Теория и методика воспитательного коллектива презентация

Содержание

Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, М.М.Пистрака, П.Н.Лепешинского и

Слайд 1Теория и методика воспитательного коллектива


Слайд 2Понятие "коллектив"
было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику

с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, М.М.Пистрака, П.Н.Лепешинского и др., а позднее - В.А.Сухомлинского, Т.Е.Конниковой, Л.И.Новиковой, Н.Я.Скороходовой, И.П.Иванова.

Слайд 3Коллектив- это
группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между

собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, единством воли. (Г.Д. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров)



Слайд 4Коллектив- это

Группа людей, объединенная целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности.

Создается и укрепляется в процессе решения практических задач
В.А. Мижериков

Группа объединенных общими целями и задачами людей, достигаемая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
А.В. Петровский



Слайд 5Личность- это
Человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию

среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.
Г.М. Коджаспирова

Слайд 6Личность- это
Человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений.


В.А. Мижериков

Включает в себя социальные свойства человека, к которым относится речь, сознание, различные привычки, которые делают его общественным существом
В.И. Илюшечкин

Слайд 7А.С.Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:
общественно ценные цели;
совместная деятельность по их достижению;
отношения

взаимной ответственности;
организация органов самоуправления;
направленность деятельности на общую пользу.

Слайд 8Критерии коллектива по Л.И.Уманскому
содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных

ориентаций членов группы);
организационное единство;
групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

Слайд 9Классификацию групп по уровню их развития:
группа номинальная;
группа-ассоциация (общая цель, официальная

структура);
группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
коллектив.

Слайд 10Структура коллектива по А.С.Макаренко
первичный коллектив.
сводный отряд.
сам воспитанник.
органы

самоуправления.

Слайд 11Воспитательные функции:
идейно-воспитательная: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных

убеждений;
организаторская: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;
стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Слайд 12Условия:
Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для

всех или, по крайней мере, для большинства его членов.
Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.

Слайд 13Такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные

отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.
Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

Слайд 14По С.А.Смирнову



Условия
Общественное мнение в коллективе
Организация перспективных устремлений
воспитанников
Организация самоуправления
Накопление и

укрепление традиций коллективной жизни

Слайд 15Судить о развитии деловых отношений в коллективе можно:
по тому, как относятся

члены коллектива к общим нуждам и заботам коллектива, легко ли откликаются на них, замечают ли их сами;
по тому, как встречают они распоряжения и предложения выборного актива;
по тому, как принимаются решения органами коллектива;
по частоте и характеру нарушений норм жизни коллектива, принятии решений и др.

Слайд 16Организация коллектива - выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей

жизни.

Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, делового, творческого.


Слайд 17Задачи воспитателя- планирование индивидуальной перспективы развития коллектива, который гарантировал бы с

творческим ростом всего детского коллектива. (А.С.Макаренко.)

Организовать совместную деятельность;
Использовать коллективные формы занятия;
Создавать ситуации, совместно переживать;
Применять методы посреднического взаимодействия (через референтных лиц);
Взаимодействовать в первую очередь с детьми, занимающими «полярные позиции» в классе.


Слайд 18Первый этап можно считать завершенным, когда:
приняты цели коллектива, по крайней мере

его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;
развернута непрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива - паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого);

Слайд 19действуют первичные коллективы, в которых большинство членов занимают активную позицию;
складываются отношения

ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;
в качестве передовой части коллектива - его актив (выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе);
у школьников возникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться к ней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений.

Слайд 20Второй этап можно считать состоявшимся, когда:
цели деятельности и все начинания коллектива

приобретают для его передовой части нравственный смысл;
коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе - деловых отношений, общения, общественного мнения;
у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, рождаются профессиональные интересы.

Слайд 21Третий этап можно считать состоявшимся, когда:
приобрели побуждающее значение, определяя их поведение

и взаимоотношения в коллективе;
поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое;
самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие нравственно ценные цели своей жизни.

Слайд 22Индивидуальность это-
Уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально психологических

особенностей.
(Г.М. Коджоспирова
А.Ю. Коджоспирова)
Неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.
(В.А.Мижериков)
Включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что приводит им своеобразную красоту и неповторимость.
(В.И. Илюшечкин)

Слайд 23Список литературы
Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия, 2004

Василькова

Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.- М.: Академия, 2003

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: 2005

Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь.- Ростов-на-Дону.: 1998
Сластенин В.А. Педагогика. -М.: 1988




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика