Слайд 1
Малые голландцы
учитель ИЗО
1 квалификационной категории
Савцова И.И.
Слайд 2
Малые голландцы ( голландское барроко) - - группа голландских художников
XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название). Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а так же конъектурой рынка. Картины малых голландцев предназначались не для дворцов и храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме. Для живописи малых голландцев характерна тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей и интерьерной среды.
Слайд 4
Подлинный расцвет искусство бытовой картины переживает в XVII веке в Северных
Нидерландах. В Голландии впервые был разработан обширный круг сюжетов и композиционных приемов бытовой живописи, к которому позднее, в XIX веке, в период становления жанров живописи в других национальных школах, обращались художники разных стран.
Слайд 5Возникновению развитой жанровой системы в голландском искусстве способствовало утверждение в Голландии
демократического протестантского государства. На смену работе на заказ пришла работа на покупателя, желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой ему реальности, как бы себя самого в окружающей его обстановке. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной Европой расцвет и превалирование светской реалистической живописи. Станковая картина, предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, а также состоятельного деревенского жителя, стала в Голландии XVII века основной формой искусства.
Слайд 6Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее
для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека. Сложился в 1720-1730-х гг. сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр.
Слайд 8Начальное развитие бытовой картины в Голландии происходило в рамках творчества Франса
Халса. Крупный формат и композиция с фигурами, вынесенными на первый план, ближе к зрителю, безудержное веселье, полное непристойных намеков, мы видим на его картинах.
Слайд 9
Франс Халс. Гуляки на масленице
Слайд 11Нидерландский живописец, Адриан ван Остаде -основоположник голландского крестьянского жанра. Учился, вероятно,
у Франса Халса; работал в Харлеме.
Слайд 12С конца 1630-х годов под влиянием живописи Рембрандта Остаде перешел к
мягкому, коричневато-золотистому тональному колориту, применял светотеневые эффекты. Эти произведения Адриана ван Остаде со сценами из крестьянской жизни (“Школьный учитель”, 1662, Лувр, Париж; “В деревенском кабачке”, 1660, Картинная галерея, Дрезден) отмечены добродушным юмором, поэтичной созерцательностью.
Слайд 14В беспорядочно заставленной комнате у окна сидит мать с ребенком, а
в глубине, на заднем плане, трое крестьян устроили шумную пирушку. Семья, без сомнения, пребывает в крайней нужде, о чем лишний раз свидетельствует грязный пол, усеянный яичной скорлупой и раковинами мидий, Другие предметы обстановки такие, как колесо прялки и рама для мотания шерсти, представляют не развлечение праздных богачей, но инструменты тяжелой работы бедняков
Слайд 15В поздних работах художника его палитра становится многоцветнее, крестьяне благопристойнее, а
их комнаты прибраннее. В середине века он пишет крестьян, беседующих за кружкой пива в кабачке, во время трапезы в кругу семьи, веселящихся на ярмарке, занятых чтением новостей или привлеченных торговцем или бродячими музыкантами, остановившимися возле дома.
Слайд 17Бюргерский жанр в творчестве харлемских живописцев на первом этапе представлен веселыми
жизнерадостными картинами из жизни «золотой молодежи» и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами.
Харлем был самым ранним, но не единственным центром становления новой голландской живописи. В соседнем Лейдене мы встречаем изображения визита врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу.
Слайд 19 Геррит Доу родился в семье
владельца стекольной мастерской. Два года
онобучался мастерству гравёра по стеклу. В 1628 году Геррит Доу становится учеником Рембранта и после своего отъезда в Амстердам работает над созданием своего собственного стиля в живописи, работая в мелком масштабе, выписывая отдельные детали картин под лупой. В своих картинах Герриту Доу наиболее удавалось пока-
зать внутренние интерьеры, освещённые искуственным светом.
Слайд 20Его живопись отличается обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой
поверхностью, мы встречаем изображения визита врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров.
