Слайд 1Особенности характера подростков.
Как родителям научится понимать своих детей.
Слайд 2Характер и его особенности у подростка:
У каждого человека есть природные, натурные
черты и желания, а есть и социальные, культурные. Первые непосредственны, они присущи человеку, как биологическому существу, формируются в раннем детстве, тесно связаны с органическими особенностями, часто заданы генетически. Вторые - результат воспитания, они формируются постепенно, и именно благодаря ним, человек становится человеком - социальным существом. В характере взрослого переплетено природное и социальное, в науке это часто называют биосоциальным.
Характером являются наиболее устойчивые черты человека - те, которые практически не поддаются изменению (С.Л. Рубинштейн). Учитывая это обстоятельство, попытаемся дать объяснение того или иного поведения молодого человека, с учетом типа характера.
По данным К. Леонгарда (1986) 40% людей имеют, так называемый, сбалансированный тип характера, то есть гибкий, устойчивый к стрессам, с умеренной тревожностью и относительно невысокой чувствительностью. Однако лишь у 5% подростков от 13 до 17 лет встречается сбалансированный характер (Личко А.Е., 1983).
Слайд 3Акцентуациями характера называются его устойчивые черты, которые выражены сильнее других. Эти
“заостренные”, выделяющиеся черты характера образуют поведенческий и характерологический портрет личности.
Интересно, что акцентуации в подростковом возрасте встречаются чаще, чем у взрослых, поскольку именно в эти периоды жизни формирование личности происходит наиболее остро. При этом большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются. Тем не менее, у многих людей такие черты могут оставаться практически неизменными всю жизнь. Чтобы сохранить душевное и физическое здоровье, добиться успехов на выбранном поприще и в личной сфере, людям необходимо осознать плюсы и минусы своего характера, научиться эффективно управлять своим поведением. И постараться выбрать подходящую по содержанию работу.
Слайд 4Знание особенностей характера дает возможность:
Узнать сильные и слабые стороны характера ребенка.
Узнать
ситуации в которых возможны трудности у подростка, из-за особенностей характера.
Узнать как лучше и эффективнее строить диалог с ребенком в силу особенностей его характера.
Узнать болевые точки характера, или слабые места своего ребенка. В каких ситуациях будут затронуты личные интересы, уязвлена гордость, задето самолюбие подростка. (Когда может быть уязвлено самолюбие, нанесена несправедливая обида, несознательно создано препятствие к достижению честолюбивых целей и др.).
Слайд 5Выделенные акцентуации характера:
Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность,
болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Слайд 6Дистимический тип. Этот тип акцентуации личности противоположен предыдущему. Главная его особенность
— сконцентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни, пессимизм. Люди этого типа отличаются серьезностью во всем, высокими моральными принципами. Для них характерна низкая контактность, немногословность в беседе. К обязанностям относятся очень добросовестно, с большой ответственностью. Работу выполняют аккуратно и тщательно. Достигают высоких результатов там, где не требуется быстроты, энергичности, постоянного общения, принятия ответственных решений. Обладают высокоразвитым чувством справедливости.
Представители дистимического типа акцентуации, как правило, нелюдимы, угрюмы, несговорчивы. У них занижена самооценка, несколько замедлено мышление. Характерны социальная пассивность и отсутствие целеустремленности, неуверенность в правильности принятых решений. В неудачах склонны обвинять себя.
В общении с окружающими тактичны и справедливы, не эгоистичны. Обиды носят в себе, выхода эмоциям не дают. Во взаимоотношениях с руководством легко приспосабливаются, вырабатывают социально желательное поведение.
Слайд 7Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.
Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен "легко отходить" от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
Слайд 8Эмотивный тип.
Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость,
боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта— гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
Слайд 9Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим
переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
Слайд 10Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость,
пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.
Слайд 11Циклотимный тип.
Им свойственны частые периодические смены настроения,
а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные— подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Слайд 12Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью,
легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
Слайд 13Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются
у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
Слайд 14
Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа— способность восторгаться, восхищаться, а также—
улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние— от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
Слайд 15Основные особенности каждого типа.
Основные моменты на которые следует обратить внимания
для каждой выраженной особенности характера:
Гипертимический тип
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ:
Почти всегда хорошее настроение, (агрессия, гнев, раздражение - редко)
Энергичен, самостоятелен; стремление к риску, авантюрам; не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного; отсутствует самокритичность.
