Технологический подход в организации процесса обучения презентация

Содержание

СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

Слайд 1Институт экономики, управления и права
Технологический подход в организации процесса обучения

Во

время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями конкретных действий. Используйте PowerPoint для записи предложений по ходу обсуждения:

Во время демонстрации щелкните правой кнопкой мыши
Выберите Записная книжка
Выберите вкладку Действия
Вводите замечания по мере поступления
Нажмите кнопку ОК по завершении доклада

В результате в конец презентации автоматически будет добавлен слайд Действия со списком внесенных предложений.

Слайд 2СУЩНОСТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ


Слайд 3Институт экономики, управления и права
Под педагогической технологией в психолого-педагогической технологии понимается:


Слайд 4Институт экономики, управления и права
- совокупность методов изменения состояний, наука о

способах педагогического воздействия;

Слайд 5Институт экономики, управления и права
- процесс разработки и оценивания эффективности педагогических

систем;  

Слайд 6Институт экономики, управления и права
- систематическое и последовательное воплощение на

практике заранее спроектированного учебного процесса;

Слайд 7Институт экономики, управления и права
- проект определенной педагогической системы, реализуемый на

практике;



Слайд 8Институт экономики, управления и права
- определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и

процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами;



Слайд 9Институт экономики, управления и права
- система действий, повышающих эффективность обучения путем

цикличного обновления учебных планов и программ, где цикл включает: постановку целей, тестирование альтернативных стратегий и материалов, оценивание педагогической системы в целом;



Слайд 10Институт экономики, управления и права
- систематический метод планирования, применения и оценивания

всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования;



Слайд 11Институт экономики, управления и права
- внедрение в практику системного способа мышления.


Слайд 12Институт экономики, управления и права
Под технологией обучения мы понимаем упорядоченный набор

стандартных процедур выполнения практических учебных действий и мыслительных операций, обладающих универсальностью по отношению к определенному типу содержания учебного материала и учащемуся с определенным набором учебных характеристик и обеспечивающих получение результата, на который ориентирована данная технология.



Слайд 13Институт экономики, управления и права
Технология характеризует завершенность педагогической теории. В ней

отражаются способы и условия, реализация которых приводит к обещанному этой теорией результату, т.е. она выступает как способ проверки самой теории. Если теория не дает возможности создания на ее основе технологии достижения соответствующего результата, сама теория является спорной и требует доработки.



Слайд 14Институт экономики, управления и права
Из этих соображений можно выделить два уровня

обобщенности самих технологий:



Слайд 15Институт экономики, управления и права
а) технологии, отражающие основные способы и принципы

реализации педагогической теории, и



Слайд 16Институт экономики, управления и права
б) технологии, отражающие эту теорию и обобщенную

технологию ее внедрения на конкретном учебном материале в применении к определенным условиям обучения.



Слайд 17Институт экономики, управления и права
Отличительные черты педагогической технологии от традиционной методики:


Слайд 18Институт экономики, управления и права
- четкая система соподчиненных и взаимосвязанных целей;


Слайд 19Институт экономики, управления и права
- жесткая заданность результатов по каждой цели;


Слайд 20Институт экономики, управления и права
- относительно свободные временные рамки процесса усвоения

знаний школьников;



Слайд 21Институт экономики, управления и права
- вариативность способов организации процесса обучения, возможность

выбора способа;



Слайд 22Институт экономики, управления и права
- целостность и завершенность педагогического процесса;


Слайд 23Институт экономики, управления и права
- прогностичность, предсказанность результатов;


Слайд 24Институт экономики, управления и права
- направленность процесса коррекции не на ошибки

учащихся, а на изменение способа организации учебного процесса в отношении конкретного ученика;



Слайд 25Институт экономики, управления и права
- расчлененность учебного процесса по промежуточным целям

и его интегрированность заданным конечным результатом;



Слайд 26Институт экономики, управления и права
- индивидуальный характер процесса обучения по темпу,

уровню усвоения и сложности выполняемых заданий;



Слайд 27Институт экономики, управления и права
- конкретность и подкрепленность промежуточных результатов заданных

технологий действий школьника;



Слайд 28Институт экономики, управления и права
- четкость и однозначность критериев оценки этих

результатов, положительный нетравмирующий характер оценки («да» – нет», где «нет» означает «прочти или выполни еще раз»);



Слайд 29Институт экономики, управления и права
- высокий уровень детализации технологической инструкции, обеспечивающей

алгоритмический характер деятельности школьника;



Слайд 30Институт экономики, управления и права
- отсутствие психологических барьеров, связанных с неуверенностью

в своих силах, страхом не успеть или не справиться с заданием, получить отрицательную оценку на промежуточном этапе учебной работы.