В 1648 году в Лейдене Геррит
Доу основал художественную гильдию, где у него была собственная художественная школа.
Слайд 21Геррит Доу. Учёный, делающий записи.
Слайд 22Геррит Доу. Старуха, читающая библию
Слайд 23Геррит Доу выработал определенный композиционный прием: изображенную сцену художник обрамляет полукруглой
аркой, напоминающей оконный или дверной проем, так что зритель оказывается в положении прохожего, заглянувшего внутрь лавки или дома и ставшего невольным свидетелем происходящего, или в роли зрителя в театре, наблюдающего действие на сцене.
Слайд 26Еще сильнее повествовательное начало выражено в шумных сценах из жизни простолюдинов
у лейденца Яна Стена, одного из учеников Остаде
Слайд 28Ян Стен - знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился
в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара.
Слайд 29Типичный сюжет его картин — семейное или дружеское застолье в доме
или в кабачке, где, не зная меры, пьют, едят, курят и веселятся, нимало не заботясь о производимом беспорядке и шуме и расстроенном хозяйстве как плачевном итоге беспутной жизни. Жизнь в картинах Стена предстает нескончаемой комедией нравов. Смысл этих полотен в предостережении от излишеств, в напоминании о необходимости соблюдать меру.
Слайд 30 Жизненность сцен тем убедительнее, что художник мог наблюдать их в
непосредственной близости, в своем собственном доме: поскольку, как и большинство голландских художников, он не мог жить на доход от продажи картин, Стен вынужден был открыть трактир у себя в доме. Нередко среди изображенных кутил можно узнать самого художника, и картина с подвыпившей парочкой, на которой женщина уже без чувств уронила голову на стол и спит, а ее веселый спутник посмеивается и курит трубку, на самом деле представляет автопортрет художника с женой. Однако не исключено, что это всего лишь маска: немногочисленные известные факты биографии мастера не подтверждают такой репутации.
Слайд 32Стен поначалу писал пейзажи, но затем стал изображать сцены из жизни
среднего класса
Слайд 33 Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой,
подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью, занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды
Слайд 38Художники другого направления поэтизировали повседневность.
Слайд 40В сценах музицирования, галантного ухаживания у Герарда Терборха действие замедлено, разговоры приглушены,
в комнатах царят тишина и покой. Картины этого бытописателя светского общества отмечены изысканностью и тонкостью колорита: свет идет снаружи от передней плоскости и заставляет сверкать шелк и атлас платьев; второй план, глубина комнаты, оказывается погруженным в полумрак.
Слайд 41Терборху особенно удавалось передать психологические нюансы в поведении персонажей. Возможно, ему
помогало то обстоятельство, что в качестве постоянных моделей для своих композиций он использовал родных
Слайд 42
Герард Терборх. Галантное ухаживание (Отеческое наставление).
Слайд 44В картинах Габриэля Метсю яркий свет и насыщенные цвета придают будничным
сценам праздничный характер.
Габриэль Метсю. Больной ребенок.
Слайд 46
Ян Вермер Делфтский родился в
Делфте (потому и прозвище
Делфтский) в семье
предпринимателя, который занимался производ-
ством шёлка для портьер и обивки мебели, а так
же торговлей картинами. Живописная техника
Яна Вермера по своему уникальна даже для ху-
дожников его времени, когда мастерство кисти
голландскими умельцами было доведено до со-
вершенства. Композиции вермеровских поло-
тен, его владение ненавязчивым колоритом, тон-
чайшее портретирование, а главное - знаменитый
вермеровский невесомый воздух ,аналогов не
имеет.
Слайд 47В творчестве Яна Вермера Делфтского голландская бытовая картина обрела кристально ясную
форму и поэтическую одухотворенность. Красота трактовки пространства и света, создающие чувство покоя, мира и гармонии, делают его произведения вершиной поэтического воплощения жанра.
Слайд 48 Девушка, читающая письмо у открытого окна.
Слайд 49 Молодая девушка с кувшином воды. .