Слайд 1Воспитательная деятельность в образовательном пространстве современной школы
Слайд 2План лекции
Сущность и направления воспитательной деятельности в школе.
Деятельность классного руководителя в
условиях ФГОС ООО.
Роль вожатого в организации внеурочной деятельности.
Слайд 3Воспитание
социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека (Российская
педагогическая энциклопедия).
Слайд 4Воспитание осуществляется через:
Образование - включает в себя пропаганду и распространение культуры
и обучение.
Организацию жизнедеятельности воспитуемых - происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности – познавательной, коммуникативной, игровой, спортивной.
Слайд 5Воспитание является многофакторным процессом
Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные
группы:
Объективные факторы,
Субъективные факторы.
Слайд 6Объективные факторы:
генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
социальная и культурная принадлежность
семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
обстоятельства биографии;
культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
особенности страны и исторической эпохи.
Слайд 7Субъективные факторы:
психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как
воспитателя, так и воспитуемого;
система отношений с социумом;
организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.
Слайд 8Воспитательный процесс
это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, сущностью которого является создание
условий для самореализации субъектов этого процесса.
Слайд 9Направления
воспитательного процесса:
Физическое воспитание.
Умственное воспитание.
Нравственное воспитание.
Трудовое воспитание.
Эстетическое воспитание.
Гражданское воспитание.
Экономическое воспитание.
Патриотическое воспитание.
Слайд 10Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС ООО
Слайд 11
Главное предназначение – проследить за становлением
личности ребенка, входящего в современный
ему мир,
воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – непосредственный и основной организатор воспитательной работы в школе
организует
и направляет
воспитательный
процесс
в классе
объединяет
воспитательные
усилия учителей,
родителей
и общества
отвечает
за качество
воспитательной
работы
в своём классе
Слайд 12До революции (1917 г.) – классные наставники и классные дамы.
Период с
1917 по 1934 гг. – самоуправление учащихся.
Классное руководство официально введено в
1934 году.
Информатор,
эксперт
Организатор,
фасилитатор
(коммуникатор)
Консультант,
собеседник
Современный классный руководитель
а
Слайд 13Нормативно-правовая база воспитательной деятельности
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт (Программа воспитания и социализации).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ (воспитательный идеал).
Приоритетный национальный проект «Образование» (подпроект «Классное руководство»).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Слайд 14Классификация
воспитательных результатов
Первый уровень результатов –
приобретение социальных знаний
Второй уровень
результатов –
получение опыта переживания и
позитивного отношения к базовым
ценностям общества
Третий уровень результатов –
получение опыта самостоятельного
общественного действия
Слайд 15Функции классного руководителя
Организационно-координирующая.
Коммуникативная.
Аналитико-прогностическая.
Контролирующая.
Защита ребенка от неблагоприятных
воздействий окружающей среды.
Слайд 16Организационно-координирующая функция:
обеспечение связи с семьёй;
проведение консультаций, бесед с родителями;
взаимодействие с педагогами;
организация
воспитательной работы с обучающимися;
стимулирование и учёт разнообразной деятельности детей (система ДО);
ведение документации.
Слайд 17Коммуникативная функция:
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками
и обучающимися;
содействие благоприятному психологическому климату в классе;
помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Слайд 18Аналитико-прогностическая функция:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.
Слайд 19Контролирующая функция:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий
обучающимися.
Слайд 20Функция социальной защиты
социальное развитие ребенка;
адаптация к современным условиям жизни;
формирование индивидуальности;
защита детей, оказавшихся в особо трудном положении (многодетные семьи, дети-инвалиды, сироты, беженцы и др.);
профилактика насилия в семье и детском коллективе.
Слайд 21Хороший классный руководитель
Хорошо знает психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста.
Информирован
о новых тенденциях в образовании.
Знает способы и формы воспитательной деятельности.
Владеет современными технологиями и методиками воспитания.
Слайд 22Роль вожатого в организации внеурочной деятельности
Слайд 23Вожатый
педагог, работающий с детским объединением.
Слайд 24История
Впервые термин «вожатый» появился в 1922 году. Так тогда называли руководителя
пионерского отряда — пионер-вожатый, «вожатый пионеров».
В СССР состав вожатых для пионерских лагерей формировался из комсомольцев.
Слайд 25Обязанности вожатого:
Организационные.
Педагогические.
Слайд 26Организационные:
Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм.
Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины.
Организует обязательное участие
отряда во всех общелагерных мероприятиях.
Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
Следит за чистотой и порядком в комнатах.
В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы.
Слайд 27Педагогические:
Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций.
Организует коллективно-творческую деятельность.
Обеспечивает условия для
широкого информирования обучающихся о действующих организациях.
Создаёт благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию.
Своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации.
Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками.
Слайд 28Ответственность вожатого:
Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В
случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение полиции, и ставят в известность начальника лагеря.
Несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.
Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.