Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших школьников презентация

Содержание

Неуспеваемость – это результат школьных трудностей, не выявленных вовремя, не скомпенсированных

Слайд 1Выявление, устранение и предупреждение дисграфии и дислексии у младших школьников
А.С. САБЛЕВА,


К.П.Н., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЛОГОПЕДИИ
ЯГПУ ИМ. К.Д. УШИНСКОГО




Слайд 2Неуспеваемость – это результат школьных трудностей, не выявленных вовремя, не скомпенсированных


Слайд 3Истоки проблемы
На начальных этапах владения навыками чтения и письма ( 1

класс) трудностям не уделяется должного внимания
Своевременно не выявляются причины и механизмы трудностей

Не реализуется комплексная система работы учителя, логопеда, психолога (нейропсихолога)

Наблюдаем стойкие трудности в процессе чтения и письма
* Специфические (дислексия, дисграфия, дизорфография)
* Неспецифические проблемы правописания («безграмотность»), затруднения в овладении технической стороной чтения (недостаточная скорость чтения), нелюбовь к чтению и пр.

Осложняется изучение всех школьных дисциплин






Слайд 4 Дидактогенные факторы риска (социально-педагогические)
Дефицитарность игрового развития в дошкольном возрасте
Очень раннее обучение

письму и чтению.
Дети, которые рано начинают писать:
* часто неправильно держат ручку, испытывают сильное мышечное напряжение.
И как результат имеют стойкое нарушение почерка
* Испытывают трудности звуко-буквенного анализа
И как результат: «срисовывание» букв и слов при списывании; трудности в выполнении операции моделирования слова, приводящие к пропускам и перестановкам букв и пр.
Интенсификация учебного процесса
Несоответствие технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей
Стрессовые факторы
Ограничение времени в процессе деятельности
Страх упрека в несостоятельности: «медленно читаешь», «плохой почерк»

Слайд 5Эндогенные факторы
Состояние здоровья ребенка
Особенности нейропсихологического развития:
функциональная неготовность ребенка к письму, чтению,

т.е. недостаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности письма, чтения (внимания, памяти, мышления, речи, пространственных представлений и пр.)
Нарушения в развитии определенных систем:
нарушения речевого развития, расстройства памяти, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и пр.
Психологически аспект: мотивация ребенка к занятиям по письму, чтению и обучению вообще


Слайд 6По данным ИВФ РАО
У значительной части детей, поступающих в школу, отмечена

несформированность
речи (до 60% )
моторики (30-35%)
зрительного и зрительно-пространственного восприятия (до 50%)
зрительно-моторных и слухо-моторных координаций (до 35%)
Все это базовые функции, обеспечивающие формирование навыков письма и чтения

У части детей к моменту обучения в школе еще недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции (до 70%) .
Письмо и чтение - сложные виды произвольной деятельности, требующей концентрации внимания, программирования и текущего контроля деятельности


Слайд 7Как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание?
ПОНЯТЬ, ЧТО ДЕЛО НЕ

В ЛЕНИ ИЛИ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ


ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ХАРАКТЕР ОШИБОК В ТЕТРАДИ УЧЕНИКА

Слайд 8*Письмо: «Требуется помощь!» ЕЕ
Если:
Отсутствуют пропуски между словами и предложениями
Имеет место зеркальное письмо:

буквы С, Э, З, Б, В и др., перевернутые в другую сторону; эта же картина может быть и с цифрами
Повторяется одна и та же буква в написании слова, например: пироп вместо пирог
Имеет место замена букв: Б – Д (колодок), Ж – Х (мужомор), И – У (клумат), Т – П (пигр) и др.
Ошибки в правописании гласных в ударных слогах (учетель вместо учитель)
Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов
(гамазин вместо магазин)
Забывание начертаний редко встречающихся букв (Ъ, Э) или прописных букв
Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса
Нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание букв,
резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному)


Слайд 9 Специфические ошибки на письме:
:


Слайд 10Специфические ошибки на письме:


Слайд 11Специфические ошибки на письме:


Слайд 12Специфические ошибки на письме: оптические и кинетические


Слайд 13Как понять, что ребенку действительно трудно дается чтение?
ПОНЯТЬ, ЧТО ДЕЛО НЕ