Реакция эмансипации (в поведении часто ярко выражена, но не в самооценке)=== к компании сверстников (где "кипит жизнь") == к ЛИДЕРСТВУ
крайнее непостоянство (хобби), легкомысленность, не серьезное отношение к обязанностям
взгляд на будущее оптимистичен
неудачи не вызывают аффективную бурную реакцию
"БОЛЕВАЯ ТОЧКА"- (не желательно).
- лишить контактов со сверстниками
- лишить проявления инициативы (решать все за него)
- одиночество и монотонная работа, требующая тщательности
- жесткий мелочный контроль
- отсутствия аванса доверия
- чрезмерная опека
Слайд 16 РЕАКЦИЯ:
- взрыв гневом, агрессия на людей или вещи,
раздражительность в кругу близких
В СЕРЬЕЗНЫХ СЛУЧАЯХ - протест действием, а не словами: побеги из дома
противоправное поведение в группе, в компании сверстников.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
- активность, общительность, оптимизм,
- чувство нового,
- умение вызывать доверие,
жажда деятельности, инициативность, выносливость,
-находчивость в нестандартной и стрессовой ситуациях, готовность брать ответственность на себя.
Рекомендации:
Сдержано относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей.
Нужно перегружать поручениями.
Формально - лидерскую роль.
Предпочитаемая деятельность:
Работа, связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, снабженец, служба быта, спорт, театр. Склонны к смене профессий, места работы.
В случае безконтрольности склонность к делинквентности! Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений.
Слайд 17Застревающий тип (эпилептоидный)
Основная особенность – это гневливость людей. Повод для гнева
может быть ничтожен, но он всегда связан с ущемлением его интересов. Повод может быть случайным и обычно играет роль последней капли. “Застревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, четко определены круги врагов и друзей. Проявляет властолюбие - “занудливость нравоучителя”, подозрительность, раздутое до фанатизма чувство справедливости.
Поведение в конфликтах: чаще бывает активной стороной.
"БОЛЕВАЯ ТОЧКА" (слабое место)
Ситуации, в которых затронуты личные интересы, уязвлена гордость, задето самолюбие подростка, когда кто-то пытается обидеть его. Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению честолюбивых целей. Опасны манипуляции в отношениях, невыполнение обещаний, каких либо договоров.
РЕАКЦИЯ: обвиняют всех, но не себя; при столкновении с препятствиями реагируют враждебно; в раздраженном состоянии легко впадают в гнев, при сильном раздражении жестоки и не помнят, что делают, успокаиваются, только разрядившись на ком-нибудь; протестная реакция “застревающих” - месть.
Слайд 18 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
- огромное упорство в достижении поставленной цели,
- стремление
добиться высоких показателей в любом деле, уважения и авторитета,
- проявление высоких требований к себе,
- пунктуальность и обязательность;
- выносливость и внимание к мелочам, деталям;
- стремление все сделать досконально, а не поверхностно.
-жажда справедливости, принципиальность, крепкие устойчивые взгляды.
Предпочитаемая деятельность:
Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя. Необходимо развивать гибкость, даже забывчивость.
Рекомендации: развивать гибкость, даже забывчивость.
Слайд 19Эмотивный (лабильный тип)
Основные черты :
Крайняя изменчивость настроения. О формировании
этого типа можно говорить, когда настроение меняется часто и круто, а поводы для этого ничтожно малы. Этим переменам свойственна значительная глубина.
Похвалы, поощрения доставляют им искреннюю радость, а неприятности, утраты способны вызвать острые аффективные реакции.
Чрезмерная чувствительность, ранимость. Предпочитают узкий круг друзей и близких, которые понимают с полуслова. Могут провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей.
Поведение в конфликте: Редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. Обиды не выплескивают наружу.
"БОЛЕВАЯ ТОЧКА" (ситуации или условия, в которых подросток чувствует себя наиболее неприспособленным)
Грубость, хамство, несправедливость, равнодушие, к эмоциональному состоянию подростка, черствость окружающих, отсутствие теплых эмоциональных связей. Конфликты с близким человеком, смерть или болезнь родных воспринимается трагически.
