном организме, поэтому разработка идеологии требует дифференцированного подхода.
Таким образом, основным содержанием любой идеологии является защита государственной системы. Все содержание эпоса проникнуто возрождением государства и его защитой.
Слайд 342. Эпос «Манас»-источник изучения этикета кыргызов
Эпос «Манас» - источник изучения этикета
кыргызов. Суверенизация стала тем переломным моментом в жизни нашего государства, когда начала возрождаться и развиваться многовековая духовная культура кыргызского народа. История развития мировой культуры не раз доказывала, что именно в годы нестабильности особенно остро возникает необходимость нравственного возрождения. Мы переживаем сейчас ситуацию, когда нормы морали и их практическое выражение в виде правил этикета приобретают все большее значение, когда их несоблюдение и в межчеловеческих отношениях, и в отношениях между государствами и народами затрудняет существование человечества.
Слайд 352. Эпос «Манас»-источник изучения этикета кыргызов
Рост межкультурных контактов, установление дипломатических отношений
резко усилили внимание к вопросам этнических особенностей этикета. Незнание национальных особенностей поведения может стать не только поводом для ссор и обид, возникновения конфликтных ситуаций, но и наносит существенный ущерб внешней политике государства. Предотвратить возникновения подобных ситуаций можно, если заранее обратить внимание на необходимость соблюдения правил этикета народа, уважения его национальных обычаев и традиций, обуславливая тем самым толерантное отношение к культуре других народов.
Нравственный смысл этикета заключается в том, что он вооружает человека методами и средствами преобразования мира. Его цель – научить морали, продемонстрировать идеальную модель человеческих отношений в виде моральных принципов и норм поведения. Без соблюдения этих норм невозможны ни политические, ни экономические, ни культурные отношения, ибо нельзя существовать в обществе, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Слайд 362. Эпос «Манас»-источник изучения этикета кыргызов
Этические нормы в «Манасе» связываются четырьмя
основными добродетелями: ум, терпение, совесть, порядочность, которые воплощены в образах Манаса, Каныкей, мудрого старца Бакая и Алмамбета. Им противопоставляются четыре порока: леность, злобность, алчность и высокомерие отрицательных героев Конурбая, Нескары, Джолоя.
Среди личных достоинств человека в эпосе «Манас» следует отметить следующие: здоровье и долголетие, трудолюбие, доблесть, долг, честь, скромность и сдержанность, мудрость, душевная открытость, чадолюбие (любовь к детям), гостеприимство, щедрость, гуманизм, терпеливость, стойкость, доброжелательность, уважение к старости, национальная честь и патриотизм, основная мысль эпоса видится в воспитании в народе духа свободы и независимости.
Родовой уклад кыргызов предлагает в лице ребенка продолжателя рода, защитника, а отсутствие детей воспринимается как трагедия:
Без потомства я умру,
Как же без копытца покину этот мир?
Одинок я, бездетный старик,
До кого дойдёт моя мольба?
Ни днём, ни ночью
Не зная покоя
В хлопотах добро накопил
Если однажды смерть настигнет (меня)
Что делать мне с богатством?
Слайд 372. Эпос «Манас»-источник изучения этикета кыргызов
Генеалогическая преемственность поколений формирует мировоззрение кыргызов,
воспитывает чувство сопричастности к нуждам и интересам других, дух коллективизма и взаимопомощи. Родословная выступает как генетическая и духовная опора, определяющая самосознание народа, именно благодаря генеалогической памяти и родовой воспитательной практике, кыргызский народ не только выжил, но и сохранил свою самобытность. Кодекс родовой чести, развитый у кочевых народов предусматривает и соблюдение норм поведения: гостеприимство, традиция почитания старших, распределение (устуканы)(см.глоссарий) и дарообмен, получение благословения-бата, вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения (например, дифференцированное воспитание мальчиков и девочек, идея патриотического воспитания, сохранения национальной чести и достоинства, человечность и гуманность в отношении не только к пленным, но и к врагам – основное правило героических традиций.)
