Теория воспитания презентация

Октябрь 2014 ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ 1. Понятия процесса воспитания 2. Особенности процесса воспитания 3. Самовоспитание и перевоспитание личности

Слайд 1ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
ГБОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1»

Кривоносова Валентина Михайловна


Слайд 2Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ


1. Понятия процесса воспитания
2. Особенности процесса воспитания
3. Самовоспитание и перевоспитание личности

Слайд 3Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
Воспитание в педагогике

рассматривают в нескольких аспектах:

в социальном — передача накопленного опыта старших поколений младшим,
в педагогическом — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого.


Слайд 4Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

воспитание —

это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Слайд 5Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
Рассмотрим составляющие компоненты

этого определения.

Процесс целенаправленного формирования личности означает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда имеет цель.
Говоря о формировании личности, имеют в виду управление ее развитием, создание условий для осуществления этого процесса, организацию воспитательной деятельности, но не принуждение или воздействие.
Формирование предполагает два взаимосвязанных процесса: педагогическое действие и ответную деятельность воспитанника.


Слайд 6Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
Специально организованная воспитательная

система

Почему мы говорим о системе?
Потому что невозможно использовать в процессе практической деятельности какой-либо один метод, способ или прием. Эффективный результат можно получить только в том случае, если методы реализуются во взаимосвязи, дополняя и совершенствуя друг друга.


Слайд 7Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
Взаимодействие воспитателя и

воспитуемых —

процесс воспитания подразумевает обязательную обратную связь, в противном случае нельзя говорить о результатах деятельности педагога.



Слайд 8Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
Что же происходит

в ходе воспитания?

При взаимодействии ребенок приобретает определенный опыт, передачу которого необходимо организовать.
Задача воспитателя — найти способ включить ребенка в деятельность,
где он может повторить увиденное, интериоризировать его и воспроизвести как собственную деятельность.


Слайд 9Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
Данный подход в

теории воспитания называют личностно-деятельностным

Суть его в том, что человек выбирает из всего социального опыта то, что ему ближе по природе, более интересно.
Компоненты личностно-деятельностного подхода:
• общение как основа многообразных межличностных отношений;
• руководство развитием личности в процессе
деятельности;
• развитие и социализация личности.


Слайд 10Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
В гуманистической педагогике

воспитание - это

процесс эффективного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, который должен привести к заданной цели.
Цель — это идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
Цель конкретизируется в задачах.


Слайд 11Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
Целям подчиняется все:
содержание,

формы, методы воспитания.
Понимание цели воспитания дает возможность подбирать технологии для ее осуществления.
Цель воспитания всесторонне гармонично развитой личности закреплена в Законе РФ «Об образовании в РФ».

Эта цель:
- определяет содержание воспитательного процесса;
- обусловливает воспитательный результат;
- служит критерием деятельности педагога;
- полностью определяет систему воспитания.



Слайд 12Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

Выделяют общие цели

воспитания (направлены на всех людей) и индивидуальные (для отдельного человека).
Цель воспитания всегда одна в пределах одной воспитательной системы,
а задач, определенных целью, может быть много (общих и конкретных).
Цели воспитания определяются потребностями развития общества и зависят от ТЕМПОВ социального и технического прогресса, возможностей общества.

Слайд 13Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

2. Особенности процесса

воспитания

Слайд 14Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

целенаправленность (чем

понятнее цель, тем эффективнее результат);
единство цели (показатель сотрудничества между воспитателями и воспитуемыми);
длительность (результаты не ощущаются сразу, как в процессе обучения);
многофакторность (личность подвергается огромному количеству влияний, как положительных, так и отрицательных. В процессе воспитания должна происходить их корректировка. Если влияния воздействующих сторон на личность совпадают, то результат воспитания более эффективен);

Для воспитательного процесса характерны:


Слайд 15Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
Для воспитательного процесса

характерны: (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

подвижность (воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям);
непрерывность (никакие одноразовые, даже яркие мероприятия не заменят тщательной, кропотливой, систематической воспитательной работы);
комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);
вариативность (воспитуемые отличаются индивидуальными особенностями, социальным опытом. Это следует учитывать в процессе воспитания, так как даже при одинаковом воздействии возможен "различный воспитательный эффект);
двусторонность (сотрудничество воспитателей и вос-питуемых);
противоречивость (противоречия рассматривают как движущую силу воспитания


Слайд 16Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
3. Самовоспитание и

перевоспитание личности

Самовоспитание — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.


Слайд 17Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
Компоненты самовоспитания
самопознание,
самоанализ,


самооценка,
самоотчет
самоконтроль.
Приемы самовоспитания:
самоприказ, самоободрение, самовнушение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание

Слайд 18Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

Стимул самовоспитания —

правильное воспитание, которое включает не только воспитательную деятельность воспитателя, но и собственные усилия воспитанника.

Элементы самовоспитания присутствуют уже у детей дошкольного возраста: они не могут пока осмыслить свои личностные качества, но в состоянии определить, что такое хорошо и какие поступки вызывают у взрослых негативную реакцию.

Слайд 19Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

В подростковом возрасте

проявляется потребность в самопознании, самоанализе и самооценке.

Но из-за отсутствия социального опыта и специальной подготовки подростки не всегда могут понять мотивы собственных поступков.

Поэтому необходимо тактичное руководство взрослых.


Слайд 20Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

В юношеском возрасте

процесс самовоспитания становится более осознанным и целенаправленным

Самовоспитание базируется на:
- адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека,
- анализе собственных индивидуальных возможностей.
Чем выше степень осознанности,
тем более значимо самовоспитание для саморазвития личности

Слайд 21Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

Уровень самовоспитания характеризует

уровень воспитанности личности в целом.

Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием: подкрепляет и развивает процесс формирования личности.
Обучение, воспитание и самовоспитание взаимосвязаны друг с другом в едином учебно-воспитательном процессе.
От их единства зависит результативность этого процесса.

Слайд 22Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

Перевоспитание — вид

воспитания, цель которого устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.
Этот процесс нелегкий, длительный, требующий много сил и терпения.
Перевоспитывать сложнее, чем воспитывать, потому что приходится ломать сложившиеся взгляды, привычки, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних, непривычные для воспитуемых.

Слайд 23Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

А.С. Макаренко

учил родителей и воспитателей:
«Воспитывать надо так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать».

Слайд 24Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.

Перевоспитание может дать

положительные результаты в случае,
если у человека появляется потребность в самоисправлении,
он начинает осознавать необходимость в изменении образа жизни, привычек, поведения.

Слайд 25Октябрь 2014
ГБОУ СПО "ППК № 1" Кривоносова В.М.
Важным условием

процесса перевоспитания

является преодоление у ребенка негативного отношения к требованиям воспитателей.
Нельзя восстанавливать коллектив против проблемного ребенка.
Следует дать понять ребенку, что воспитатель борется не против него, а против его негативных поступков.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика