Слайд 1Представление результатов научной работы. Жанры академических текстов
Методика научной работы, весна 2016
Слайд 2Учебные и квалификационные жанры
(творческое) домашнее задание
курсовая работа
диплом (бакалаврская и магистерская диссертация)
диссертация
на присуждение ученой степени (кандидатская, докторская, PhD)
Слайд 3Научные жанры (от малых форм к крупным)
Аннотация (annotation)
Тезисы (abstract)
Презентация / хендаут
(presentation / handout) —> доклад
(Экспедиционный) отчет (report)
Статья (paper)
Монография (book, monograph)
Слайд 4Научно-административные жанры
Рецензия (на тезисы, статью, книгу)
Отзыв (на диссертацию, автореферат)
Проект (заявка) на
получение гранта
Научный отчет по теме / проекту
Заключение эксперта
академическая переписка (с научными руководителями, коллегами, редакциями, организаторами конференции, администрацией фондов…)
Слайд 5Пересечение квалификационных и научных жанров
жесткая структура
«обязательные» позиции
академический стиль
логическая связность (тезис —
аргументы)
устная презентация результатов (сообщение, визуальные средства)
Слайд 6Аннотация
аннотация обычно требуется для составления программы конференции при отсутствии конкурсного отбора
аннотация
также сопровождает объявление о приглашенном докладе
1-3 абзаца текста (100-300 слов), поясняющего тему
Слайд 7Аннотация
Загадки одесского акцента (138 слов)
«Одесскому акценту» посвящена большая литература, в
которой исследуются сегментные фонетические, синтаксические, лексические и стилистические особенности языка Одессы. Между тем особенности одесской просодии остаются практически не исследованными. Тем не менее это интересная проблема, в особенности если принять во внимание то влияние, которое язык Одессы всегда оказывал на русскую литературу, звучащие сценические разговорные жанры и фольклор. Встает задача сопоставления просодии русского языка Одессы с просодией русской разговорной нормы. Просодическую норму мы условно понимаем как следование системе интонационных конструкций, описанных
Е.А. Брызгуновой, включая соответствие этих конструкций функциям, которые они выполняют в нормативном дискурсе. Таким образом, интонационные конструкции анализируются не только с точки зрения различительных признаков, но и в
связи с дискурсивными значениями, которые они манифестируют. Разработан исследовательский массив звучащей «одесской» речи: это рассказы одесситов о городе, анекдоты, записи кулинарных телепередач, интервью с одесситами. При обработке звучащих материалов использована компьютерная программа Praat.
Слайд 8Аннотация
Русские двувидовые глаголы и оценка их сходства с глаголами несовершенного и
совершенного вида (215 слов)
Русские двувидовые глаголы на первый взгляд кажутся маргинальным явлением: по данным частотного словаря (Ляшевская, Шаров 2009), на них приходится лишь чуть более 1% от общего числа глаголов в русском тексте. Однако поведение двувидовых глаголов в диахронии вызывает интерес: некоторые двувидовые глаголы на -ова- стабильно употребляются как двувидовые, а некоторые приобретают видовые пары — префиксальные перфективы или суффиксальные имперфективы: напр., "фиксировать" ~ "зафиксировать" vs. "арестовать" ~ "арестовывать" (Черткова, Чанг 1998; Korba 2007). Можно предположить, что такие изменения связаны с тем, что одни двувидовые глаголы воспринимаются как более похожие на глаголы несовершенного вида (НСВ), а другие — как более похожие на глаголы совершенного вида (СВ).
В докладе будет предложено несколько способов оценки схожести двувидовых глаголов с глаголами НСВ и СВ на корпусном материале. Также будут представлены результаты эксперимента, показывающего, что даже в отсутствие контекста носители русского языка по-разному интерпретируют разные двувидовые глаголы, скорее воспринимая одни из них как НСВ (напр., "классифицировать"), а другие — как СВ (напр., "оборудовать"). Это позволяет уточнить суждение, что «[д]вувидовые глаголы вне контекста по виду не охарактеризованы» (Петрухина 2009: 47).
Будет показано, что результаты эксперимента коррелируют с корпусными данными, а значит, можно с уверенностью говорить о том, что разные двувидовые глаголы на самом деле устроены по-разному: одни тяготеют к НСВ, а другие — к СВ, что может впоследствии сыграть свою роль при выборе направления развития видовой парности.
Слайд 9Тезисы (abstract)
тезисы участвуют в конкурсном отборе на конференцию
тезисы должны быть полноценно
анонимными (автор не должен вычисляться по библиографии, указаниям на грант и т.п.)