Слайд 31Институт экономики, управления и права
Требованиями к технологии можно назвать:


Слайд 32Институт экономики, управления и права
а) четкую целевую направленность на решение определенной

учебной задачи;



Слайд 33Институт экономики, управления и права
б) логичность и последовательность переходов от элемента

к элементу технологии;



Слайд 34Институт экономики, управления и права
в) простоту и доступность способов осуществления таких

переходов;



Слайд 35Институт экономики, управления и права
г) оптимальность способов управления этими переходами, четкость

управляющих инструкций, проработанность алгоритмов таких переходов;



Слайд 36Институт экономики, управления и права
д) соблюдение условий технологического процесса, в том

числе и условий сохранения здоровья обучаемого; предупреждение перегрузок, сохранение благоприятного психологического климата в процессе обучения;



Слайд 37Институт экономики, управления и права
е) определенность способов и адресов получения необходимой

индивидуальной и коллективно-групповой помощи в случае затруднения обучаемых при выполнении того или иного технологического перехода;



Слайд 38Институт экономики, управления и права
ж) разнообразие способов осуществления таких переходов, своевременную

смену характера деятельности обучаемых, предупреждающую утомление и стрессы монотонии;



Слайд 39Институт экономики, управления и права
з) развивающий характер деятельности, заданной технологией;


Слайд 40Институт экономики, управления и права
и) направленность пакета технологий на комплексное формирование

той совокупности профессионально-значимых качеств личности обучаемого, которая необходима для работы в данной профессиональной области;



Слайд 41Институт экономики, управления и права
к) рациональность распределения времени на виды деятельности,

предусмотренные технологией;



Слайд 42Институт экономики, управления и права
л) возможность предоставления обучаемому индивидуального темпа учебной

работы;



Слайд 43Институт экономики, управления и права
м) результативность технологии в целом и каждого

ее технологического перехода.



Слайд 44Институт экономики, управления и права
Ожидаемый результат, выраженный в общей целевой установке

технологии, является системообразующим фактором для отбора и упорядочения всех ее элементов.



Слайд 45Институт экономики, управления и права
Деятельность преподавателя по разработке и использованию педагогической

технологии складывается их трех основных фрагментов: 1. Анализ и планирование. 2. Организационный этап. 3. Корректирующий этап.



Слайд 46Институт экономики, управления и права
1. Анализ и планирование:


Слайд 47Институт экономики, управления и права
а) анализ содержания учебного материала, оценка его

возможностей для решения определенных дидактических задач (достижения определенных целей изменения состояния ученика);



Слайд 48Институт экономики, управления и права
б) выделение того результата, который желательно и

реально возможно получить на данном материале;



Слайд 49Институт экономики, управления и права
в) определение стратегии получения заданного результата как

совокупности промежуточных целей, последовательно ведущих к этому результату, а затем содержания, характера и последовательности действий по их достижению (разбиение материала на фрагменты, являющие базовыми для достижения каждой цели);



Слайд 50Институт экономики, управления и права
г) выбор способов управления деятельностью школьников на

этапе движения к конечной цели;



Слайд 51Институт экономики, управления и права
д) выбор показателей достижения промежуточных целей, конструирование

системы диагностических тестов или эталонов для самопроверки;



Слайд 52Институт экономики, управления и права
е) выбор способов обратной связи со школьниками,

направленной на получение информации о правильности выполнения заданных действий и достижений поставленных целей;



Слайд 53Институт экономики, управления и права
ж) создание комплекта методических решений и корректирующих

действий для тех случаев, когда заданный алгоритм деятельности школьника не обеспечил получение желаемого промежуточного результата.



