Слайд 1Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей.
Решетникова Е.Н.
(из опыта работы)
Слайд 2.
Изучение народного творчества является приоритетным направлением образовательной программы БДОУ г. Омска
«Центр развития ребёнка - детский сад № 341».
Народное творчество – это художественное искусство, которое создаёт народ: фольклор, народная поэзия, театр, музыка, танец, изобразительное и
декоративно -прикладное
искусство,
архитектура
Слайд 3
К декоративно-прикладному творчеству относится раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий,
имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.
Основные виды ДПИ: батик, гобелен, нитяная графика, кружевоплетение, художественная резьба, керамика, бисероплетение, вышивка, вязание, макроме, мозайка, квиллинг, ковроделие, ювелирное искусство, лаковая миниатюра, художественная роспись по дереву, художественная роспись по металлу, художественная роспись по керамике ( гжель, дымковская, филимоновская игрушка, лепка, графика), художественное вырезание из бумаги, художественная обработка кожи, художественная обработка металла, пирография ( выжигание по дереву, коже, ткани и т.д.),оригами, работа со стеклом ( вмтраж, витражная роспись, мозаика), набойка, песочное шоу.
Слайд 4
В программе по изодеятельности д.п.и занимает
значительную часть. Дети знакомятся
с народной
росписью ( хохлома, городецкая, мезенская,
жостово и т.д.), с народной игрушкой (матрёшка, богородская, архангельская, дымковская,
филимоновская, каргопольская и т.д.),
керамическими изделиями. Знакомство с изделиями народных мастеров помогают развивать речь у детей, воспитывают внимание и бережное отношение к окружающей среде, т.к. декоративно – прикладное
искусство по своим мотивам
близко к природе.
Слайд 5
В процессе образовательной
деятельности мы не забываем
и о региональном компоненте,
знакомимся с матрёшкой из
села « Подгородка», с
урало-сибирской росписью, с коллекцией
народной игрушки в Омском краеведческом музее.
Через народное творчество происходит воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств личности, развиваются художественно-творческие способности у детей.
Слайд 6Детское творчество интенсивно обогащается, если воспитатель использует на занятии поэзию, музыку,
эмоциональный рассказ. Это помогает развитию воображения. Функция слова очень велика, она способствует образному восприятию увиденного чужими глазами.
Слайд 7В непосредственно образовательной деятельности используются игровые приёмы для объяснения предстоящей работы.
Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно – дидактические игры. В конце НОД используется приём обыгрывания выполненного. НОД построена так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища, обосновывать свой выбор, «Мы - ребята мастеровые, у нас игрушки расписные» и т.д.
Слайд 8
Используемые технологии:
Педагогическая технология художественно-творческого
развития детей дошкольного возраста.
Педагогическая технология развития самостоятельности
детей дошкольного
возраста
Педагогическая технология развивающих игр.
Педагогическая технология метод проектов
Слайд 9Для организации НОД по декоративной лепке с детьми используем глину, солёное
тесто и пластилин. Глина – это основной материал для обучения детей лепке прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов.
Слайд 10
Не забывали познакомить родителей с нашими успехами. Устраивали выставки детских работ
в приемной, где родители могли оценить творческие способности детей, а также выступления на родительских собраниях, где привлекали внимание родителей к народному искусству.
Организовывали индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытой НОД, мастер-классы, конкурсы совместных работ и анкетирование по вопросам
Слайд 11
Работа с педагогами также предусматривает беседы, консультации по развитию творческих способностей,
проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытой НОД по декоративно-прикладному искусству, изготовление игрушек и наглядного материала.
Большое внимание в своей работе при знакомстве дошкольников с изделиями народного творчества уделяем необходимому демонстрационному материалу. Не всё, что хотелось, можно было купить, поэтому, как обычно, приходиться немного потрудиться самим.
Слайд 12В нашей работе широко используются технические средства обучения: музыкальный центр, ноутбук,
проектор, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.
Слайд 13Подводя итог, мы можем сказать, что в своей работе используем следующие
методы:
1. Выбираем программу, направления, а также свою позицию в процессе развития творческих способностей.
2. Подбираем соответствующее оборудование.
3. Развиваем творчество в НОД по рисованию, лепке, используя цвет, форму и движение.
4. Используем наблюдения, организуя работу детей под влиянием впечатлений.
5. Используем чтение художественной литературы, особенно сказок, поскольку этот жанр наиболее близок детям дошкольного возраста, музыку.
6. Знакомим с изделиями народных мастеров.
7. Развиваем творчество в процессе различных видов игр дошкольников.
8. Систематизируем НОД, используем анализ детских работ.
Слайд 14Наши праздники и развлечения:
Праздник «Свистунья»
Развлечение «Весёлая ярмарка», «Сказочная карусель»
Интегрированное развлечение «Путешествие
в село Дымково»
Развлечение «Путешествие в Дымковскую сказку», «Весёлые узоры».
Вернисаж дымковской игрушки «Народное творчество в поделках»
«Ярмарка дымковских игрушек»
Слайд 15ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формируя устойчивый интерес к народному творчеству и знания о народных промыслах,
мы воспитываем уважение к народным традициям, а это важное социально-нравственное качество личности.