Слайд 1В гостях у местоимения
Урок - путешествие
Государственное общеобразовательное учреждение
лицей № 389
"Центр экологического образования"
Кировского района Санкт-Петербурга
Учитель русского языка и литературы
Тимофеева Валентина Васильевна
Слайд 2
Мы о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Все силы отдаем сполна-
МЫ
ЗАМЕНЯЕМ ИМЕНА!
Слайд 4В город Местоимёнск попасть не так-то просто: ворота закрыты
Слайд 5Задание
Назовите, пожалуйста, местоимения, состоящие из 1, 2, 3, 7, 9 букв.
Я;
ТЫ; ОНИ; КТО-ЛИБО; КТО-НИБУДЬ
Слайд 6Что может помешать нам путешествовать по улицам города? (Слово из 2-х
Слайд 7
«Где мой дом?» на главной площади 9 домиков. Почему?
Слайд 8«Где мой домик?»
Прочитайте предложения. Определите разряд местоимения. Расселите их по домикам.
Работайте в парах.
(см.карточку 1).
Слайд 9«Где мой домик?»
1. Отрицательное (никто);
2. Указательное (это);
3. Определительное (всякого);
4. Возвратное (себя);
5.
Вопросительное (кто);
6. Личное (ко мне);
7. Притяжательное (свои);
8. Неопределенное (кое-какие);
9. Относительное (которое);
Слайд 10Домик 1. «Почта»
Работайте самостоятельно.
Дорогие друзья!
(Мы) путешествую с ребятами
по городу Местоимёнску, (которая) находится в стране (М,м)орфологии. (Эти) город очень инт ..ресный. (Он) ул..цы з..лёные и кр..сивые. (Мы) и р..бятам нравится. (Он) помогли (я) грамотно нап..сать (этот) п..сьмо. (Он) жив и здоров. (До) свидания. Скоро пр..еду. (Твой) Незнайка.
Слайд 11Проверка: сравните ваш результат с доской.
Дорогие друзья!
Я (м.р.,
ед.ч.,им.п.) путешествую с ребятами по городу Местоимёнску, который (м.р., ед.ч.,им.п) находится в стране Морфологии. Этот (м.р., ед.ч.,им.п.) город очень интЕресный. Его (м.р., ед.ч., в.п.) улИцы зЕлёные и крАсивые. Мне (м.р., ед.ч., д.п.) и рЕбятам нравится. Они (мн.ч.,им.п.)помогли мне (м.р., ед.ч., д.п.) грамотно напИсать это (ср.р.,ед.ч., в.п.) пИсьмо. Я (м.р., ед.ч.,им.п.) жив и здоров. До свидания. Скоро прИеду.
Ваш (м.р., ед.ч., им.п.) Незнайка.
Слайд 12Домик 2. Самый маленький домик (?)
СЕБЯ
Любит дружить с фразеологизмами.
Объясните значение
фразеологизмов, составьте с некоторыми из них предложения с однородными членами. Работайте самостоятельно. Выполните работу письменно
ЧИТАТЬ ПРО СЕБЯ, ВЛАДЕТЬ СОБОЙ, ВЫХОДИТЬ ИЗ СЕБЯ, СУДИТЬ ПО СЕБЕ, УЙТИ В СЕБЯ, НЕ ПОХОЖ НА СЕБЯ, СЕБЕ НА УМЕ.
Слайд 13Светофор
«зеленый свет» - относительное местоимение.
«красный свет» - вопросительное местоимение.
Слайд 14Домик 3. Домик без названия
Не - Ни-
-то
-либо -нибудь
Кое-
Слайд 15Домик без названия
Напишите в своих тетрадях под диктовку словосочетания.
Слайд 16Домик 4. Зоопарк
В зоопарке работает дворник, который НИКОГДА НИ С ЧЕМ
и НИ С КЕМ не соглашается.
В этой связи он получил прозвище ИВАН - ?
Отрицательный
Слайд 17Зоопарк
Вера Чаплина «Кинули»
Послушайте рассказ, выпишите из него 2 отрицательных местоимения. Объясните
их правописание.
Слайд 18Домик 5. «ЖАДИНЫ»
Если платок, то чей?
Шарф?
Книга?
Ручка?
Солнце?
(Мой).
(Твой).
(Наша).
(Ваша).
(Наше).
Ответьте на вопросы хором:
Слайд 19Домик 6. «УКАЗОК»
Напишите в группе миниатюру на тему «За
грибами»,используя данные словосочетания:
на то место, столько грибов, такие хорошие, крепкие; в этом лесу.
Слайд 20Домик 7. «Определенный»
Работайте самостоятельно. Вставьте определительные местоимения в текст вместо пропусков.
Ребята! … из вас после окончания школы может выбрать … профессию. Нужно только понимать, что … работа требует упорства, и надо учиться уже в школе преодолевать … трудности.
Слайд 21Проверьте себя
Проверьте работу соседа по парте, сравнив ее с правильным текстом.
Ребята!
Каждый из вас после окончания школы может выбрать любую профессию. Нужно только понимать, что всякая работа требует упорства, и надо учиться уже в школе преодолевать все трудности.
Слайд 22Подведем итог и улыбнемся
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых
поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у нас весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать : «Отойди от будки!
Детям надо наполнять ихние желудки!»
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки!
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день !»
Говорю про поросят – намекаю на ребят.
То, что можно поросятам,
Непростительно ребятам.
Слайд 23Подведение итогов (Рефлексия)
- Понравилось вам путешествие?
- Какое орфографическое правило вам запомнилось
лучше всех?
- Какое задание на уроке вам интереснее всего было выполнять?
Какое задание вам показалось наиболее простым/сложным?
Домашнее задание:
Попробуйте создать кроссворд по теме «Местоимение».