Слайд 1Проблемы и перспективы развития личностно-ориентированного обучения на современном этапе
УМК «Перспективная начальная
школа»
Ямшинина Светлана Николаенва
Слайд 2Цели и ценности современной общеобразовательной школы:
- создать наиболее благоприятные условия для
развития личности ученика как индивидуальности;
- раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Слайд 3Задача:
квалифицированное педагогическое изучение каждого ученика как индивидуальности
проблема
Слайд 4 Как решить?
Необходима не изолированная, а
единая для всех, но разнообразная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя не боясь быть отвергнутым, не принятым
Слайд 5
Дифференциация образования не цель, а средство развития
и становления индивидуальности
Только раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе
Слайд 6Цель личностно-ориентированного обучения
- признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, через
создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов
Слайд 7Личностно-ориентированное образование:
признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в её
самобытности, уникальности, неповторимости;
наличии альтернативных форм образования в виде различных типов образовательных учреждений, позволяющих осуществлять дифференцированный, разноуровневый подход в обучении;
предоставлении каждому ученику права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.
Слайд 8Личностно-ориентированное образование:
Кем быть
Слайд 9 Перед системой образования встает глобальная проблема - своевременно подготовить
людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде общества
Учебно - методический комплект
Слайд 10Основные критерии оценки качества современного УМК для младших школьников
соответствие содержания и
требований Государственного стандарта,
методическая связь с учебной программой;
реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;
индивидуализация образования посредством системы разноуровневых заданий, позволяющей построить дифференцированное обучение;
организация учебного материала с возможностью самостоятельного получения знаний;
Слайд 11проблемное изложение материала (анализ фактов и явлений, допускающий различные интерпретации);
создание условий
для самообразования и формирования у учащихся приемов состоятельной работы и самоконтроля;
развитие коммуникативно-познавательной активности каждого ребёнка;
создание условий для межпредметных взаимосвязей, формирующих у учащихся целостную картину мира; наличие указаний на методы и формы
работы с данным учебником, совместимость учебника с другими средствами обучения;
Слайд 12соответствие возрастным особенностям ученика, учет психологических особенностей учащихся, что должно выражаться
в наличии продуманной системы заданий, их разнообразии; творческом характере заданий, направленных на активизацию познавательной деятельности ученика, на
создание положительной мотивации.
Слайд 13Учитель, проектирующий личностно – ориентированный урок, опирается не следующие принципы его
построения:
- приоритет индивидуальности;
- вариативность;
- открытость.
Слайд 14Концепция личностно-ориентированной постразвивающей системы обучения «Перспективная начальная школа»
1. Межпредметные связи
(теоретические и методические);
2. Коммуникативные УУД;
3. Практическая составляющая теоретических знаний (содержательная и организационная);
4. Развитие устной и письменной речи;
5. Работа с разными источниками информации (учебник, справочники, научно-популярная и художественная литература, интернет).
Слайд 15Приоритеты личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»
1. Новые формы коммуникации на
уроке (клубная работа – как новая форма самостоятельного детского познания и творчества, как новая форма коммуникации детей и взрослых; практико-ориентированный проект по изучению родного края с поэтапными годовыми отчетами)
2. Новые формы контроля (контроль - как способ обозначения проблемы, способ вскрытия того противоречия, которое присуще не столько данному ребенку, сколько индивидуальному подходу к нему.
3. Новые представления об уроке и его результативности
(урок - как продолжение длящегося диалога с детьми, а не как композиционно законченная единица учебного процесса, удобная для обозрения проверяющего.
Слайд 16
Универсальные учебные действия
(стандарт второго поколения)
- Личностные УУД (самоопределение,
нравственно-этическое оценивание …)
- Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логические…)
- Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …)
- Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
Слайд 17«Активные» формы организации учебных занятий:
учебная экскурсия и учебный поход;
урок решения
задач, практически значимых для изучения окружающего мира;
практикум с использованием лабораторного оборудования, справочников, интернета;
урок в музее, библиотеке, интернет-клубе;
заседание научного клуба школьников;
«метод проектов».
Слайд 18 единая внешняя интрига;
единое коммуникативное пространство;
общие сквозные герои;
раскрытие
разных точек зрения на любое изучаемое явление;
механизмы удержания целостной картины мира;
работа клубов младшего школьника.
Механизмы формирования
УУД:
Слайд 19
Механизмы формирования
УУД
Общие сквозные герои
Слайд 20
Механизмы формирования
УУД
Раскрытие разных точек зрения на любое изучаемое явление
Слайд 21Работа клубов
Типические свойства нового УМК:
комплектность
инструментальность
интеграция
интерактивность
Слайд 22«…поддержка внеурочных, внешкольных и внеучебных достижений школьников, их проектов и социальной
практики» (Стандарты второго поколения)
Внеурочная деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной сотавляющей БОП, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования;
занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования ФГОС.
Слайд 24Интерактивность -
обеспечивает организацию учебно-воспитательной деятельности ребёнка и взрослого за рамками урока,
используя метод дистанционного (опосредованного) педагогического сопровождения посредством переписки или обращения к компьютеру (Интернет).
Слайд 25Научный клуб младшего школьника
В содержание гуманитарных учебников включена ПЕРЕПИСКА со школьника-ми,
которая ведется в течение шести лет по линии двух научных клубов:
«Ключ и заря» (русский язык и литературное чтение) и «Мы и окружающий мир».
Учителя, работающие по комплекту, объединены в научно-методический клуб профессионалов «ЖИВАЯ ШКОЛА».