Слайд 54Институт экономики, управления и права
2. Организационный этап:


Слайд 55Институт экономики, управления и права
а) постановка общей цели обучения в рамках

данной технологии, характеристика ожидаемого результата;



Слайд 56Институт экономики, управления и права
б) предъявление учащимся алгоритма деятельности по его

достижению, объяснение способов деятельности (компактное одноразовое или поэлементное), предоставление базового материала;



Слайд 57Институт экономики, управления и права
в) задание способа обратной связи или предъявление

тестов и эталонов для самоконтроля, описание показателей и признаков достигнутости промежуточных и конечного результатов (показателей полного усвоения);



Слайд 58Институт экономики, управления и права
г) инструктирование, как поступать в случае несовпадения

полученного промежуточного результата с эталонным (описание альтернативных процедур для преодоления непонимания или ошибок);



Слайд 59Институт экономики, управления и права
д) управление обучением (визуальное и целенаправленное наблюдение,

получение обратной связи, использование дополнительных корректирующих действий);



Слайд 60Институт экономики, управления и права
е) получение и оценка итоговых результатов, компоновка

учащихся в малые подгруппы для устранения индивидуальных пробелов и ошибок.



Слайд 61Институт экономики, управления и права
3. Корректирующий этап.


Слайд 62Институт экономики, управления и права
Корректирующий этап может не выделяться как самостоятельный,

а идти параллельно этапу организации как повторение вызвавшего затруднение отрезка учебного процесса. При этом используется дополнительное разъяснение, более детально представленный алгоритм или другие варианты выполнения заданных действий.



Слайд 63Институт экономики, управления и права
Циклический алгоритм действий учителя:


Слайд 64Институт экономики, управления и права
1. Ознакомление детей с учебными целями.


Слайд 65Институт экономики, управления и права
2. Ознакомление класса с общим планом обучения

по данной единице.



Слайд 66Институт экономики, управления и права
3. Проведение обучения.


Слайд 67Институт экономики, управления и права
4. Проведение текущей проверки.


Слайд 68Институт экономики, управления и права
5. Оценка промежуточного результата и выявление учеников,

полностью усвоивших материал.



Слайд 69Институт экономики, управления и права
6. Проведение коррективных обучающих процедур с учащимися,

не достигнувшими полного усвоения.



Слайд 70Институт экономики, управления и права
7. Проведение повторного диагностического теста и т.д.


Слайд 71Институт экономики, управления и права
Правила обучения в условиях использования технологий:


Слайд 72Институт экономики, управления и права
1. Правило эквивалентной практики, когда поставленные учителем

задачи таковы, что условия и действия ученика полностью соответствуют ожидаемым, запрограммированным, объясненным и показанным.



Слайд 73Институт экономики, управления и права
2. Правило «аналогичной практики», когда мы предоставляем

учащимся возможность упражняться в действиях, аналогичных тем, которые необходимо будет использовать для работы в рамках планируемой технологии.



Слайд 74Институт экономики, управления и права
3. Правило знания результатов, т.е. незамедлительное сообщение

учащимся результатов каждого его действия.



Слайд 75Институт экономики, управления и права
4. Правило «положительных подкрепляющих реакций», когда неправильное

действие не критикуется, а комментируется конструктивным побуждающим образом.



Слайд 76Институт экономики, управления и права
Основным достоинством педагогических технологий является то, что

ученик перемещается в центр педагогической системы. Система не только учительских, но и его перспективных и промежуточных целей простраивается с учетом его интересов, возможностей, познавательных потребностей, сохранения статуса.



Слайд 77Институт экономики, управления и права
Учитель предварительно анализирует, какие потребности присущи данному

возрасту или данному контингенту учащихся и легко актуализируются, а какие необходимо искусственно вызывать.



Слайд 78Институт экономики, управления и права
В первом случае достаточно подобрать адекватный способ

актуализации этих потребностей и их преобразования в направленное желание действовать, во втором необходимо простраивать специальную систему педагогических воздействий, привлекая дополнительный материал, связывая его с привычными жизненными ситуациями.



Слайд 79Институт экономики, управления и права
В процессе разработки технологии учитель сравнивает свои

цели с целями и интересами школьников, сравнивает, определяет совпадающее и различное, решает вопросы методики использования имеющегося и дополнения недостающего учебного материала, увязывает комплекс выбранных приемов и способов в целостную последовательность действий по управлению деятельностью школьников, определяет характер ожидаемых положительных приращений в структуре знаний и умений ученика.