РЕАКЦИЯ: Плачут, но причиной неудач считают скорее внешние обстоятельства, чем себя. (Склонны к невротической депрессии, инфаркту, гипертонии)
Слайд 20
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
- альтруизм;
- мягкость и
способность к сопереживанию; радуются чужим удачам;
- быстрая смена "плохого" настроения "хорошим";
- развитое чувство благодарности к тем, кто проявляет к ним теплые чувства.
- исполнительны, с высоким чувством долга;
- Хорошие семьянины.
Предпочитаемая деятельность:
Сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями.
Рекомендации:
постоянная эмоциональная поддержка, подбадривание.
Слайд 21 Педантичный тип (астено-невротический):
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: Выраженная занудливость в
виде переживания подробностей, формализм, стремление переложить принятие важного решения на других. Повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Раздражение по ничтожному поводу явно изливается на окружающих, порой случайно попавших под «горячую руку», и столь же легко сменяется раскаянием и слезами.
"БОЛЕВАЯ ТОЧКА" (слабое место)
- Ситуации, требующие принятия решения, оперативных действий, выбора, личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг.
Повышенные нагрузки и ответственность, возлагаемые близкими на подростка.
ПРОТЕСТ:
протест их принимает словесную форму: "бурчат", ругаются, но всегда избегают поступков, во всем винят себя. Склонность к навязчивым состояниям, депрессивности.
Слайд 22
СИЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА:
- добросовестность;
- аккуратность, серьезность;
-
надежность в делах и чувствах, ровное настроение.
- ответственность за порученное дело;
- способность проверять и перепроверять все до мелочей.
Предпочитаемая деятельность:
Профессии несвязанные с большой ответственностью, предпочитают “бумажную работу”, не склонны менять место работы.
Слайд 23 Тревожный или психастенический тип:
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ:
нерешительность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мнений, представлений. Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.
Конфликты: Редко вступает в конфликты, пассивная роль.
"БОЛЕВАЯ ТОЧКА" (слабое место) Ситуации, требующие мобилизации усилий и выносливости: контрольные, соревнования. Болезнь или смерть близких или знакомых, разговоры о смерти. Ситуации страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений.
ПРОТЕСТ: Протестуют редко, их протестные реакции настолько вытеснены из сознания, что проявляются в виде реальных болезненных симптомов: аллергий, повышений температуры. (Склонность к психастении)
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
повышенная чувствительность, способность рассчитать свои силы,
дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Предпочитаемая деятельность: Нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения, т.к. будет бесконечно взвешивать, переживать, а решение принять не сможет.
Слайд 24Циклотимный тип:
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: В детстве ничем не отличаются от гипертимов.
В период (13-15лет) многократная смена душевных состояний, делает поведение человека малопредсказуемым, противоречивым. Периоды полного расцвета сил (ведет себя как гипертим) сменяются субдепрессивными фазами: что раньше легко - теперь требует неимоверных усилий, избегание компаний сверстников и т.д. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску: падение работоспособности, мелкие неприятности и неудачи, тяжелые переживания на замечания, упреки; отвечают грубо, гневно в глубине души впадают в еще большее уныние.
"БОЛЕВАЯ ТОЧКА" (слабое место) Ситуация, когда от находящегося в депрессивной фазе подростка, требуют или ожидают характерного для него "нормального поведения"
ПРОТЕСТ:
В "хорошей" фазе напоминает гипертимов: взрыв гневом, агрессия на людей или вещи; (в серьезных случаях) протест действием, а не словами: побеги из дома,
противоправное поведение в группе, в компании сверстников.
В "плохой" фазе - агрессия может быть направлена на себя.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартной и стрессовой ситуациях, готовность брать ответственность на себя.
Основным «создателем» трудности для такого типа являются мелкие неудачи, которые все равно воспринимаются как большая беда.
Слайд 25Демонстративный тип:
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей персоне.
Им нужно: восхищение, удивление, почитание, сочувствие, либо негодование, ненависть окружающих, только не безразличие и равнодушие. Склонность к рисовке и позерству. Добиваться своих целей любой ценой. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеют дело, высокая приспособляемость к людям. Напоказ выставленное отрицание норм поведения, взглядов и вкусов.
"БОЛЕВАЯ ТОЧКА" (слабое место)
- ущемление самолюбия или интересов,
- недооценка заслуг,
- крах надежд на престижное положение,
- развенчанная исключительность (т.е. ситуация, в которой на подростка не обращают внимания, разоблачают во вранье или низвергают с пьедестала),
- похвала других в его присутствии.
