Слайд 2Определения
Новшество (новация) – новое открытие, изобретение, новый метод, новые подходы и
пр.
Инновация (innovation) – введение нового
Инновация – результат практического освоения новшества
Слайд 3Определения
Новаторы – создатели новых идей (новаций), осуществляющие научно-исследовательскую (творческую, креативную) деятельность
Инноваторы
– организаторы, обеспечивающие выведение нового продукта на рынок, осуществляющие предпринимательскую деятельность по воплощению результатов интеллектуального труда в новых товарах, услугах, технологиях
Инновационный процесс – непосредственная деятельность по введению в практику нового
Слайд 5Литература
1. Асаул А.Н. Введение в инноватику [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.Н.Асаул
[и др.]. - Электрон. текстовые данные.- СПб: Институт проблем экономического возрождения, 2010.- 181 с.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18190.- ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Н.И.Лапин. - Электрон. текстовые данные.- Москва: Логос, Университетская книга, 2012.- 328 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9085.- ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Богомолова А.В. Управление инновациями [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.В.Богомолова - Электрон. текстовые данные.- Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012.- 144 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14028.- ЭБС «IPRbooks», по паролю.
4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций [Электронный ресурс]/ А.Н.Асаул [и др.] - Электрон. текстовые данные.- СПб: Институт проблем экономического возрождения, 2008.- 428 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18200.- ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Агарков А.П. Управление инновационной деятельностью [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ А.П.Агарков, Р.С.Голов - Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, 2015.- 208 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52293.- ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Слайд 6Виды новаций
Новые продукты и услуги;
Новая техника и технологии;
Новые ресурсы (материалы);
Новые формы
организации производства, труда и управления;
Новые рынки
Слайд 7Инновация - это
Основанное на новом научно-техническом результате нововведение (продукт или услуга);
Коммерциализированная
новая идея;
Все, что покупатель считает инновацией;
Существенное улучшение Главного Потребительского Свойства;
Единственное средство обеспечения конкурентоспособности в рыночной среде;
Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабное распространение в качестве новых продуктов и услуг.
Слайд 8Зачем нужны новые идеи
Удержание существующих покупателей
Перехват покупателей у конкурентов
Открытие новых рынков
Приспособление
(позиционирование) на других рынках
Слайд 9Классификация инноваций по значимости в экономическом развитии
Базисные инновации – в их
основе лежат новые фундаментальные научные достижения, позволяющие создавать инновационные продукты следующего поколения. Базисные инновации предполагают перестройку ряда смежных производств. Рассчитаны на долгосрочную перспективу.
Интегирующие (комплексные) инновации – полученные за счет использования (интегрирования) комплекса ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий и т.д.).
Улучшающие инновации – использование результатов НИОКР для улучшения характеристик имеющихся на рынке товаров.
Слайд 10Классификация инноваций по направленности результатов и сфере приложения
Продуктовые инновации – новые
продукты, товары, услуги, предназначенные для удовлетворения тех или иных потребностей в новых товарах либо потребностей новых потребителей.
Инновации-процессы – предназначены для удовлетворения потребностей в новых функционально ориентированных процессах (технологии, организация производства, управленческие процессы) отраслей и регионов, а также в новых формах управления этими процессами.
Рыночные инновации – открывают новые сферы применения продукции (услуг), позволяющие реализовать инновационные продукты на новых рынках.
Слайд 11Классификация инноваций по характеру удовлетворяемых потребностей
Ориентированные на существующие потребности.
Ориентированные на формирование
новых потребностей.
Слайд 12Классификация инноваций по области применения и функциональному назначению
Технические инновации – производство
новой продукции.
Технологические инновации – совершенствование способов изготовления продукции на базе новейших технологий, автоматизации и компьютеризации.
Организационно-управленческие инновации – направлены на оптимизацию процессов управления, на оптимизацию организации производства, сбыта и снабжения.
Информационные инновации – организация рациональных информационных потоков; повышение оперативности обработки информации и др.
Социальные инновации – направлены на улучшение условий труда, решение проблем образования, здравоохранения и др.