Слайд 80Институт экономики, управления и права
Требование полного усвоения знаний ставит нас перед

альтернативой: или увеличивать срок обучения учащихся с замедленным темпом усвоения, или сокращать объем знаний и уровень требований к ним.



Слайд 81Институт экономики, управления и права
Классифицировать педагогические технологии целесообразно:


Слайд 82Институт экономики, управления и права
- по характеру дидактических задач, решаемых в

процессе обучения школьника;



Слайд 83Институт экономики, управления и права
- по характеру ситуаций, заданных этими задачами;


Слайд 84Институт экономики, управления и права
- уровню знаний и умений, который должен

достигаться в результате использования технологии.



Слайд 85Институт экономики, управления и права
Дидактическими задачами могут быть:


Слайд 86Институт экономики, управления и права
- ознакомление учащихся с новыми понятиями, фактами,

явлениями;



Слайд 87Институт экономики, управления и права
- изучение устройства и принципа действия прибора

и механизма;



Слайд 88Институт экономики, управления и права
- усвоение способа умственного или практического действия;


Слайд 89Институт экономики, управления и права
- достижение понимания явления или его связей

с другими явлениями;



Слайд 90Институт экономики, управления и права
- обучение умениям давать описание, определение, характеристику

предмета и явления;



Слайд 91Институт экономики, управления и права
- обучение умению выделять главное, находить сходство

и различие предметов и явлений;



Слайд 92Институт экономики, управления и права
- отработка и закрепление практических умений;


Слайд 93Институт экономики, управления и права
- закрепление теоретических знаний;


Слайд 94Институт экономики, управления и права
- установление обратной связи со школьниками;


Слайд 95Институт экономики, управления и права
- контроль за уровнем усвоения учебного материала.


Слайд 96Институт экономики, управления и права
По характеру заданных задачей ситуаций используются характеристики

задач:



Слайд 97Институт экономики, управления и права
1. В задаче заданы цель, ситуация и

действия, которые надо выполнить для ее решения. Надо определить соответствие этих компонентов в структуре задачи, т.е. выполнить деятельность по указанию.



Слайд 98Институт экономики, управления и права
2. Заданы цель и ситуация задачи и

надо применить ранее усвоенные действия алгоритмического, репродуктивного характера.



Слайд 99Институт экономики, управления и права
3. Задана цель, но не ясна ситуация,

в которой эта цель может быть достигнута.



Слайд 100Институт экономики, управления и права
4. Цель деятельности известна в общей форме,

а поиску подвергаются и ситуация и действия по достижению цели.



Слайд 101Институт экономики, управления и права
В соответствии с этими характеристиками задач можно

провести группировки технологий.



Слайд 102Институт экономики, управления и права
Первые два варианта – это технологии распознавания

и репродуктивного применения ранее усвоенного знания в ситуациях, в которых конкретно задана цель, ситуация, условия деятельности.



Слайд 103Институт экономики, управления и права
Вторые два варианта – технологии переходного типа,

характеризующиеся ослаблением жесткости управления деятельностью школьника, наличием элементов самостоятельности и творчества, направленностью на формирование навыков творческой деятельности.



Слайд 104Институт экономики, управления и права
По характеру ожидаемого результата технологии можно разделить

по уровням учебно-воспитательного процесса:



Слайд 105Институт экономики, управления и права
- распознавание объектов и свойств;


Слайд 106Институт экономики, управления и права
- воспроизведение информации и действий;


Слайд 107Институт экономики, управления и права
- выполнение действий и решение задач, для

которых имеется заданная ориентировочная основа деятельности;



Слайд 108Институт экономики, управления и права
- творческая деятельность, самостоятельное конструирование новой ориентировочной

основы действий, правил получения новой информации путем решения нестандартных задач в условиях неопределенности.



Слайд 109Институт экономики, управления и права
Технология должна обеспечивать достижение результата.


Слайд 110Институт экономики, управления и права
Уровни овладения знаниями:


Слайд 111Институт экономики, управления и права
1. Умение их передавать.


Слайд 112Институт экономики, управления и права
2. Выработка научного стиля мышления, нахождение собственного

подхода к решению проблем, то, к чему технология готовит и для чего создает базу исходных знаний.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика