Слайд 1
Тема 1 (А):
Уровни методологических оснований педагогики
Цель: раскрыть структуру, уровни методологического знания
Слайд 2
План
1. Философские основания педагогики
2. Общенаучный уровень методологического знания
3. Психолого-педагогический уровень методологического знания
4. Методический уровень методологического знания
Слайд 3
Литература
1.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. [Гриф
минобрнауки ] – М., 2009.
2.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования, 3-е изд. – М., 2010.
3. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Метологические основы психологии. – СПб., 2011.
Слайд 4 ретроспективная
Методология – это наука о наиболее общих принципах познания
и преобразования действительности, путях, способах научной деятельности и использования её результатов.
Функции
ретроспективная
дескриптивная
нормативная
Слайд 5
Вопрос 1. Философские основания педагогики
Каким образом философские идеи связаны с
педагогикой?
Слайд 6
Философские течения
Экзистенциализм
(К.Ясперс, Н.А. Бердяев, Ж. Сартр, А. Камю )
Творить себя, чувства, а не разум
Неотомизм (Ф. Аквинский, Ж. Маристен, м. Адлер)
Разум на службе религии
Слайд 7
Позитивизм (Дж. Конант)
Не знания, а методы, способы их приобретения
– наука.
Естественно – математическое образование.
Книги: «Американская школа сегодня», «Подготовка американских учителей»
Прагматизм (Дж. Дьюи, Т. Брамельд, А. Маслоу, К. Роджерс)
Диалектика (Г. Гегель,К. Маркс,Ф. Энгельс)
Слайд 8
Диалектический материализм
Категории:
❶Сущность
❷Явление
❸Причина и следствие
❹Необходимость и случайность
❺Возможность и действительность
❻Содержание и форма
❼Общее
❽Особенное и единичное
❾И т.д.
Слайд 9
Законы диалектики:
*Закон единства и борьбы противоположностей;
*Закон перехода количественных изменений в
качественные;
*Закон отрицания отрицания
Слайд 10
Закон отрицания отрицания характеризует направленность развития;
Высокий уровень включает элементы низшего(преемственность);
Доминирование к-л
стороны противоречия в результате количественных изменений
Слайд 11
Вся наша жизнь полна отрицаний и повторений;
«Отрицаться» и воспроизводится на более
высоком уровне должны собственные противоположности предмета;
Второе отрицание – это показатель того, что наступил новый этап в развитии: синтез того лучшего, что есть в каждой противоположности
Слайд 12
Вопрос 2. Общенаучный уровень
методологического знания
Подходы:
синергетический
системный
Принципы:
системности
взаимосвязи и взаимообусловленности
Слайд 13
Вопрос 3. Психолого-педагогический уровень методологического знания
аксеологический
деятельностный
личностно-ориентированный
информационный
контекстный
компетентностный
антропологический
Принципы:
❶ Природосообразности
❷ Культуросообразности
❸ Гуманизации
❹ Демократизации
❺Диверсификации
❻Вариативности и альтернативности
❼ Единства теории и практики
Слайд 15
Методология истории педагогики и образования
Научные подходы:
- Цивилизационный и формационный
- Проблемный
-
Концептуальный
- Антропологический
- Историко-генетический
- феноменологический
Слайд 17
Принципы:
~ Конкретно-исторического подхода
~ Преемственности
~ Логичности
Слайд 18
Концептуальный подход – исследование причин возникновения идей, взглядов, условий и способов
их трансформации в практику.
Проблемный подход – установление противоречий, описание проблем, способов их решения в конкретную эпоху.
Слайд 19
Антропологический подход –
целостный подход к человеку. Изучение человека во
всех отношениях. Единство умственного, нравственного и физического развития.
Слайд 20
Методы историко-педагогического исследования:
✓ Хронологический
✓ Метод периодизации
✓ Сравнительно-исторический
✓ Структурно-системный
✓ Генетический
✓ Метод
актуализации
Слайд 21
Вопрос 4.
Методический уровень методологического знания
Слайд 22
. Методический уровень методологического знания
Проблемы:
обучения,
воспитания
управления
Поиск методов и форм
проектирование содержания
Обеспечение качества образования
Слайд 23
Принципы
✹ Наглядности
✹ Научности
✹ Доступности
✹ Последовательности
✹ Связи обучения с жизнью
✹ Связи теории
с практикой
✹ Связи обучения с воспитанием.
✹ Активности и др.