РЕАКЦИЯ: Истерические реакции: Слезы, обморок, скандалы, болезни, ложь... Различные формы шантажа: "Если ты не сделаешь это, то я ...(идет угроза не оставляющая равнодушным собеседника, ибо демонстративный подросток - проницателен и знает чего он (собеседник) боится.)" С родителями, например, угрозы направлены на себя: "Я умру!" "Я не знаю, что с собой сделаю..."
Слайд 26
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
- артистизм (актерское дарование), способность к перевоплощению,
- стремление к яркому,
нестандартному - неординарность
- способность заражать окружающих силой собственных чувств, неординарностью мышления и поступков.
- способность увлечь других; развитая интуиция,
- обходительность, упорство, целенаправленность.
Примечание.
Патологическая способность к вытеснению (подсознание), т.е. он может полностью забыть, то о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или осознает очень не глубоко, без заметных угрызений совести. Самооценка сильно далека от объективности.
Предпочитаемая деятельность: работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами. Они прекрасно подходят для выполнения представительских функций, проведения презентаций и своеобразной рекламы действий и идей.
Слайд 27Возбудимый (неустойчивый):
Несформированность социально приемлемых норм поведения. Обнаруживается большая тяга к развлечениям,
удовольствиям, праздности, безделью. Им свойственна неустойчивость эмоций, слабость воли, ослабленный контроль над собой и т.д. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка).
Поведение в конфликте: Активно и часто конфликтуют, не избегают ссор со старшими, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки.
"БОЛЕВАЯ ТОЧКА" (слабое место): Ситуация бесконтрольности, т.е. отсутствие внешнего контролера; отсутствие перспективы внешнего наказания за проступки.
РЕАКЦИЯ: Обвиняют всех и вся, кроме себя. В раздраженном состоянии легко впадают в гнев, при сильном раздражении жестоки и не помнят, что делают, успокаиваются, только разрядившись на ком-нибудь.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
Вне приступов гнева - добросовестность, аккуратность, любовь к детям.
Предпочитаемая деятельность: физический труд, атлетические виды спорта, из-за неуживчивости часто меняют место работы. Рекомендации: Необходимо развивать выдержку и самоконтроль.
Слайд 28Как родители могут помочь подростку в процессе взросления:
1. Сделайте ваш дом
как можно уютнее и стабильнее.
2. Используйте тонкий подход к воспитанию подростка и поддерживайте любую созидательную групповую деятельность.
3. Не вините его в желании вырасти, особенно в его потребности отделиться от вас.
4. Установите наиболее демократичные правила в семье.
5. Прислушивайтесь к мнению и точке зрения подростка. Переходный возраст - это возраст сумятицы. Ваше восприятие его чувств поможет сократить степень внутренней сумятицы подростка.
6. Подростку нужно признание и чувство компетентности.
7. Считайтесь с его потребностью отмалчиваться какое-то время.
Слайд 29Жизнь с подростком
Установите основные правила в вопросах, которые можно регулировать, и
придерживайтесь их. Хотя подростки и говорят о свободе, на самом деле они хотят знать, где пределы допустимого, и чувствуют себя неловко и неспокойно при полном отсутствии ограничений. Подведение черты - это одно из проявлений любви. За каждым ребенком должна быть закреплена какая-то ответственность - мытье посуды, уборка и т.д. Избегайте устанавливать правила, которые трудно исполнять. Есть что-то деморализующее в нарушении правил или попытках обойти их.
Давайте подростку возможность участвовать в обсуждениях семьи. Это не значит, во всем потакать ему. Но признавайте за ним право голоса в вопросах, касающихся всей семьи. Стоит ли вам построить крыльцо или купить трейлер? Вам представилась возможность найти работу в другом городе; как он относится к переезду? Сложно ожидать от ребенка уважения к семейным обязанностям, если у него не было возможности почувствовать вкус семейных привилегий.
Относитесь к своему ребенку как к индивидуальности - а не к воплощению или продолжению ваших надежд. Вы можете советовать и одобрять, но не можете управлять его кораблем.
