Слайд 1Лекция №10
Тема: Теоретические основы профильного обучения
Слайд 2План
1. Характеристика концепции профильного обучения.
2. Структура профильного обучения.
3. Учебный план профильного обучения
4.
Содержание профильного обучения старших школьников
5. Условия профильного обучения старших школьников.
6. Методы профильного обучения старших школьников.
7. Модели и формы профильного обучения.
Слайд 3Литература
1. Буланова-Топоркова, М.В.Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. /
М. В Буланова-Топоркова – Ростов н/Д:Феникс, 2002. –544 с.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. –– № 5. – 2002.
3. Чистякова, С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф.Родичев, О.В, Кузина, С.О. Кропивянская // Школьные технологии. – № 1. – 2002.
Слайд 4
Характеристика концепции профильного обучения
Слайд 5Определение понятия «Профильное обучение»
Профильное обучение – средство дифференциации и
индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Слайд 6Причины создания профильной школы
а) современная школа не создает условий
для подготовки к будущей профессиональной деятельности и построения успешной карьеры;
б) отчётливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся; необходимость осознанно выбирать будущую профессию должна повысить экономическую эффективность образования, а также способность успешной социализации выпускников;
в) специфические требования, предъявляемые к выпускникам школ учреждениями профессионального (высшего) образования, соблюдение преемственности между школой и вузом.
Слайд 7Основные цели перехода на профильное обучение
- обеспечить углубленное изучение отдельных
предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
Слайд 8Основные цели перехода на профильное обучение
- способствовать установлению равного
доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Слайд 9Особенности профильного обучения
1. Вводится на старшей ступени общего образования(2-3
последних года обучения).
2. Количество профилей – от двух и больше.
3. Сохраняется возможность внепрофильного обучения («общеобразовательный профиль»).
4. Количество и объём инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается благодаря расширению спектра элективных курсов, выбираемых учащимися.
Слайд 10Пять профилей
естественно – математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география,
биология);
социально – экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);
гуманитарный (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществоведение, искусство);
Слайд 11Пять профилей
технологический (специализации – информационные технологии, агротехника, индустриальные технологии, технологии сферы
обслуживания, медицина, педагогика и т. п.)
универсальный / общеобразовательный (для непрофильных классов и школ).
Слайд 12Структура профильного обучения
Базовый (общеобразовательный) компонент содержит курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом
уровне. По своему содержанию и системе требований к выпускникам они отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам (например, математика).
Профильный компонент формируется из курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне. По своему содержанию и системе требований к выпускникам они отвечают профильным образовательным стандартам. Этим курсам соответствуют единые профильные экзамены (или единых экзаменов по выбору на повышенном уровне).
Элективный компонент включает курсы, изучаемые по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов.
Слайд 13Учебный план профильного обучения
Первый блок – базовые общеобразовательные предметы,
обязательные для всех учащихся и инвариантные почти для всех профилей обучения. предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания (для естественно-научного профиля) и естествознания (для гуманитарных профилей).
Слайд 14Учебный план профильного обучения
Второй блок – профильные общеобразовательные предметы
повышенного уровня, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.
Содержание учебных предметов этих двух блоков определяется ГОС. Соответствие подготовки выпускников требованиям ГОС определяется по результатам ЕГЭ
Слайд 15Учебный план профильного обучения
Третий блок – элективные курсы, обязательные
для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуется за счёт школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет обучения должен выбрать и изучить 5-6 курсов по выбору.
Четвёртый блок – учебные практики, проекты, исследовательская деятельность.
Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Слайд 16Содержание профильного обучения старших школьников
Содержание доступного профильного обучения должно
начинаться с определения тезауруса, то есть основных используемых понятий. Тезаурус наполняется конкретным содержанием, становится иллюстрацией, примером и пояснением в условиях прохождения учащимися многих технологических и предметно-профессиональных проб (модулей, концентров, фреймов), ориентированных на определённые виды практической трудовой деятельности.
Слайд 17
Предполагается дополнение общего тезауруса частным. Его вносит преподаватель при
проектировании предметного содержания. Одновременно создаётся в процессе познавательно-продуктивной деятельности и в границах индивидуализированного профильного образования индивидуальный тезаурус учащегося.
Слайд 18Организация профильного обучения предполагает два аспекта анализа
функциональный, при котором определяются
цели, задачи, условия, содержание образования, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения;
стоимостный, при котором определяются материальные, временные, финансовые и интеллектуальные затраты.
Слайд 19Условия профильного обучения старших школьников
1. Необходимость создания блока диагностики.
2. Интеграция общеобразовательных
предметов.
Слайд 20Методы профильного обучения старших школьников
самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы,
а также иных источников информации;
обзорные и установочные лекции;
лабораторные и лабораторно-практические работы;
семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии, творческие встречи и др.;
информационная поддержка самообразования с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, Интернет и др.;
Слайд 21Методы профильного обучения старших школьников
проведение творческих конкурсов, публичных защит;
проведение эвристических контрольных
работ;
использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения;
экскурсии на предприятия, специализированные вы ставки;
практика на оплачиваемых и учебных рабочих местах;
самостоятельное трудоустройство и выполнение оплачиваемой работы.
Слайд 22Модели и формы профильного обучения
Модель внутришкольной профилизации.
Модель сетевой организации.