Итак, этика древних кыргызов предстает как некая система ценностных стимулов, норм, правил, в основе которых лежал моральный принцип-стремление к счастью. Данные эпоса могут служить базой для изучения этикетной системы кыргызов, тесно связанной с социальными институтами древности.
Слайд 383.Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Эпос «Манас» интересен тем, что
по нему можно проследить элементы древних религиозных представлений кыргызов, которые в какой-то мере должны способствовать воссозданию истории религиозных воззрений кыргызского народа в прошлом. Превратности исторической судьбы привели к потере кыргызами древнетюркской рунической письменности, а кочевой образ жизни замедлил темп общественного развития, что способствовало утверждению на многие века пережитков первобытных форм религиозных верований, в частности культа животных и природы.
В эпосе «Манас» также прослеживаются архаичные верования, связанные с тотемизмом, фетишизмом, поклонением чудесным свойствам вещей, животных, поклонение небу, огню, белому цвету, различным явлениям природы и т.п. Хотя кыргызов в эпосе и называют мусульманами и упоминаются некоторые мусульманские обычаи, герои его придерживаются в основном тенгрианских религиозных обрядов.
Слайд 393.Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Среди домусульманских верований особое место занимает
тотемизм (см. глоссарий). Пережитком племенного тотемизма является и сохранившаяся до последнего времени вера в происхождение ряда племен от животных, культ некоторых животных: олень (бугу), волк (бөрү). О роли тотемизма можно судить по тому факту, что кыргызы из племени «бугу» считая племя своим мифическим предком, в то же время охотились на него. В связи с этим, тотемизм, как и другие формы ранних религиозных верований, не образовал самостоятельной системы, он тесно связан с анимизмом и шаманизмом. Отсюда возникли традиции и обычаи их фетишизации. Некоторые части тела животных и птиц, считавшихся главными врагами злых духов, до сих пор используются в качестве амулетов.
Традиции шаманизма у кыргызов тесно связаны с практикой народного врачевания, которая передавалась по наследству. Черные и белые шаманы занимались целительством, прорицанием.
Доказательством существования тенгрианства является тот факт, что древние кыргызы поклонялись также языческим божествам и, прежде всего, Тенир, Умай-эне, Жер-Суу. Понятие Тенир в представлениях древних кыргызов – явление универсальное, это то, что является всем и причиной всего, как теистическая субстанция - божество, социальная сила, первопорядок, источник добра и зла. Умай-эне - божество плодородия, покровительница очага и детей.
Слайд 403.Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Корни этого культа уходят к материально-родовому
строю древних кыргызов. И, наконец, божество Жер-Суу (земли и воды), которое было объектом родового и семейного поклонения. Кроме того, древние кыргызы поклонялись также солнцу, луне и звездам, как неотъемлемой части природы. Земля, огонь, вода и другие стихийные силы природы рассматриваются как неотъемлемая часть культа природы. Огню поклонялись не как божеству, а как священной, очищающей стихии. В настоящее время отголоском почитания огня является обряд приобщения невесты к домашнему очагу семьи мужа: отко киргизүү -посвящение огню. Большую роль в системе доисламских представлений кыргызов играл культ умерших предков-арбак. Почти во всех кыргызских сказаниях, в т.ч. и в «Манасе», есть эпизоды, где герои обращаются к арбакам.(см глоссарий) С культом умерших и почитанием памяти предков, связана традиция возведения памятников на могилах.
Слайд 413.Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Адат регламентировал, главным образом, семейную жизнь
мусульманина, а также его хозяйственную деятельность.
Таким образом, отличительной особенностью мусульманской веры кыргызов было её тесное переплетение с традициями шаманизма, тотемизма, заостризма, а также ряда других доисламских верований.
Сегодня наиболее важной представляется часть ислама, которая объединяет в себе нормы нравственности, разумный и справедливый порядок человеческих взаимоотношений. С принятием ислама кыргызы ежегодно отмечают великие мусульманские праздники - Орозо-айт, Курман-айт, Нооруз, даты которых исчисляются по лунному кадендарю. Государство, в свою очередь, уважает религиозные праздники и делает их нерабочими днями.