Слайд 30Навыки общения
Из многих трудностей, которые испытывают дети в своих отношениях с
родителями или другими авторитетными взрослыми, самая угнетающая - это, пожалуй, разговоры впустую, когда их не слушают, не принимают в счет или не понимают. Повторяющаяся картина неудавшейся передачи своих чувств, предпочтений, желаний и мыслей рано или поздно ведет к болезненной раздражительности и сомнениям относительно личной самооценки. В результате у ребенка развивается комплекс неполноценности.
В любом возрасте возможность быть понятым именно так, как мы пытаемся выразить себя - это сам по себе богатый жизненный опыт. Это приглашение в новую жизнь. Взрослые могут подходить к отношениям друг с другом с точки зрения их прошлого опыта и исходя из этого решать, до какой степени они согласны посвятить себя новым отношениям. У детей же еще не выработалась иммунная система самозащиты от раздражений, недоразумений и отказов. Их слова полностью выражают их суть: чувства, мысли, дух и т.д.
В мире детей общение проявляется в виде спонтанных самовыражений, каковые подтверждают себя, если принимаются слушающими. Однако, принятие - это не значит как-то отметить, согласиться или одобрить сказанное. Это, скорее всего, действие восприятия жизни глазами ребенка и передачи ее глазами взрослого - теплое, заверяющее чувство, которое передает следующее: "Я понимаю. Я слышу. Мне интересно тебя слушать". Ответ слушателя может выражаться просто в кивке, но этот знак внимания вдохновляет ребенка. Он способствует развитию положительной самооценки. Когда предлагаемое ребенком принято и заверено, это помогает ему расти. Когда же его предложения натыкаются на стену неприятия, он чувствует себя скованным и использует энергию и таланты более ограниченно. Это двухсторонний процесс предложения и принятия.
Слайд 311. Зачем нужны слова поддержки? Почему это так важно?
а) Чтобы выработать
чувство уверенности в себе.
б) Приучить к самостоятельности.
2. О поддержке:
Знайте способы поддержки:
- акцентируйте действие, не действующее лицо;
- подчеркивайте дело и удовольствие от работы;
- подчеркивайте позитивные результаты, удовольствие от достигнутого;
- "Мне понравилось, как ты сделал это!"
- "В особенности, мне понравились ручки!"
- "У тебя всегда много идей"
3. Делайте положительные комментарии, избегайте отрицательных "не делай", "не так", "не правильно"...
4. Старайтесь не строить одной рукой, одновременно ломая другой: "Какой ты молодец! Во время собрался! Всегда бы так!"
5. Позволяйте определенные права и привилегии, особенно с младшими детьми.
Слайд 327. Аккуратно обращайтесь со сравнениями:
а) Признавайте сделанное кем-то, не сравнивая его
с другими.
б) Если кто-то начинает сравнивать себя с кем-то, скажите: "Но мне нравится, как ты сделал это".
8. Держите наготове несколько вдохновляющих фраз:
а) Помоги мне, пожалуйста, ...
б) Что ты думаешь об этом?
в) (Если возникло разногласие) Мне жаль, что ты так думаешь, но это твое право.
г) Мне кажется, ... но твое право...
д) Я рад, что ты смог сделать ...
е) Спасибо за то, что ты сделал.
ж) Сначала всегда трудно.
з) Давай разберемся, почему это не получилось.
и) Я очень рад, что эта одна деталь не остановила тебя от...
Слайд 33Принятие решений в семье
Умение совладать с конфликтами - это проверка прочности
семейных отношений. Умение принимать решения и работать над достижением общих целей важно для развития положительной самооценки каждого члена семьи. В семьях, где споры - частое явление, и выбор остается за одним-двумя людьми, члены семьи редко приходят к согласию, и время для принятия решения либо слишком коротко, либо затягивается на долго. Возникает ситуация, кто кого пересилит, и сильным эмоциям не чинятся преграды.
Одна задача заключается в том, как научить семьи достигать решений, в особенности в конфликтных ситуациях, так, чтобы никто не должен был прибегать к чрезмерной силе и контролю. Мы стараемся построить семейный союз, то есть возможность для всех членов семьи делиться такими соображениями в принятии решения, чтобы все могли прийти к согласию. Такой метод уважает индивидуальность каждого члена семьи. С помощью этого метода семьи могут находить ответы на свои проблемы. Члены семьи не борются друг с другом, а скорее работают рука об руку, выполняя общее дело. Ниже следуют 6 логических шагов в принятии решений:
Слайд 34Шаг первый:
- определите проблему или тему обсуждения;
- выберите подходящее для всех
время;
- убедитесь в том, что все члены имеют право голоса и что все мнения внимательно выслушиваются без немедленной реакции;
- не оставляйте какую-либо стадию без четкого представления проблемы каждым членом семьи;
- проверьте, насколько хорошо все понимают, о чем идет речь. попросив каждого объяснить суть дела;
- избегайте унижений или обвинений;
- дайте всем ясно понять, что принятие приемлемого для всех решения - дело каждого.
