Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Слайд 2“Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас,
а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. ”
Паскаль Блез.
Слайд 4Хотя термин «критическое мышление» известен еще из работ известных психологов Ж.
Пиаже, Л.С. Выготского, до сих пор, во многом благодаря бытовым представлениям, существует мнение о критическом мышлении, как о чем-то негативном, как о желании все отрицать, опровергать, противоречить.
Слайд 5
США с 80-х годов, а в европейских странах с 90-х годов
прошлого столетия, развитие критического мышления стало одной из основных целей образования.
Слайд 6Важность знания фактов, законов, исторических дат и событий не вызывает сомнения,
но не менее важным становится умение осмысленно работать с информацией, умение выделять в ней основные идеи, видеть связь между ними, отбирать необходимую и отвергать неверную информацию, т.е., анализировать и оценивать ее.
Слайд 7Только такой подход может подготовить учащихся к их будущей практической деятельности
в стремительно изменяющемся мире.
Слайд 8Основная цель технологии
обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в
образовательный процесс
Слайд 9Критическое мышление
???
???
???
Слайд 10Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их возможного
применения.
Линдсей и другие.
Слайд 11Это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого
конечного результата.
Д. Халперн. Психология критического мышления, с.22
Слайд 12Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Д.Браус,
Д.Вуд.
Слайд 13ТРИ ФАЗЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ».
Слайд 141 ФАЗА «ВЫЗОВ»
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
актуализация имеющихся знаний, представлений;
пробуждение познавательного интереса к изучаемой
теме;
учащиеся определяют направления в изучаемой теме;
Слайд 16
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально
– в парах – группах.
Слайд 17Вопросы, направляющие ход мышления
Слайд 18Прием “Толстые и тонкие вопросы”
Слайд 192 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
организация активной работы с текстом;
удовлетворение познавательных
«запросов»;
формирование отношения к тексту;
Слайд 202 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ)
Слайд 21
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа
ведется индивидуально или в парах.
Слайд 22Приём «Fish Bone» (Дж.Делокс)
Работа в парах или подгруппах.
Каждой паре выдается фрагмент
текста или текст. Учащиеся его читают, обмениваются информацией по содержанию текста.
Слайд 23
На «косточке» записываются перечисленные в тексте проблемы, осн. понятия и т.д.
Группа
презентует и прикрепляет косточку наверх скелета рыбы.
Находит способы решения проблем; подбирает факты о существовании проблемы, записывает их на «косточку», презентует и прикрепляет вниз скелета рыбы.
Слайд 24Прием «INSERT»
Представляет собой маркировку текста при его прочтении.
I – interactive –
самоактивизирующая;
N – nothing – маркирующая;
S – system – система;
E – effective – для эффективного;
R – reading and – чтения и;
T – thinking - размышления
Слайд 253 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ»
ЗАДАЧИ ФАЗЫ:
соотнесение старых и новых представлений;
обобщение изученного материала;
определение направлений
для дальнейшего изучения темы.
Слайд 27
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации,
работа ведется индивидуально – в парах – группах.
Слайд 28Прием “Синквейн”
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из
пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Слайд 29Правила написания синквейна:
1. На первой строчке записывается одно слово – существительное.
Это и есть тема синквейна.
2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
5. Последняя, пятая, строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Слайд 30Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2.
В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Слайд 31
Каждому участнику будет дано 5-7минут на то, чтобы написать синквейн. Затем
он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.
Слайд 32Пример синквейна
Снайпер
Холодный, равнодушный
Выглядывает, высматривает, готовится
Метко стреляет, не задумываясь
Ужас
Слайд 33
игра
веселая, развивающая
выяснять, оценивать, развивать
я люблю придумывать ситуации
моделирование ситуации
Слайд 34ЗВЕЗДЫ
Далекие, загадочные.
Сияют, светят, мерцают.
Нас притягивают эти звезды.
Миры.
Слайд 35В рамках данной технологии используется техника
«6 шляп»
Слайд 36Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности:
1. Эмоции.
Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.
2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: "Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше".
3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина.
Слайд 37Шесть шляп мышления - простой и практический способ преодолеть все три
трудности.
Слайд 38В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард
де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.
Слайд 39Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для
проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).
Слайд 40Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из
шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Слайд 41БЕЛАЯ ШЛЯПА
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных
оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
Слайд 42ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и
(!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».
Слайд 43ЧЕРНАЯ ШЛЯПА
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично,
негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».
Слайд 44КРАСНАЯ ШЛЯПА
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния
с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.),
но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».
Слайд 45ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы
применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».
Слайд 46СИНЯЯ ШЛЯПА
Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем»
русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Слайд 47Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета нельзя надеть
или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью.
Слайд 48Кроме того, шляпы указывают на роль. Солдаты носят специальные каски. Милиционеры
могут носить фуражки, чтобы обозначить свою роль. В некоторых странах судьи носят особые головные уборы. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
Слайд 49Смена Ролей
Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы
и снимать их. Шляпы - это не способ классифицировать людей.
Слайд 50Совершенно неправильно было бы сказать “Она мыслитель в зеленой шляпе”. Хотя
такая оценка может быть точной, если мы начнем использовать шляпы как категории, то люди захотят использовать только мышление, связанное с конкретной категорией.
Это прямо противоположно цели и ценности метода шести шляп, состоящего именно в попытке заставить людей использовать все шесть режимов мышления.
Слайд 51Четыре Типа Использования Шляп
Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить
коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.
Слайд 52“Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте
наденем белые шляпы”.
Слайд 53Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь
мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.
Слайд 54“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее
на момент”.
Слайд 55Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить
мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
Слайд 56“Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую.
Нам нужно изложить факты”.
Слайд 57Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип
мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами - и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других
Слайд 58“У меня возникла идея под зеленой шляпой - нужно подать заявку
на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?”
Слайд 59 Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать
у взрослых и детей:
творческое мышление
критическое мышление
толерантность
Слайд 60Преимущества
Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать
ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
2. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
Слайд 613. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от
детских садов до советов директоров.
4. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
Слайд 62
5. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко
обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
6. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
Слайд 637. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций,
фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.
Слайд 64Применения
«Шесть шляп» можно использовать для любой умственной работы в самых разных
областях и на самых разных уровнях.
Слайд 65На личном уровне это могут быть, к примеру, важные письма, статьи,
планы, решение проблем.
В одиночной работе – планирование, оценка чего-либо, дизайн, создание идей.
Слайд 66В групповой работе – проведение встреч, опять-таки оценка и планирование, разрешение
конфликтов, обучение. Например, IBM в 1990 году использовала метод шести шляп как часть программы обучения 40 000 своих менеджеров по всему миру.