Религиозный пост-Орозо айт-поминание умерших предков, в эти дни готовят угощения. Обязательным является соблюдение 30-дневного поста-Орозо, который бывает один раз в году. В это время нельзя сквернословить, употреблять алкогольные напитки, курить, необходимо соблюдать все правила поста. Соблюдение поста, обязательно для всех мусульман, кроме больных и путешествующих считается очищением от грехов.
Курман-айт–праздник живых, сопровождающихся приношением в жертву животных. Во время этого праздника все желают друг другу здоровья и долголетия, в каждом доме готовят угощения, зовут гостей, родственников, соседей и друзей.
Слайд 423.Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов
Одним из самых популярных праздников мусульман
всей Центральной Азии является Нооруз - праздник встречи Нового года, который восходит к зороастрийскому культу плодородия, берущему свое начало из авестийской философии. Смена старого года на Новый год приходится на день весеннего равноденствия – 21 марта и олицетворяет собой победу света над тьмой, тепла над холодом, добра над злом. В этот день люди прощают обиды, прекращают ссоры, ходят в гости, вспоминают умерших и готовят традиционные блюда из злаков. Этот прекрасный праздник, сохранившийся и дошедший до наших дней, лишний раз доказывает, что добрые традиции не чужды духу ислама. Обязательным атрибутом праздника является чтение мусульманской молитвы.
Слайд 434. Эпос «Манас» о народных играх и развлечениях
Эпос «Манас» содержит
богатую информацию о народных играх и развлечениях, без которых не проходило ни одно торжество. Сведения эти касаются различных игр: взрослых, детских, молодежных, военизированных и т.д.
Расчистив место от травы,
Сделав метку на земле,
Разложив по пять альчиков,
Приговаривая: давай, мол, в ордо поиграем,
Черту начертили,
Очертив место игры,
В азарт игры входили
Слайд 444. Эпос «Манас» о народных играх и развлечениях
Игры в камешки (топ
таш-чакмак, беш таш, таш оюну и др.) могли играть в любых условиях - и летом, и зимой. В основном эта детская игра была рассчитана на развитие точности и координации движений.
К числу доступных игр относились и такие игры как киште (кыргызский вариант шахмат), оромпой (игра мальчиков), шабиет (игры юношей), селкинчек (качели), акыйнек (особый вид состязания девушек в пении), дүмпүлдөк (детская игра), т.е. все вышеперечисленные виды игр и развлечений, отраженных в эпосе «Манас». Их условно назвали бытовыми играми.
Кочевой и полукочевой образы жизни кыргызов сами по себе говорят о том, что у них больше всего были развиты конные игры (чоң ат чабыш, или аламан байге), которые отражаются в эпизоде «поминки по Көкөтөю» в эпосе «Манас». Следующая игра, упомянутая и отраженная в эпизоде «Поминки по Көкөтөю» - жамбы атмай (стрельба по жамбы).
В старину при стрельбе по жамбы использовали лук, хотя в «Манасе» в большинстве случаев говорится, что стреляли из ружей, причем самых различных видов.
В эпизоде «Поминки по Көкөтөю» упоминаются и такие состязания, как сайыш или эр сайыш (бой на пиках), эр эңиш (борьба всадников на конях), күрөш (пешая борьба), улак тартыш или көк бөрү (козлодранье).
У многих народов мира развит такой вид единоборства как борьба. Издревле бытует своеобразный вид борьбы күрөш и у кыргызов. В эпосе «Семетей» неплохо отражены некоторые сведения о восточных единоборствах.
Слайд 454. Эпос «Манас» о народных играх и развлечениях
Таким образом, кыргызам были
известны сотни игр и развлечений, сведения о которых получили отражения в поэтических строках эпоса «Манас». С одной стороны, они носят познавательный характер, с другой стороны, некоторые детали ныне забытых народных игр можно будет реконструировать благодаря фольклорным материалам. Это можно сказать, например, об игре киште, күрөш (борьбе) и некоторых элементах восточных единоборств.
