Слайд 1Муниципальное бюджетное 
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида
                                                            
                                    г. Североморска
Опыт работы по теме
Развитие вокально-хоровых навыков старших дошкольников
Музыкальный руководитель
Лабутина Нина Викторовна
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Актуальность выбранной темы
  В дошкольном возрасте создаются условия для получения
                                                            
                                    детьми удовольствия от музыкальной деятельности и общения, которое её сопровождает, а вокальное искусство и активная эстетическая деятельность создают атмосферу свободы самовыражения, вызывают  радость от коллективного исполнения, наполняют особой энергией творчества, т.е. оказывают влияние на формирование духовно-эстетических потребностей дошкольников.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3«Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а
                                                            
                                    пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры». 
             (Золтан Кодаи)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Новизна и педагогическая целесообразность опыта 
В опыте систематизированы инновационные методы 
                                                            
                                    работы с детьми по развитию вокально-хоровых навыков;
Представлены формы работы с родителями, направленные на повышение их компетентности в вопросах развития музыкальности детей;
Разработан диагностический инструментарий по определению уровня развития певческих навыков;
Составлены психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по охране детского голоса.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Противоречия между реальным и желаемым
  Новейшие научные исследования в области
                                                            
                                    музыкальной педагогики и опыт работы дошкольных учреждений направлены на повышение  уровня музыкальной культуры дошкольников, но современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, что свидетельствует о недостаточном уровне овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Цель работы
Совершенствование певческого 
голос и вокально-слуховой координации у дошкольников 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Задачи
1. Воспитывать любовь и интерес к пению;
2. Формировать вокально-хоровые навыки (певческая
                                                            
                                    дикция, дыхание, правильное звукообразование, чистота интонации, слаженность);
3. Развивать способность к эмоциональному выразительному исполнению песен;
4. Расширять певческий опыт и вокальный репертуар: подводить к исполнению нескольких песен разных по тематике, характеру, жанрам;
5. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него;
6. Развивать музыкальную память.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Методологические основы
     Данный опыт основан на:
теоретических подходах
                                                            
                                    к изучению природы детского голоса (Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов); 
изучении системы работы по развитию певческих  навыков детей старшего дошкольного возраста ( Б. Асафьева, К. Орфа, В. Келлера, З. Кодаи, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного);
научных исследованиях по развитию вокально – хоровых навыков дошкольников (Л.Б. Безбородовой, Л.Г. Дмитриевой, В.М, Никитиной, Г.А. Стуловой, Н.М. Черноиваненко и др.);
методиках и рекомендациях (М.Ю. Картушиной, 
   В.В. Емельянова, О.В. Кацер, Е.Н. Тиличеевой);
современных музыкальных концепциях 
   педагогов - новаторов В. Жилина, Т. Боровик,
   Т. Тютюнниковой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Система работы
 Работа с детьми:
  Непосредственно образовательная деятельность ;
 
                                                            
                                    Совместная деятельность музыкального руководителя и детей;
  Самостоятельная деятельность дошкольников.
 Взаимодействие с семьями воспитанников: 
  Знакомить родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей;
  Раскрывать возможности влияния музыки на  психоэмоциональное  развитие, формирование детско-родительских отношений и семейных традиций;
  Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ;
 Повышение профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Этапы работы над темой
Подготовительный: 
Организация предметно-развивающей среды;
Анализ психолого-педагогической литературы;
Мониторинг развития вокально-хоровых
                                                            
                                    навыков детей;
Определение предполагаемых результатов;
Составление календарно-тематического плана работы с детьми;
Перспективное планирование работы с родителями.
Основной:
Внедрение в практику разработанных мероприятий с детьми, родителями, педагогами.
Итоговый: 
Повторный мониторинг, анализ полученных результатов;
Подведение итогов; 
Разработка рекомендаций ;
Прогнозирование дальнейшей деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Предполагаемые результаты
  К концу обучения дети должны:
- проявлять интерес к
                                                            