обычные параметры: не более 2 страниц (поля стандартные, интервал 1, шрифт 12 пт), включая примеры и (выборочную) библиографию
тезисы имеют жесткую структуру, дающую возможность рецензенту быстро оценить работу
Слайд 10Тезисы
(обычные параметры оценки для рецензента)
соответствие теме конференции
новизна материала / подхода
обоснованность выводов
знакомство
с релевантной литературой
качество изложения
Слайд 11Тезисы
Overall evaluation
(definitely) accept
rather accept
rather decline
(definitely) decline
Слайд 12Тезисы
Как структурировать тезисы, чтобы облегчить работу рецензенту?
Идеальная структура тезисов:
Заглавие / Title
(Аннотация
/ Annotation)
Проблема / Puzzle
Данные / Data
Анализ / Analysis
Примеры / Examples
Библиография / References
Слайд 13Тезисы
Заглавие
Аннотация
Проблема
Данные
Анализ
Примеры
Библиография
соответствие теме конференции
новизна материала
новизна
подхода
обоснованность выводов
знакомство с литературой
качество изложения
Слайд 14Тезисы
Типичные ошибки
слишком широкая тема
неструктурированный текст
структура тезисов повторяет структуру работы
лишние примеры и
подробности
отсутствие релевантных ссылок
неясен вклад автора в решение проблемы
Слайд 15Выступление на конференции
Виды выступлений
приглашенный доклад (invited talk / speaker, keynote speaker)
пленарный
доклад (plenary talk, lecture)
секционный доклад (oral presentation, session)
постерный доклад (poster session)
Слайд 16Выступление на конференции
Время для выступления
15+5 (???)
20+5
20+10
30+10
50+10
65+15 …
5+ (постер)
Слайд 17Выступление на конференции
хендаут
позволяет представить много информации, в т.ч. примеров и подробных
схем
презентация
выигрывает в наглядности и дисциплинирует докладчика
постер
жанр, наиболее близкий к письменным
Обязательно указать имя автора, аффилиацию, e-mail, название, место и дату конференции (нужно для ссылок на Вашу работу!)
Слайд 18Выступление на конференции
Хендаут
то, что останется у слушателей после конференции
можно вынести часть
информации за рамки обсуждения
значительно легче преобразовывать в статью
слушатели могут предпочесть чтение хендаута слушанию доклада
Слайд 19Выступление на конференции
Презентация (ppt)
не более 1 слайда в минуту
шрифт не менее
24 pt
(и это существенно снижает шансы разместить глоссированный пример)
активно использовать рисунки, схемы, графики, цвет и анимацию…
хорошим тоном является напечатать слайды в виде хендаута
… и тогда слушатели все равно читают, а не слушают
Слайд 20Выступление на конференции
Возможный выход:
«слайды» в MS Word (24+ pt)
альбомная ориентация
печать в
pdf
(можно демонстрировать на экране и распечатать в виде хендаута)
Слайд 21Статья
основной научный жанр (насколько это справедливо для лингвистики?)
статьи в научных журналах
и сборниках
объем
20 тыс. знаков (небольшая статья в proceedings, «Вестнике» и т.п.
40-60 тыс. знаков (обычная статья для журнала / сборника)
80+ тыс. знаков (большая статья для «толстого» журнала / edited volume)
Превышение рекомендованного объема говорит не о вашем уме, а о вашей неспособности структурировать информацию
Слайд 22Статья
имеет более свободную структуру, чем тезисы
тем не менее, можно рекомендовать придерживаться
аналогичного плана:
введение (объяснение темы)
проблема / данные
проспект анализа (proposal)
последовательное развертывание аргументов / выполнение задач
итоговый анализ
иные предсказания анализа и прочие бонусы и перспективы
Слайд 23Статья
Статья должна быть формально структурирована (номера разделов и подразделов, заголовки и
названия всех объектов)
Весьма полезны метатекстовые отсылки (итак, в этом разделе мы … в следующем разделе мы рассмотрим … и покажем, что …)
Необходимыми объектами являются также аннотация (резюме, summary) и ключевые слова
Слайд 24Статья и отчет
статья ориентирована на полную проработку проблемы, а отчет —
на полное представление предмета (феномена)
поэтому в статье достаточно необходимого количества примеров, а в отчете возможны (и даже полезны) однотипные примеры
отчет не предполагает анализ и может остановиться на этапе «содержательных обобщений»