В ЛЕНИ ИЛИ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ


ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ХАРАКТЕР ОШИБОК ПРИ ЧТЕНИИ

Слайд 14 * Чтение
Наиболее часто встречающиеся проблемы чтения:
неправильное прочтение слов, пропуск,

перестановка и замена букв и слогов
недостаточная скорость чтения
непонимание смысла прочитанных слов
непонимание смысла прочитанного на уровне предложений и текстов
игнорирование знаков препинания и смысловых пауз
нелюбовь или даже ненависть к чтению

Слайд 15Типизация специфических ошибок чтения (дислексических)


Слайд 17*Трудности во время письма и чтения могут сохраняться в течение всего

периода обучения в школе *

Несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов
Слабость фонематического восприятия
Обилие шибок «на правило». Несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма
Неумение составлять связные, логические тексты
Нечитаемый почерк





Слайд 18ЧТО ГОВОРИТ НАУКА?


Слайд 19 Функциональная система письма и чтения (Ж. М. Глозман, 2009)


Слайд 22 Письмо как вид деятельности (навык) включает операции:


Слайд 23
Функциональный базис процесса овладения навыком письма
(А.Н. Корнев)


Слайд 24*Письмо как комплексный навык
требует интеграции, координации и автоматизированности всех перечисленных операций.
Затруднения

в каком либо звене приводят к адаптационным перестройкам в других звеньях

Например:
неавтоматизированность каллиграфического навыка приводит к переключению внимания на выполнение этой операции, степень произвольности этого звена повышается и одновременно ослабевает контроль за выполнением остальных операций (фонематического анализа, обнаружения орфограмм и др.) и снижается точность и эффективность их реализации (А.Н. Корнев).


Слайд 26 А.Н. Корнев
Методика раннего выявления дислексии (Методика МРВД) Описаны методы выявления предрасположенности

детей к  расстройствам письменной речи до начала обучения в школе.
Стандартизованная методика исследования навыка чтения (Методика СМИНЧ)
Тест оперативных единиц чтения (Методика ТОПЕЧ) применяется для определения предельных по количеству знаков оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребенка. Можно использовать с детьми 1-го класса и старше для выбора типа слогов, слияние которых у данного ребенка необходимо формировать на начальном этапе работы. Также эта же методика позволяет опре­делить момент, когда можно переходить к автоматизации более сложных слогов




Слайд 27О.Б. Иншакова, А.А. Назарова
Методика, позволяющая специалистам выявить у учащихся младших классов

нарушение письма - дизорфографию - и определить степень eё выраженности
Она включает приемы отграничения дизорфографии от дисграфии, иллюстрируемые наглядными примерами.
Носит тестовый характер
Позволяет получить не только количественную оценку, но также качественную характеристику дизорфографических ошибок
Дает возможность наиболее точно составить перспективный план коррекционной работы и выбрать адекватные технологии преодоления данного нарушения
Адресовано логопедам, психологам, дефектологам, студентам дефектологических факультетов и учителям начальных классов

Слайд 28В помощь учителю!


Слайд 29Как помочь ребенку овладеть правописанием? Играть с ребенком!



Игровые

методы позволяют отрабатывать наиболее трудные правила грамматики, а также формировать другие навыки, необходимые для грамотного письма. Книги предназначены для учителей начальных классов, русского языка и литературы общеобразовательных школ, а также родителей детей школьного возраста, вдумчиво относящихся к воспитанию своих детей.




Слайд 30А.Е. Соболева Научно-исследовательский центр детской нейропсихологии им. А.Р.Лурия
Предназначена для учителей начальной школы,

логопедов, школьных психологов и родителей, дети которых испытывают трудности с усвоением грамоты.
Игровые формы и методы направлены на формирование лингвистической зоркости и чувства языка у ребенка, умения воспроизводить образ слова графически
Описанные приемы и упражнения помогут в формировании механизмов описания, пересказа, усвоения и закрепления основных орфографических правил, будут способствовать устранению путаницы букв на начальном уровне дисграфии
Приведенные в этой книге рекомендации помогут научить детей правописанию, как в условиях школьного обучения, так и занимаясь с ребенком дома

Слайд 31Л.В. Лопатина, Е.А. Логинова
Упражнения способствуют развитию у детей дошкольного и младшего

школьного возраста навыков языкового анализа и синтеза, необходимых для овладения письмом

Слайд 32Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика