Слайд 2
1.Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено.
2. При записи используйте
различные способы сокращения, стенографические знаки. Например,
1. вместо слова «характеризуется» -«хар-ся», «является»-«явл-ся»;
2. если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П);
3. используйте стенографические знаки: При записи используйте различные способы сокращения, стенографические знаки.
Слайд 3Способы сокращения:
вместо слова «характеризуется» -«хар-ся»,
«является»-«явл-ся»,
«между» -м/ду ,
т.д.
(так далее),
т.п.- тому подобное;
если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П);
Слайд 4Используйте стенографические знаки:
Слайд 5
2.Прослушайте текст, делая пометки, составляя что-то типа плана, тезисов, записей для
ориентации по тексту.
Помните, что на этом этапе главное - понять содержание текста
Слайд 6
3. Обдумайте услышанный текст. Попробуйте
по плану пересказать его.
Слайд 7.
4.Еще раз прослушайте текст изложения, стараясь как
можно больше записать
на черновике. Используйте некоторые стенографические знаки.
Слайд 8
5. Начинайте писать изложение. Помните, что работа должна
включать не менее
70 слов и композиционно состоять из
3 абзацев.
Для того, чтобы получить за
сжатое изложение высокий
балл, необходимо использовать в
работе все три способа сокращения текста:
Слайд 9 Способ исключения.
В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые
однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
Слайд 10• Способ слияния.
Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих
об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Слайд 11
• Способ замены.
Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины
и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так:
«Все жители вышли на
охрану родного города».
Слайд 12
6. ПРИСТУПАЙТЕ К РАБОТЕ
7. Попробуйте по смыслу разбить написанный вами
текст на 3 абзаца.
Слайд 13
10. Сосчитайте количество слов во
всем изложении. Если при подсчете обнаружите
менее 70 слов, то
вернитесь к черновику и добавьте недостающее количество слов,
используя прилагательные,
причастия, деепричастия, заменив местоимение группой
существительных (например, «все» = «мальчики и девочки, учителя и
родители»).
Слайд 14
12. Проверьте написанное
вами сжатое изложение с помощью орфографического словаря.