Слайд 1Средства обучения иностранным языкам.
к.п.н., доцент кафедры лингводидактики и методики преподавания
иностранных языков Чичерина Юлия Владимировна
Слайд 2Понятие «средство обучения»
«Материальные средства, служащие внедрению целей и содержания обучения в
практику, прежде всего это учебники и учебные пособия» (И.Л. Бим).
«Базовая методическая категория, производная от цели, необходимая учителю и учащимся для снятия трудностей при решении задач и повышение эффективности образовательного процесса» (Н.А. Горлова).
Слайд 3Правильно выбранные средства обучения способствуют более легкому и прочному усвоению ИЯ,
экономии времени, а также повышению познавательной мотивации учащихся.
Слайд 4Система средств обучения ИЯ
«упорядоченное множество взаимосвязанных средств обучения, предназначенных для
практического овладения ИЯ в соответствии с программными требованиями, решениями общеобразовательных и развивающих целей обучения, обладающих целостностью, структурой и интегративным качеством» (Е.С. Полат).
Слайд 5Принципы создания системы средств обучения ИЯ
Принцип функциональности
Принцип сознательности и творческой активности
учащихся
Принцип наглядности
Принцип положительного эмоционального фона
Принцип индивидуальности и дифференциации в обучении.
Слайд 6Для грамотного использования средств обучения необходимо:
Знать их классификацию;
Уметь прогнозировать их использование
(с учетом условий и специфики обучения);
Уметь их отбирать (учитывая этап обучения и поставленную задачу);
Уметь комбинировать языковые и неязыковые средства;
Уметь сочетать знаковую, образную, символическую информацию;
Уметь сочетать средства со способами обучения (создавая методический инструментарий).
Слайд 7Классификация средств обучения
Основные и вспомогательные
Технические и нетехнические
Языковые, практические, аудиовизуальные, технические (Горлова
Н.А.).
Слайд 8Языковые средства обучения ИЯ
Языковое пространство, окружающее учащегося, которое создает и воссоздает
учитель на уроке и вне урока;
Речь учителя, которой он должен владеть на уровне «фасцинации» (завораживания), служащая для учащегося в качестве образца для подражания;
Язык (код), на котором ведется процесс обучения как процесс коммуникации.
Слайд 9Практические средства обучения ИЯ
Значимые и продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация,
конструирование, оригами, моделирование, проектирование, театрализованная деятельность (постановка сценок, разыгрывание диалогов) и т.д.;
Практические (подручные средства):карандаши, фломастеры, краски, кисточки, цветная бумага, ножницы, линейка и т.д.;
Жесты учащихся и учителя;
Раздаточный материал (карточки с правилами чтения, памятки, буквы, карточки со звуками, с заданиями и т.д.)
Слайд 10Аудиовизуальные средства обучения ИЯ
Аудитивные: все звучащие единицы языка и речи, который
учитель использует на разных носителях (кассетах, дисках, флешках и т.д.)
Визуальные : демонстрационный материал для показа и объяснения нового языкового и речевого материала (таблицы, схемы, модели и т.д.)
Слайд 11Технические средства обучения ИЯ
Информационно-коммуникационные технологии (компьютер, проектор, интерактивная доска, планшеты и
т.д.)
Слайд 12УМК как основное средство обучения ИЯ
УМК - учебно-методический комплекс (комплект), является
основным средством обучения ИЯ.
УМК – система (технических и нетехнических) средств обучения, используемых для достижения целей обучения ИЯ. Ведущая роль в этой системе относится учебнику.
Слайд 13Состав УМК
Учебник
Книга для учителя
Рабочая тетрадь
Книга для чтения
Кассеты / диски / интернет
ресурсы
Учебно-дидактический материал : таблицы, схемы, карты и т.д.
Набор фотографий и картинок (предметные, сюжетные, тематические и т.д.)
Кинофильмы / видеосюжеты / ролики и т.д.
Слайд 14Учебник ИЯ
Базовое средство обучения, которое ориентировано на систематизацию знаний, на обобщение
языкового, речевого, коммуникативного, социокультурного опыта учащихся, помогая учителю управлять их учебной деятельностью.
Слайд 15Критерии отбора учебника
Оформление
Структура
Содержание
Методическая организация материала учебника