Шаг второй:
- ищите альтернативу или другие варианты;
- добивайтесь активного участия каждого;
- найдите время для того, чтобы продумать другие возможные варианты;
- сделайте список; очень помогает записывать возможные решения;
- вносите в список любые предлагаемые решения, не важно что это;
- не реагируйте ни положительно, ни отрицательно, и никакими другими способами не передавайте вашего неприятия предложенной идеи.
Шаг третий:
- обсудите варианты;
- сведите список до двух-трех решений;
- определитесь в том, что кажется возможным решением, а что нет;
- обсудите последствия возможности для каждого и рассмотрите, реально ли применить данное решение;
- честность и открытость - важный фактор в обсуждении решения.
Слайд 35Шаг четвертый:
- достигните решения;
- будьте точны;
- не уклоняйтесь от конкретной проблемы;
-
не относитесь к решению как к окончательному и неизменному факту;
- убедитесь, что решение всем понятно;
- решение должно быть таким, чтобы все более или менее сходились на нем и не возражали сделать свою часть дела;
- подчеркивайте положительные результаты решения. Укажите, но не подчеркивайте отрицательные последствия, если кто-то не захочет участвовать в разрешении конфликта;
- не грозитесь наказанием;
- запишите окончательное решение, и что каждый решил сделать;
- убедитесь, что все ясно представляют себе, что кто делает, когда, где и т.д.
Шаг пятый:
- начните работать над решением;
- продумайте, как можно "помочь" другим принять решение. Для этого могут потребоваться перемена обстановки и привычного способа действия.
Шаг шестой:
- обсуждайте и планируйте;
- установите определенное время для переоценки решения;
- может случиться, что решение нужно немного изменить;
- новое решение нужно будет обсудить, если у кого-то возникнет такое желание.
Слайд 36Акцентуации личности и их роль в профессиональной деятельности
Гипертимический тип. Для
них подходят такие виды деятельности, где уместна инициатива, риск, решительность, скорость, но в то же время нет нужды решать проблемы, требующие осторожного и обдуманного подхода.
Дистимический тип. Достигают высоких результатов там, где не требуется быстроты, энергичности, постоянного общения, принятия ответственных решений.
«Застревающий» тип. Это неутомимые и целеустремленные труженники, обладающие чувством долга, принципиальные, требовательные к себе и другим, настойчивые и последовательные. Переговорная деятельность им просто противопоказана.
Эмотивные личности хорошо работают там, где предполагается понимание человеческих эмоций.
Педантичный тип. Из них получаются прекрасные бухгалтера, экономисты, финансисты. Они незаменимы в работе, для выполнения которой требуется большая точность и аккуратность.
Слайд 37
Тревожный тип. Окажут наибольшую пользу как аналитики, консультанты или эксперты.
Циклотимный тип.
Они плохо работают в команде, для них предпочтительнее работа по индивидуальному графику с персональной ответственностью.
Демонстративный тип. Они прекрасно подходят для выполнения представительских функций, проведения презентаций и своеобразной рекламы действий и идей.
Возбудимый тип. Такие люди много внимания уделяют своему физическому здоровью в отличие от интеллектуального развития.
Экзальтированный тип. Имеют хороший вкус: из них получаются хорошие художники, дизайнеры, оформители.
Слайд 38В заключение хочется отметить, что любые акцентуации могут положительно воздействовать на
развитие личности и жизнь человека, если их вовремя распознать и направить в нужное русло. В человеке нет ничего лишнего, отмечают специалисты. И именно среди таких людей очень часто встречаются личности с яркими творческими проявлениями, способные на неожиданные нестандартные решения, отличающиеся поражающей артистичностью или уважительной дотошностью, систематичностью и гиперотвественностью, которые вызывают искреннее восхищение и признание у окружающих!