Слайд 1Теория и методика воспитательного коллектива
Слайд 2Понятие "коллектив"
было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику
с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, М.М.Пистрака, П.Н.Лепешинского и др., а позднее - В.А.Сухомлинского, Т.Е.Конниковой, Л.И.Новиковой, Н.Я.Скороходовой, И.П.Иванова.
Слайд 3Коллектив- это
группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между
собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли. (Г.Д. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров)
Слайд 4Коллектив- это
Группа людей, объединенная целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности.
Создается и укрепляется в процессе решения практических задач
В.А. Мижериков
Группа объединенных общими целями и задачами людей, достигаемая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
А.В. Петровский
Слайд 5Личность- это
Человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию
среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.
Г.М. Коджаспирова
Слайд 6Личность- это
Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений.
В.А. Мижериков
Включает в себя социальные свойства человека, к которым относится речь, сознание, различные привычки, которые делают его общественным существом
В.И. Илюшечкин
Слайд 7А.С.Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:
общественно ценные цели;
совместная деятельность по их достижению;
отношения
взаимной ответственности;
организация органов самоуправления;
направленность деятельности на общую пользу.
Слайд 8Критерии коллектива по Л.И.Уманскому
содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных
ориентаций членов группы);
организационное единство;
групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).
Слайд 9Классификацию групп по уровню их развития:
группа номинальная;
группа-ассоциация (общая цель, официальная
структура);
группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
коллектив.
Слайд 10Структура коллектива
по А.С.Макаренко
первичный коллектив.
сводный отряд.
сам воспитанник.
органы
самоуправления.
Слайд 11Воспитательные функции:
идейно-воспитательная: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных
убеждений;
организаторская: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;
стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Слайд 12Условия:
Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для
всех или, по крайней мере, для большинства его членов.
Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.
Слайд 13Такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные
отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).
При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.
Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.
Слайд 14По С.А.Смирнову
Условия
Общественное мнение в коллективе
Организация перспективных устремлений
воспитанников
Организация самоуправления
Накопление и
укрепление традиций коллективной жизни
Слайд 15Судить о развитии деловых отношений в коллективе можно:
по тому, как относятся
члены коллектива к общим нуждам и заботам коллектива, легко ли откликаются на них, замечают ли их сами;
по тому, как встречают они распоряжения и предложения выборного актива;
по тому, как принимаются решения органами коллектива;
по частоте и характеру нарушений норм жизни коллектива, принятии решений и др.
Слайд 16Организация коллектива - выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей
жизни.
Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, делового, творческого.
Слайд 17Задачи воспитателя- планирование индивидуальной перспективы развития коллектива, который гарантировал бы с
творческим ростом всего детского коллектива.
(А.С.Макаренко.)
Организовать совместную деятельность;
Использовать коллективные формы занятия;
Создавать ситуации, совместно переживать;
Применять методы посреднического взаимодействия (через референтных лиц);
Взаимодействовать в первую очередь с детьми, занимающими «полярные позиции» в классе.
Слайд 18Первый этап можно считать завершенным, когда:
приняты цели коллектива, по крайней мере
его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;
развернута непрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива - паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого);
Слайд 19действуют первичные коллективы, в которых большинство членов занимают активную позицию;
складываются отношения
ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;
в качестве передовой части коллектива - его актив (выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе);
у школьников возникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться к ней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений.
Слайд 20Второй этап можно считать состоявшимся, когда:
цели деятельности и все начинания коллектива
приобретают для его передовой части нравственный смысл;
коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе - деловых отношений, общения, общественного мнения;
у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, рождаются профессиональные интересы.
Слайд 21Третий этап можно считать состоявшимся, когда:
приобрели побуждающее значение, определяя их поведение
и взаимоотношения в коллективе;
поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое;
самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие нравственно ценные цели своей жизни.
Слайд 22Индивидуальность это-
Уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально психологических
особенностей.
(Г.М. Коджоспирова
А.Ю. Коджоспирова)
Неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.
(В.А.Мижериков)
Включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что приводит им своеобразную красоту и неповторимость.
(В.И. Илюшечкин)
Слайд 23Список литературы
Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия, 2004
Василькова
Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.- М.: Академия, 2003
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: 2005
Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь.- Ростов-на-Дону.: 1998
Сластенин В.А. Педагогика. -М.: 1988