                                    пению, исполнять песни различные по характеру, тематике, жанрам;
- петь  в удобном диапазоне, исполняя песни выразительно, правильно передавая мелодию;
-  уметь петь коллективно и индивидуально, с сопровождением и без  него;
- иметь сформированные базовые вокально-хоровые навыки (поют естественным голосом, чётко артикулируют 
все слова, удерживают на дыхании небольшую 
фразу); 
- петь слаженно, одновременно начиная и 
заканчивая исполнение каждого куплета;
- осознанно контролировать слухом собственное 
 пение.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 121. Певческая установка.
2. Вокальные навыки:
   - певческое дыхание;
 
                                                            
                                     - звукообразование;
   - дикция.
3. Хоровые навыки:
   - строй;
   - ансамбль.
Основные средства формирования 
и развития певческих навыков у детей 
дошкольного возраста
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Вокальные навыки – взаимодействие 
звукообразования, дыхания и дикции
Певческое дыхание - основа
                                                            
                                    вокальной техники.
Звукообразование - естественное, легкое, ненапряженное пение, напевное (протягивая звуки), спокойное, без толчков.
Дикция - чёткое произнесение всех звуков в словах песни, способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Хоровые навыки
Строй – чистота интонации, строй связан с развитием слуха (ладового
                                                            
                                    чувства и музыкально-слуховых представлений); 
Ансамбль – согласованное пение. Чувство ансамбля требует слухового внимания, умения слышать друг друга.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Методические приемы по пению, 
используемые в работе с дошкольниками
  Пение
                                                            
                                    вслух, про себя 
  Эхо
  Цепочка 
  Хлопаем и маршируем
  Пение закрытым ртом «м…»
  «М…» с переходом на «а…»
  Пение «по секрету»
  Пение по сигналу
  Вокализация мелодии «а…»
  Пение piano 
  Хор и дирижер
  Пение с транспонированием мелодии
  Показ карточек с положением губ
  «Музыкальная лесенка»
  Пение a'cappella
  Сольное и ансамблевое пение
  Пение дуэтом «Помоги другу»
  Часики-ходики «хлоп-топ»
  Пение со слогами (ду-ду, ла-ла)
  Пение музыкальных интервалов 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Перспективный план работы с родителями
Цель: повышение педагогической компетентности родителей
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17 Критерии качества освоения ребёнком певческой деятельности (по Э.П.Костиной)
 
 Высокий уровень
                                                            
                                    – ребёнок  исполняет песню самостоятельно, естественно, непринуждённо, эмоционально; точно интонирует мелодию и ритм, исполняет на одном дыхании фразы песни, соблюдает правила певческой дикции, с удовольствием исполняет песни в свободной деятельности.
 Средний уровень – ребёнок исполняет правильно многие песни, в достаточной мере владеет вокальными навыками, но испытывает трудности в чистоте интонирования мелодии и передаче ритмических особенностей, затрудняется самостоятельно исполнять песни без поддержки инструмента. Любит петь вне занятий, но исполняет их зачастую неверно.
Уровень ниже среднего – ребёнок имеет слабые музыкально-эстетические певческие представления: не может вспомнить ни одной песни, отказывается петь индивидуально, неправильно (или частично) интонирует мелодию, ритм. Не проявляет интереса к пению, в повседневной жизни почти не поёт.
 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18
Мониторинг развития 
вокально-хоровых навыков 
детей старшего дошкольного возраста
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Результаты работы 
 Дети:
Проявляют  интерес к пению;
Показывают высокий уровень развития
                                                            
                                    вокально-хоровых навыков;
Умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру, жанрам, тематике песни; 
Могут исполнять песни самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него;
Проявляют музыкальные способности.
  Родители:
 Познакомились с возможностями детского сада в музыкальном воспитании  детей;
 Имеют представление о влиянии музыки на  психоэмоциональное  развитие дошкольников, формирование детско-родительских отношений и семейных традиций;
 Принимают активное участие в разнообразной совместной музыкально-художественной деятельности.
  Педагоги:
 Повысилась компетентность педагогов в вопросах  музыкального воспитания дошкольников.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Рекомендации по обучению пению 
и охране детского голоса
Занятия с детьми проводить
                                                            