Слайд 27Анкета участника клуба
Фамилия Имя Отчество
Адрес
Номер школы
Сколько человек в классе
Фамилия, имя, отчество
учительницы
Адрес:
Кому: Клуб «Ключ и заря»
Академкнига/Учебник
Куда: Москва, ул. Профсоюзная
Дом 90, комн.607
Индекс: 117997
Слайд 28Сертификат клуба младшего школьника
олимпиады
творческие конкурсы
портфолио
Сертификат выдан
Слайд 29Проектная деятельность
Основные термины и принципы организации работы над проектами:
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
- направлены на достижение конкретных целей;
- включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- в определенной степени неповторимы и уникальны.
Слайд 30 Метод проектов как педтехнология организации
решения детьми значимой практической, теоретической,
познавательной проблемы
Изучение родного края (проблема)
1 класс. «Деревья родного края –Т, «Путешествия плодов и семян родного края - Т», «Перелетные птицы – Т», «Помощь птицам зимой -Т», «Первоцветы-Т», «Предупредительные знаки» по охране природы родного края-Т.
Вступление в клуб «Мы и окружающий мир»: Растения и животные родного края занесены в Красную книгу (фотографии, рисунки).
Слайд 31Проектная деятельность
Изучение свойств воды (водоём, водопроводный кран, колодец)
Деревья-долгожители
как природные памятники.
Систематизация деревьев, кустарников, травянистых растений по основанию «продолжительность жизни».
Конкурс «Экологические знаки».
Имя города, села, поселка. Достопримечательности.
2 класс- научный клуб младшего школьника (117997, Москва, Профсоюзная 90, дежурной по клубу – Светлане Светличной.
Отчет в научный клуб младшего школьника
Слайд 32Проектная деятельность
Определение воды на прозрачность – прозрачная, мутная, слегка мутная
(знаки, запрещающие купание в водоёмах).
Обитатели лесов и водоёмов.
Наблюдения за насекомыми-опылителями (экскурсия).
Разработка памяток «Как вести себя на лугу» (в лесу, в парке, у водоемов).
План - карта экскурсии по родному краю.
3 класс
Слайд 33Проектная деятельность
Московское и местное время
Карта родного края
Поверхность и водоёмы родного края
Полезные
ископаемые
Растения
Отрасли животноводства
Народные промысли
Заповедные места
4 класс
Родной край – часть великой России
Слайд 34 76 тысяч детей в возрасте от семи до одиннадцати лет
более 70 регионов России
родители
педагоги
Слайд 35
Научный клуб младшего школьника (в рамках сопровождения) позволяет:
Учитывать индивидуальные особенности, интересы
и склонности ребёнка;
Развивать коммуникативные навыки личности;
Формировать мировоззрение детей и родителей;
Минимизировать дефицит общения, информационный «голод»;
Помогать школьникам самостоятельно делать выбор, принимать решение, объяснять и доказывать собственное мнение; излагать свои мысли не только устно, но и на бумаге;
Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающему миру.
Слайд 36Клубная деятельность
Дети с
минимальными
нарушениями
психического
развития
Одарённые дети
Слайд 37
Требования сопровождения:
личное желание и согласие ребёнка на помощь и поддержку;
учет потенциальных
возможностей личности ребенка, ориентация на способности ребёнка самостоятельно преодолевать препятствия;
вера взрослых (учителей, родителей, участников переписки) в эти возможности; совместность и совместимость обучающих действий, их доброжелательность, безоценочность;
безопасность, защита психического и физического здоровья ребенка, прав на личную «тайную» переписку, человеческого достоинства;
реализация принципа «не навреди»;
Слайд 38
Воспитательные задачи:
признание самобытности и своеобразия психики ребёнка, его стремления к самораскрытию
и творческой самореализации;
воспитание активной, самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства.
Слайд 39Интернет-клуб
Спешим сообщить тебе, что с этого учебного года
можно вести переписку с научными клубами младших школьников («Ключ и заря», «Мы и окружающий мир») по электронной почте. Желающим участвовать в электронной переписке с клубами необходимо заполнить анкету и послать ее на электронный адрес:
naysh_club@mail.ru
Только в этом случае ты будешь получать ответы из клуба по электронной почте.
Анкета для участия в электронной переписке
Фамилия _______________________________________________________
Имя ___________________________________________________________
Твой адрес:
область (край, республика) ____________________________________________
город (село, поселок) _________________________________________________
улица ______________________________________________________________
дом ________________________________________________________________
почтовый индекс _____________________________________________________
электронный адрес (e-mail) ____________________________________________
Номер школы ________________________________________________________
Класс _______________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество твоего учителя ___________________________________
Название клуба _______
Слайд 40
Механизмы формирования
УУД
Работа клубов младшего школьника
Слайд 41
Механизмы работы с одним источником информации
смысловое
маркирование
значимых фрагментов
текста;
Слайд 42
Механизмы работы с одним источником информации
работа с простейшими инструментами (лупой, рамками);
Слайд 44
Механизмы работы с одним источником информации
работа с простейшими инструментами (лупой, рамками);
Слайд 45
Механизмы работы с несколькими источниками информации внутри комплекта
система работы с
учебными словарями русского языка;
система работы с энциклопедическими словарями.
Слайд 46
Механизмы работы с несколькими источниками информации внутри комплекта
система работы с
учебными словарями русского языка;
Орфографический («Пиши правильно»)
Толковый («Толковый»)
Орфоэпический («Произноси правильно»)
Этимологический («Происхождения слов»)
Грамматический («Обратный»)
Фразеологический («Устойчивых выражений») (с 3-го класса)
Словообразовательный (с 4-го класса)
Слайд 47
Механизмы работы с одним источником информации
ориентирование в условных обозначениях
Слайд 48
Механизмы работы с несколькими источниками информации внутри комплекта
система работы с
учебными словарями русского языка;
Слайд 49
Механизмы работы с несколькими источниками информации вне комплекта
система работы с
Интернетом