Слайд 46Выводы по теме
- Эпос «Манас» является культурной энциклопедией кыргызского народа, отражающей
все стороны общественного сознания и жизни кыргызов: мифологию и религию, нравы и обычаи, философию и эстетику, народные игры и развлечения, и, наконец, мораль и формы поведения. Фактически он представляет нравственно-этический кодекс кочевого мира, из которого и по сей день кыргызский народ черпает уроки нравственности и гуманизма.
- Кыргызы были знакомы со всеми языческими и мировыми религиями. Им был знаком тотемизм, анимизм, фетишизм. Они в процессе развития их общества им было суждено быть втянутыми в буддизм и христианство (несторианство). Наконец, последним этапом религиозных верований кыргызов стал ислам. В настоящее время в религиозном плане они придерживаются ислама. Все сведения о религиозных верованиях кыргызов получили отражение в эпосе «Манас» и дошли до этнографической современности.
- Наличие у азиатских народов факта наделения слова духовным содержанием, о котором тоже говорится в эпосе «Манас», представляет большой практический интерес. Значение эпоса «Манас» для суверенного Кыргызстана велико и многогранно.
Слайд 47Выводы по теме
. Сама трилогия является неисчерпаемой сокровищницей кыргызской культуры, раскрывает
всю общественную жизнь кыргызов и соседних народностей. В нем рельефно отражены не только мировоззрения, сформировавшиеся в течение веков (суждение об окружающем мире, нравственности и доброте, любви и ненависти и т.д.) но и особенно ярко освещены национальные обычаи и традиции, которые требуют изучения и широкой пропаганды.
- Исторический путь, пройденный кыргызским народом был труден и порой трагичен, но глубокие духовные корни позволили ему сохраниться. В течение последнего столетия в кыргызской культуре произошли глобальные перемены, в результате которых кыргызы были вынуждены сменить не только кочевой образ жизни на оседлый, но и принять совершенно чуждую идеологию. «Негативность советского периода для кыргызской нации выразилась в притуплении национального самосознания, переориентации исконно кочевого типа мышления на азиатский вариант, характеризующейся сплавом восточного и, в некоторой степени, западного сознания. Следствием этого явилось непринятие собственно изначальных принципов кочевого бытия, духовных ориентиров, что привело к снижению национального достоинства народа»
Слайд 48Выводы по теме
- Единственным выходом из сложившейся ситуации является стремление найти
ответы на вопросы современности через обращение к своим национальным корням и мудрости предков. По мнению Ч.Т. Айтматова «Будущее не может быть без прошлого. Полное забвение прошлого может привести к манкуртизму». «Память, -по убеждению писателя, - это мера человеческой личности, ее духовности. Человек, у которого нет памяти, нет истории, нет духовной биографии, запечатленной в образах искусства – древних мифов, легенд, классики, обречен на духовную нищету; он не готов к восприятию современной сложнейшей жизни. Все сказанное в полной мере относится и к народу в целом».
- В плане реконструкции духовной жизни наших предков важное значение имеет эпос «Манас», раскрывающий особенности национального мировосприятия кыргызского народа и систему его моральных ценностей, общественных установлений и норм поведения. И сегодня традиционная система моральных ценностей, выраженная в эпосе в виде «Семи заповедей Манаса», является актуальной. Несмотря на то, что сам эпос не содержит в себе определенно сформулированных заповедей, он явился результатом извлечения нравственных уроков из многовековой истории народа.
Слайд 49Вопросы для обсуждения
1. Выскажите свое мнение по вопросу: почему любое современное
государство не может существовать без государственной идеологии?
2. В чем состоят взаимоотношения религии, государства и государственной идеологии в обществе?
3.В чем заключается нравственный смысл этикета?
4. Чем объясняется рост числа верующих мусульман в современном обществе? Где плюсы, а где минусы этого процесса?
5. Как происходило распространение ислама как религии в кочевом образе жизни кыргызов.
6. Выразите своё мнение по поводу следующих утверждений:
Будущее не может быть без прошлого.
Полное забвение прошлого может привести к «духовному манкуртизму».