                                    в хорошо проветренных помещениях;
Выбор песенного репертуара осуществлять с учётом диапазона голоса детей дошкольного возраста;
Количество песен на музыкальном занятии подбирать в с учётом возрастных особенностей дошкольников;
Следить, чтобы дети пели без напряжения, не кричали;
Удерживать детей от длительного громкого пения;
Пение должно быть естественным нефорсированным;
Учить брать дыхание перед началом пения и между фразами, а не посередине слова;
Недопустимо исполнение детьми песен из репертуара взрослых;
Не петь на улице при низкой температуре воздуха;
Не использовать фонограмму при разучивании песен.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21 Вывод
  Таким образом, систематичная, целенаправленная работа по развитию вокально-хоровых
                                                            
                                    навыков способствует становлению полноценной творческой личности, развитию духовно-эстетических потребностей дошкольников, сохранению и укреплению психо-эмоционального здоровья детей. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса. 
  Комплексный подход, интеграция содержания музыкального образования в различных видах детской деятельности, использование разнообразных методов и приёмов развития певческих и вокально-хоровых навыков, дифференцированный подход к детям, учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, активное заинтересованное отношение родителей способствовало достижению положительных результатов. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Распространение опыта:
Муниципальный уровень:
2009 г.– ГМО музыкальных руководителей, круглый стол «Подарите детям
                                                            
                                    радость. Праздники и досуги в детском саду (коллекция идей)», сообщение из опыта работы «Оформление зала и сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях».
2010г. – ГМО музыкальных руководителей, Педагогические чтения «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования как один из основных документов ДОУ», выступление «Обзор новинок методической литературы». 
2011 г. – ГМО воспитателей групп раннего возраста, семинар-практикум «Организация физкультурных занятий в группах раннего возраста». Участие в открытом сюжетном занятии в 1 младшей группе «Прогулка с зайчиком в осенний лес».
2013 г. - МО учителей музыки. Семинар: «Найти свой голос, найти свою песню», выступление по теме «Охрана детского голоса».
 Областной уровень:
2013 г. – МГГУ, Педагогическая мастерская «Образовательная деятельность ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования» для студентов Психолого- педагогического института Мурманского государственного гуманитарного университета. Выступление с докладом «Музыкально-дидактические игры в развитии музыкальных способностей дошкольников».
                                
                            							
                                
							 
														
						 
											
                            Слайд 23 Всероссийский уровень:
2010 г. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», организованный
                                                            
                                    издательским домом «Первое сентября». Публикация опыта работы по музыкальному воспитанию Праздник 8 Марта для дошкольников 6–7 лет "Поздравляем с женским днем" представлена на сайте http://festival.1septembеr.ru).
2013 г. – публикации на сайте «Социальная сеть работников образования» http://nsportal.ru;
- консультация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии» http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/vzaimodeystvie-muzykalnogo-rukovoditelya-i-vospitatelya-na-zanyatii;
- методическая разработка «Нетрадиционное оборудование в организации и проведении утренников и развлечений. Сюрпризные моменты» http://nsportal .ru/detskiy-sad/raznoe/ netraditsionnoe-oborudovanie-v-organizatsii-i-provedenii-utrennikov-i;
- консультация «Охрана детского голоса» http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe /okhrana-detskogo-golosa ;
- сценарий осеннего праздника «Солнышко и тучка» http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/stsenariy-osennego-prazdnika-solnyshko-i-tuchka .
2013 г. – публикации на сайте «Ресурсы образования» http://www.resobr.ru/ personal/articles/.
- досуг «Наши мальчики» http://www.resobr.ru/materials/ 1462/49339/; 
- конспект занятия «Знает каждый гражданин – этот номер – 01» 
http://www.resobr.ru/materials/1466/49337/;
- конспект занятия по музыкальному воспитанию в подготовительной группе http://www.resobr.ru/materials/ 1462/49336/;
- сценарий утренника «В поисках Деда Мороза» http://www. resobr.ru /materials/1381/48520/.