Слайд 13Классификация инноваций по степени новизны
Радикальные инновации – «абсолютно» новая продукция, услуги,
процессы.
Инкрементальные инновации – существенное усовершенствование существующих продуктов или процессов
Слайд 14Классификация инноваций по причинам возникновения
Реактивные инновации – проявляются как реакция на
новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами
Стратегические инновации – направлены на решение перспективных задач, получение конкурентных преимуществ в перспективе, внедрение которых носит упреждающий характер
Слайд 15Из чего состоят инновационные процессы?
Исследования
Разработка
Подготовка производства
Производство
Сбыт
Обслуживание
(Финансирование)
(Защита интеллектуальной собственности)
(Обучение/управление)
Слайд 16Что должен уметь инженер-менеджер?
Проводить исследования рынка;
Обосновывать целесообразность внедрения новации;
Управлять подготовкой производства;
Управлять
творческим коллективом;
Стимулировать сбыт продукции;
Оценивать инновационный потенциал и эффективность его использования.
Слайд 17Показатели инновационной активности
Затратные;
Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса;
Показатели обновляемости;
Структурные показатели.
Слайд 18Инструменты
Исследования – физика, химия, биология…
Разработка – CAD/CAM
Производство – CALS, 6 сигма…
Сбыт
– Логистика, маркетинг
Обслуживание – TQM
(Финансирование) – Бизнес-планирование
(Защита интеллектуальной собственности) – Охрана авторского права, патентное дело
Управление – Управление проектами
Слайд 19Инструменты
Морфологический анализ;
Мозговая атака;
Метод Делфи;
Оптимизационное моделирование;
Регрессионное моделирование;
Балансовое моделирование;
ТРИЗ.
Слайд 201. Инерция мышления
Внутренние враги новатора
2. Неправильная постановка задачи
3.
Слайд 21Инерция мышления
…это стремление применить к новому, создаваемому продукту
стереотипы, традиции, обусловленные
опытом, историей, словесным программированием
Слайд 22Окостенение мышления
Уровень Креатив-ности мышления
Возраст
Psychological Inertia
Слайд 23Как избежать инерции мышления?
В конкретной задаче: точно формулируйте условие и
вопрос
Сформулируйте, какой продукт вы хотите получить от системы
Избегайте профессиональных терминов
Вырабатывайте привычки инноватора, живите любопытством, новым опытом, любите перемены
Решайте творческие задачи
Слайд 24Задачи
Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один
– молоко, в другой – кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом перемешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?
У вас есть идеальной формы арбуз. Как можно его разрезать на две равные по объему части таким образом, чтобы после того как его съедят, осталось 3 корки?
Как изменился уровень мирового океана после гибели Титаника?
Что больше весит 1 кг гвоздей или 1 кг ваты?
Есть две веревки. Если поджечь их с одного конца, то каждая сгорает ровно за 60 секунд. Веревки разные и горят неравномерно. Надо с помощью этих веревок и зажигалки отмерить 45 секунд.
Слайд 25Факторы, блокирующие новаторскую деятельность
Недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу новым идеям;
Необходимость множества
согласований по новым идеям;
Контроль за каждым шагом новатора;
Кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
Возникновение у вышестоящих руководителей «синдрома всезнающих экспертов».
Слайд 26Факторы, поддерживающие новаторство
Представление необходимой свободы при разработке новшества;
Ведение дискуссий и обмен
мнениями «без злобы и страха»;
Углубление взаимопонимания работников;
Обеспечение новаторов необходимыми ресурсами;
Поддержка со стороны высшего руководства.
Слайд 27Факторы, усиливающие новаторство
Поддержка стремления работников постоянно учиться и повышать квалификацию;
Поощрение совмещения
профессий;
Преодоление барьеров и «размывание границ» между разными видами работ и функциональными обязанностями;
Возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях;
Логичная аргументация необходимости изменений и реорганизаций, постоянная поддержка атмосферы доверия и восприимчивости к переменам.
Слайд 28Этапы инновационного процесса
Научно-исследовательская работа.
Производство.