Национальное возрождение возможно только через неустанный и кропотливый труд каждого из нас.
7. Что нужно сделать человеку, чтобы он не стал манкуртом?
8. Какие обычаи и обряды кыргызского народа дошли до наших дней?
9.Какие функции выполнял шариат?
10. Какие функции выполнял адат у древних кыргызов?
Слайд 50Литература по теме:
Литература по теме:
Источники:
Манас: Эпос. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-1китеп.-Фрунзе:Кыргызстан,
1978.
Манас:эпос. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-2 китеп.-Фрунзе:Кыргызстан , 1980.
Манас:эпос Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-3 китеп.-Фрунзе:Кыргызстан, 1981
Манас :эпос. Сагымбай Орозбак уулунун варианты боюнча.-4 китеп.-Фрунзе:Кыргызстан, 1982
Слайд 51ГЛОССАРИЙ
Анимизм – вера в невидимые сверхъестественные силы (призраки, привидения и т.д.)
Арбак
- культ умерших и предков
Бата - жест благословения (Оомийн)
Гуманизм – учение, признающее самоценность человека в мире, его право на свободное развитие и проявление своих способностей.
Кут – семейная святыня, покровительница, приносящая человеку счастье, богатство, детей, жизненное начало.
Кыяс (кияс) – это решения, выводы, заключения, сделанные мусульманскими судьями по аналогии с Кораном, сунной, иджмой.
Магия – вера в сверхъестественные способности человека (проклятия, благославления, заклинания, порча, сглаз и т.д.)
Обряд – традиционные действия сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива.
Слайд 52ГЛОССАРИЙ
Обряды – совокупность действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъественным.
Религия
(лат. Religio –набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основание на вере в существование бога или богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.
Устуканы – каждый отдельно взятый сустав, кость с мясом. Кыргызы испокон веков занимавшиеся кочевым скотоводством, не рубили тушу животного, а расчленяли ее по суставам (устуканы). Значимость каждого устукана соответствовала статусу гостя (возраст, пол, социальное положение).
Умай – Богиня и покровительница плодородия, детей и матерей, источник жизни.
Фетишизм – вера в неодушевленные предметы (обереги, талисманы, амулеты, почитание воды, земли, камней и т.д.)
Шариат – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, мусульманское законодательство, включающее нормы, регулирующие гражданские, семейно-брачные, бытовые и другие взаимоотношения мусульман. Источниками шариата являлись, во-первых, Коран (куран) – «священная» книга мусульман, основной источник не только вероучения ислама, но и мусульманского права. Во-вторых, общеизвестная сунна – высказывания о жизни, поступках пророка, не вошедшие в Коран и передававшиеся устно его сподвижниками. В третьих, иджма – совокупное мнение авторитетов богословов-юристов (факитов), т.е. мнение толкователей-юристов Корана и сунны (хадис), признанное всеми мусульманами как закон. В четвертых, кыяс (кияс) – это решения, выводы, заключения, сделанные мусульманскими судьями по аналогии с Кораном, сунной, иджмой.
Этика – нравственные нормы. Впервые термин «этика» был введен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), который трактовал этику как учение о нравственности
Слайд 53ГЛОССАРИЙ
Теңир - Бог Неба, начало мира и объективная природа.
Тотемизм – комплекс
верований и обрядов, возникших в ранний период родового строя, вера в сверхъестественную связь и кровную близость родовой группы с каким-либо видом животных, растений, предметом или явлением природы, так называемым тотемом. Вера в то, что далеким предком или покровителем племени или человека являются животные или растения. Например, кыргызские племена бугу (олень), багыш (лось), акбагыш (белый лось), сарбагыш (желтый лось) и т.д.
Теоцентризм – учение, согласно которому Бог есть центр мироздания, его демиург (творец).
Теология – учение о сущности Бога.
Традиции – совокупность общественных отношений, передающихся от поколения к поколению без изменений.
Традиционное общество – общество, в котором чтит традиции, созданные и передаваемые от поколения к поколению без изменения. Отличается политической стабильностью.