Слайд 1
Теория развивающего обучения
(Л.В. Занков,
В.В. Давыдов – Д.Б. Эльконин)
Слайд 2Концептуальные основы:
1. Развивающее обучение – активно-деятельностный тип обучения, учитывающий закономерности и
обеспечивающий развитие личности ребенка.
2. Цель - общее развитие учащихся путем использования их потенциальных возможностей.
Слайд 3Концептуальные основы:
3. Обучение ведет за собой развитие.
4. Развитие в процессе обучения
предполагает внутренние изменения в психике, мышлении, потребностях, мотивах.
5. Интегральный результат развития – осознанность, самостоятельность, активность, способность ребенка к выбору.
Слайд 4
Концептуальные основы:
6. Учет и использование закономерностей развития:
- иммаментность –
способность к развитию заложена природой;
- биогенность – психическое развитие определяется биологическим механизмом наследственности;
социогенность – социальная среда оказывает большое влияние на процесс развития;
Слайд 5
Концептуальные основы:
социогенность – социальная среда оказывает большое влияние на процесс
развития;
- психогенность – развитие – саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система;
- стадийность – зарождение, рост, кульминация, увядание упадок;
Слайд 6 Концептуальные основы:
- неравномерность – развитие различных свойств личности в собственном
темпе;
7. Ребенок – полноценный субъект учебной деятельности.
8. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Слайд 7
Актуальное развитие – знания, умения, навыки способы организации, которыми ребенок уже
овладел и может пользоваться самостоятельно.
Ближайшее развитие – уровень самостоятельности в поведении и деятельности, к которому ребенок стремится, но нуждается для его достижения в педагогической помощи.
Слайд 8
9. Ведущая роль теоретических знаний.
10. Учебная деятельность, построенная как система учебных
задач, – основа развития учащихся.
Слайд 9 Развивающее обучение по Л.В. Занкову
Дидактические принципы:
1. Обучение на высоком уровне трудности
– преодоление детьми трудностей в «зоне ближайшего развития».
2. Ведущая роль теоретических знаний – раскрытие в материале существенных связей, закономерностей.
Слайд 10
Дидактические принципы:
3. Высокий темп изучения материала.
4. Осознание школьниками процесса учения
– учащиеся осознают себя субъектами учебной деятельности.
5. Систематическая работа над развитием всех учащихся.
Слайд 11
Особенности процесса обучения:
1. Процессуальность познания – изучение каждого отрезка курса является
элементом изучения другого отрезка, каждый элемент знания связан с другими элементами.
2. Направленность на разрешение коллизий – разрешение противоречий в ходе изучения учебного материала.
Слайд 12 Особенности процесса обучения:
3. Вариативность – возможность изменения стиля работы учителя в
зависимости от конкретных условий, возможностей класса (логики изложения учебного материала, темпа продвижения в освоении программы, формулировки вопросов способствуют выработке разных точек зрения, оценок, отношений).
Слайд 13 Особенности процесса обучения:
4. Нестандартность – отход от традиционной структуры урока (начало
урока – с нового материала, постепенное углубление в тему, привлечение пройденного и не пройденного материала).
Слайд 14Развивающее обучение
по В. В. Давыдову – Д.Б. Эльконину
Дидактические принципы:
1. Основа
содержания образования – система научных понятий, определяющие общие способы действий.
2. Нацеленность учебной деятельности учащихся на абстрактно-теоретическое мышление (дедуктивно-синтетическая логика учебного процесса).
Слайд 15 Дидактические принципы:
3. Содержание учебной деятельности детей – теоретические знания, овладение которыми
развивает теоретическое сознание и мышление, творческий уровень осуществления практической деятельности.
Слайд 16 Дидактические принципы:
4. Присвоение учащимися понятий и способов действий в процессе поисково-творческой
учебной деятельности.
5. Организация решения учащимися учебных задач.
Слайд 17Этапы проблемного обучения
1. Рефлексивная оценка ситуации.
2. Анализ условий, вызвавших непригодность ранее
усвоенных способов действий.
3. Определение учебной цели – поиск способа действия, соответствующего новым условиям.
Слайд 18Этапы проблемного обучения
4. Осуществление проб практического и мысленного преобразования предмета для
выявление свойств предмета, которыми обусловлен этот способ.
5. Теоретический анализ.
Слайд 19 Этапы проблемного обучения
6. Содержательное обобщение свойств предмета.
7. Рефлексивный контроль – установление
соответствия полученного способа действия намеченной цели.