Слайд 29Этапы инновационного процесса в исследовательских организациях
Слайд 30Этапы инновационного процесса на предприятии
Последовательный дискретный процесс
НИОКР
Подготовка производства
Производство
Реализация
Эксплуатация
Длительность жизненного цикла
НИОКР
Подготовка производства
Производство
Реализация
Эксплуатация
НИОКР
Подготовка
производства
Производство
Реализация
Эксплуатация
Последовательный непрерывный процесс
Длительность жизненного цикла
Параллельный процесс
Длительность жизненного цикла
Слайд 32Субъекты инновационной деятельности
Слайд 33Факторы, влияющие на «инновационное поведение» компаний
Размер организации (предприятия).
Тип товара (чувствительность к
цене, к эксплуатационным характеристикам).
Сфера деятельности.
Источники инноваций.
Слайд 34Отраслевые траектории инновационного развития
Слайд 35Инфраструктура инноваций
Региональные научные центры;
Региональные кластеры;
Инженерные центры;
Технопарки;
Бизнес- инкубаторы;
Совместные предприятия;
Технополисы (наукограды).
Слайд 36Внутрифирменное инновационное предпринимательство
Бригадное новаторство;
Бутлегерство;
Временные творческие коллективы;
Внутренние венчуры;
Кружки качества.
Слайд 37Трехцикличная схема развития экономики
Длинные циклы Н.Д. Кондратьева (период 55 лет);
Средние циклы
К. Жуглара (10 лет);
Короткие циклы Дж.Китчина (2 года 4 месяца)
Слайд 41История ТРИЗ
Теория решения изобретательских задач – технология творчества, основанная на идее
о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения подчиняться объективным закономерностям».
При разработке ТРИЗ Альтшуллер проанализировал свыше 40 тысяч патентов.
Альтшуллер
Генрих
Саулович
Л.С. Чечурин
Слайд 42Элементы ТРИЗ
Законы развития технических систем
Информационный фонд ТРИЗ
Алгоритм решения изобретательских задач –
АРИЗ
Методы развития творческого воображения
Слайд 43Законы ТРИЗ
Закон увеличения степени идеальности системы
Закон S – образного развития технических
систем
Закон динамизации
Закон полноты частей системы
Закон сквозного прохода энергии
Закон опережающего развития рабочего органа
Закон перехода «моно – би – поли»
Закон перехода с макро на микроуровень
Слайд 44Закон увеличения степени идеальности системы
Техническая система в своем развитии приближается к
идеальности. В идеале система должна исчезнуть, а ее функция должна выполняться.
Самое эффективное решение проблемы то, которое достигается за счет уже имеющихся ресурсов (идеальный конечный результат ИКР).
На практике ИКР редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли.
Слайд 45Пример: мачты поддержки ракеты
Л.С. Чечурин
Слайд 46
Пример: мачты поддержки ракеты
Л.С. Чечурин
Слайд 48
Противовес
Противовес
Пример: мачты поддержки ракеты
Л.С. Чечурин
Слайд 49Закон Повышение динамичности и адаптивности
Л.С. Чечурин
Слайд 50Законы: Динамизация инструмента
Инструмент…
жесткий инструмент
инструмент как сочленение
инструмент как частицы
жидкий (газ) инструмент
инструмент как
Слайд 51Закон: Повышение функциональности, (диверсификация?)
One
product
Discrete
spectrum of
products
Distributed
spectrum of
products
Many (finite
number) of
products
Л.С. Чечурин
Слайд 52
Орган
управления
Источник
энергии
Объект
Двигатель
Трансмиссия
Инстр.
Закон полноты частей системы
Моделирование: «Части (технической) системы»
Л.С. Чечурин
Слайд 54Футуродизайн
Направление в дизайне, превентивно разрабатывающее концепции дизайна, соответствующие смыслам будущего. Намечает
перспективные идеи и направления в дизайне.
Подход футуродизайна основан на футурологическом моделировании и прогнозировании эволюции технологий, социальных и культурных изменений в обществе будущего и ориентирован на проектирование новаций, адекватных будущему и актуальных для него.
Результат футуродизайна – прогнотип.